Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 07:16, курсовая работа
Актуальность проблемы банковского ценообразования состоит в том, что от правильности установления цен во многом зависят рентабельность банков, его конкурентоспособность и многие другие показатели его деятельности. Особую роль цена играет в рыночной экономике. Ценообразование - сложнейший механизм конъюнктуры финансового рынка. В цене, отражается вся система ценообразующих факторов (инфляция, спрос, предложение и др.). Поэтому изучение ценообразования и совершенствование системы ценообразование необходимо.
Введение 3
Глава 1. Теоритические основы ценовой политики коммерческого банка 5
1.1 Специфика ценообразования в банковской сфере 5
1.2 Этапы разработки цен на банковские услуги 10
1.3 Формирование общей стратегии ценообразования на банковские услуги 14
Глава 2. Анализ стратегии ценообразования на примере ОАО «Сбербанка России» 21
2.1 Особенности экономической деятельности банка 21
2.2 Анализ маркетинговой деятельности банка 30
2.3 Аспекты кредитной политики ОАО «Сбербанка России» 33
Глава 3. Мероприятия по повышению качества кредитных портфелей коммерческих банков в России 36
3.1 Экономическое обоснование разработки новой ценовой стратегии 36
3.2 Выявление ключевых проблем системы кредитования банка и пути их решения 39
Заключение 44
Список использованной литературы 45
- определение целей ценовой политики;
- анализ спроса;
- оценка затрат или анализ процентных и непроцентных расходов;
- выбор метода определения цен;
- формирование общей стратегии банковского ценообразования.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов.
Определение целей ценовой политики.
Ценовая политика коммерческого банка - это установление такого уровня цен на банковские услуги, которые, будучи реализованными, обеспечат получение оптимальной прибыли.
Коммерческий банк проводит ценовую политику, выбирая и реализуя ту или иную стратегию развития самостоятельно, но на его действия оказывает влияние общая денежно-кредитная политика ЦБ России. ЦБ определяет политику по отношению к валютному курсу, рефинансированию банков, проводит процентную политику по операциям банка России, устанавливает обязательные резервные требования и осуществляет операции на открытом рынке, - все это не может не отражаться на выборе конкретного банка. Ценовая политика проявляется как в привлекаемых, так и в размещаемых денежных ресурсах.
В сегодняшней ситуации целями ценовой политики в банковской сфере являются следующие:
- Дальнейшее существование банка.
- Восстановление ликвидности банковской системы.
Следующий тип ценовой политики - это «лидерство в качестве». Такая политика также часто используется банками, хотя и связана она с некоторыми затруднениями как практического, так и методологического порядка. Суть ее состоит в том, что при различиях в качественных параметрах цены банковских продуктов определяют по нормативно-параметрическому методу. Основа метода проста: базовая цена банковской услуги корректируется с учетом изменения значений параметров качества, и затем определяется цена новой, более качественной банковской услуги.
Сложность применения данной модели на практике заключается в том, что не разработана нормативная документация по образованию таких параметрических рядов.
Ценовая политика «лидерство в качестве» будет широко использоваться в банковской практике в условиях, когда банковская система не будет подвергаться частой реструктуризации и не будет столь высокой инфляции.
Анализ спроса.
Анализ спроса в системе договорного ценообразования, которое почти полностью охватывает банковскую сферу, ценовая политика и ее цели лишь в малой степени опираются на изучение спроса отдельных видов банковских услуг. Здесь все зависит от уровня развития так называемой маркетинговой информации. Причем такая информация как о спросе, так и о предложении должна собираться по однотипным видам услуг банка с учетом всех факторов, влияющих на сумму услуги.
Государственное регулирование банковской деятельности в лице Центрального банка и Министерства финансов оказывает самое непосредственное влияние на состояние финансового рынка, на спрос и предложение отдельных банковских услуг. Оно проводится путем:
- изменения отчислений кредитных организаций в обязательные резервы банка России;
- варьирования ставки рефинансирования;
- валютного регулирования;
- налогового обложения банковских операций и др.
Оценка затрат или анализ процентных и непроцентных расходов.
Процентные расходы, которые включают начисленные и уплаченные проценты в рублях и в валюте.
Непроцентные расходы включают:
1. Операционные расходы, в том числе:
- почтовые и телеграфные расходы по операциям клиентов;
- уплаченная комиссия по услугам и корреспондентским счетам;
- расходы по валютным операциям;
2. Расходы по обеспечению
- на содержание аппарата управления;
- на хозяйственные расходы (амортизационные отчисления, арендная плата и т.д.);
3. Прочие расходы, в том числе:
- штрафы, пени, неустойки уплаченные;
- проценты и комиссия прошлых лет.
