Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 07:16, курсовая работа
Актуальность проблемы банковского ценообразования состоит в том, что от правильности установления цен во многом зависят рентабельность банков, его конкурентоспособность и многие другие показатели его деятельности. Особую роль цена играет в рыночной экономике. Ценообразование - сложнейший механизм конъюнктуры финансового рынка. В цене, отражается вся система ценообразующих факторов (инфляция, спрос, предложение и др.). Поэтому изучение ценообразования и совершенствование системы ценообразование необходимо.
Введение 3
Глава 1. Теоритические основы ценовой политики коммерческого банка 5
1.1 Специфика ценообразования в банковской сфере 5
1.2 Этапы разработки цен на банковские услуги 10
1.3 Формирование общей стратегии ценообразования на банковские услуги 14
Глава 2. Анализ стратегии ценообразования на примере ОАО «Сбербанка России» 21
2.1 Особенности экономической деятельности банка 21
2.2 Анализ маркетинговой деятельности банка 30
2.3 Аспекты кредитной политики ОАО «Сбербанка России» 33
Глава 3. Мероприятия по повышению качества кредитных портфелей коммерческих банков в России 36
3.1 Экономическое обоснование разработки новой ценовой стратегии 36
3.2 Выявление ключевых проблем системы кредитования банка и пути их решения 39
Заключение 44
Список использованной литературы 45
- процентные ставки, подверженные непосредственному регулированию ЦБ РФ: ставка рефинансирования; штрафные ставки;
- регулируемые Сбербанком РФ (единые по всей России ставки Сбербанка РФ по депозитам и вкладам в