Расчеты по данной методике дают возможность определить, каков уровень затрат на каждый инструмент и выработать ценовую политику, позволяющую банку увеличить доходы.
Успех коммерческого банка определяют три взаимосвязанных фактора:
1. Высокая доходность (прибыльность)
банковского дела, создающая возможность
для выплаты дивидендов
2. Ликвидность, то есть возможность быстрого превращения активов банка в платежные средства для своевременного погашения своих долговых обязательств.
3. Платежеспособность, то есть способность
в необходимые сроки и в
полной сумме отвечать по
Другой составляющей анализа затрат являются непроцентные расходы. При анализе непроцентных расходов необходимо:
- рассмотреть их структуру;
- определить динамику каждой статьи;
- выявить причины изменения удельного веса каждой статьи в общих непроцентных расходах.
Банку следует уменьшать затраты, имеющие большой удельный вес в сумме непроцентных расходов, но делать это нужно не в ущерб своей деятельности. Так, нецелесообразно сокращать расходы на содержание аппарата управления. Усилия следует сосредоточить на уменьшении штрафов, пени, неустоек.
Важное условие поддержания необходимого уровня ликвидности банков - наличие у банков достаточной суммы ликвидных (легкореализуемых) активов, которыми являются наличные деньги, золото, остатки средств до востребования на счетах, депозиты сроком до 1 месяца, ценные бумаги и другие легкореализуемые средства банка.
Одним из элементов банковского ценообразования является формирование общей стратегии ценообразования на банковские услуги.
Стратегия ценообразования - это обоснованный выбор из нескольких вариантов определенных банковских услуг и цен на них. Этот выбор направлен на достижение максимальной прибыли для банка в рамках планируемого периода (краткосрочного, среднесрочного или долгосрочного). В предыдущих разделах были рассмотрены проблемы, связанные с оценкой процентных и непроцентных расходов, анализом прямых доходов, с помощью которых определяются финансовые цели банка.
Кредитованием занимаются все банки, поэтому все они и являются потенциальными конкурентами. Но каждый из них имеет свою сферу приложения и конкретные объекты кредитования.
Можно сделать вывод, что все банки на определенной территории, занимающиеся аналогичными услугами, являются потенциальными конкурентами друг для друга. В связи с такой ситуацией необходимо выявить уровень договорных процентных ставок по всем этим банкам, сравнить их со ставками реальных сделок и определить, какого рода скидки применялись конкурентами и какие особые условия при кредитовании строительства и реконструкции учитывались.
Анализ конкуренции позволяет прогнозировать реакцию конкурентов на возможные изменения ценовой политики и предвидеть те конкретные меры, которые следует предпринять в ответ. Такой анализ позволяет банку целенаправленно менять кредитную структуру для повышения возврата кредитной задолженности и так формировать портфель заказов по проектам перспективного кредитования, чтобы избежать потерь от невозврата кредитных ресурсов, получить максимально возможную прибыль6.
На объем прибыли банка большое влияние оказывает ценовая политика, хотя банки стремятся оптимизировать операции и снизить издержки. Для расширения клиентуры важно предоставлять дополнительное обслуживание - в результате цена на банковскую услугу растет и число клиентов, потребляющих данную слугу, расширяется. Банк должен учитывать также, что ряд ценообразующих факторов находится вне зоны его влияния, а объективно складывается на рынке банковских услуг или задается Центральным банком и другими государственными органами, действующим законодательством, нормативными документами и налоговой политикой. Поэтому банк должен оценить влияние государственного регулирования и после этого подойти к выбору ценовой стратегии.
Ценовых стратегий множество, и их можно классифицировать: по уровню конкурентоспособности банка как пионерные, стандартные, адаптационные; по разнообразию потребителей банковских услуг как стратегии дифференцированного ценообразования, конкурентного и ассортиментного.
Пионерные ценовые стратегии применяются редко, но именно они прокладывают путь к появлению новой банковской услуги и позволяют нетрадиционно решить проблему финансирования и кредитования. К ним можно отнести известные всем лизинг, где идет сочетание аренды и кредита; продажу долгов с дисконтом, что означает продажу кредиторам дебиторской задолженности со скидкой; факторинг, когда идет передача кредитором фактору прав требования возврата долгов с заемщика (за операции по востребованию долгов банк или компания взимает с клиента факторинговую комиссию и ссудный процент), форфейтинг - кредитование внешнеэкономических операций в форме покупки у экспортера векселей, акцептированных импортером.
Стандартная стратегия - это стратегия постепенного проникновения, когда банк на свою услугу устанавливает первоначально низкую цену в целях стимулирования спроса и завоевания какой-то части рынка, а после закрепления своего положения может пойти на повышение цены банковской услуги. Преимущество этой стратегии в том, что она позволяет опередить конкурентов, как существующих, так и потенциальных, в вопросе захвата рынка.
К стандартным стратегиям относятся:
- стратегия снятия сливок применяется, когда существует повышенный спрос на какую-то банковскую услугу со стороны клиентов, которые готовы платить по максимальной цене. Это приносит быстрые прибыли и дает возможность создать резерв для последующего снижения цен, когда спрос упадет;
- стратегия что рынок вынесет рассчитана на максимально высокий денежный оборот по данному проценту предоставления кредитных ресурсов, либо высокий депозитный процент с целью быстрого привлечения ресурсов;
- стратегия целевой доли рынка предполагает использование низкого уровня цен банковской услуги для повышения конкурентоспособности и завоевания определенной части рынка.
Адаптационные стратегии - это стратегии конкуренции и умения победить в конкурентной борьбе. Так, банки при управлении своими рисками часто используют стратегию «проб и ошибок», диверсифицируя банковский портфель.
Стратегия дифференцированного ценообразования чаще всего используется в банковской практике. Суть ее состоит в том, что одна и та же банковская услуга предоставляется клиентам под разный процент или продается по разным ценам. Прежде всего это дифференциация цен на банковские услуги по срокам сделки, краткосрочные и долгосрочные кредиты, вклады до востребования, срочный, с ежемесячной выплатой процентов, целевой на детей, срочные депозиты, а также новые сберегательные вклады «СБ-60 дней», «СБ-100 дней» и др. В случае привлечения (размещения) банком денежных средств на срок менее одного дня проценты начисляются за количество часов (минут) фактического пользования денежными средствами в течение дня. Широко практикуется привлечение банками средств во вклады (депозиты), а также в межбанковские кредиты овернайт со сроками 3,7,21 день, 3 месяца. Ставки по долгосрочным кредитам от 1 года до 3 лет обычно ниже, чем по краткосрочным, но доля долгосрочного кредита в общих кредитных ресурсах не велика (меньше 13% в 1998-1999 гг.).
Дифференциация ставок по кредитным и депозитным процентам через систему скидок осуществляется следующим образом:
- скидки первоклассным заемщикам в зависимости от кредитного риска, который определяется ликвидностью активов заемщика, издержками по поиску информации и способом обеспеченности кредита;
- сезонные надбавки (скидки), связанные с кредитованием сельского хозяйства и завозом товаров;
- прочие функциональные скидки для участников финансовой группы. Следующий вид дифференцированного ценообразования, дифференциация цен на банковские услуги для стимулирования оборота, осуществляется путем:
- предоставления налоговых льгот (налоговые льготы при обложении дохода от ценных бумаг и лизинговые операции);
- применение так называемой плавающей ставки.
Дифференциация процентных ставок по структурным ставкам (основные, базовые и дополнительные). Основными ставками, которые коммерческие банки учитывают при установлении платы за кредит, являются:
- ставка рефинансирования по кредитам, которые ЦБ РФ предоставляет коммерческим банкам. Она меняется, ее снижение всегда выгодно коммерческим банкам, а рост свидетельствует о состоянии кредитных ресурсов. Кредиторы часто прибегают к увеличению процентных ставок платы за кредит, ссылаясь на повышение ставки рефинансирования. Поэтому заемщик должен стремиться к тому, чтобы в кредитном договоре отсутствовали положения, позволяющие кредитору изменять его условия в свою пользу;
- ставка ЛИБОР - это ежедневно публикуемая и играющая роль международного ориентира средняя ставка процента, по которой банки Лондона размещают свои депозиты в других банках. Она является базовой ставкой по привлеченным и размещенным средствам в иностранной валюте в российской банковской системе;
- ставка ЛИБОР по однодневным межбанковским кредитам; фактическая процентная ставка банка-кредитора, определяется по ставке ЛИБОР, действующей на соответствующий день срока действия кредитного договора, плюс 2%.
Следующий вид дифференциации - дифференциация ставок по кредитам и депозитам по юридическим и физическим лицам. Кредитные ставки, как долгосрочные, так и краткосрочные, всегда выше для физических лиц, чем для юридических. При этом учитывается неразвитость потребительского кредита в России и небольшие объемы кредитных средств, отвлекаемых в этот сегмент рынка Депозитные ставки, особенно в долларовом выражении, также всегда выше для физических лиц, что связано с необходимостью привлекать денежные сбережения населения в кредитную сферу. Дифференциация ставок по кредитам и депозитам по степени свобод их определения: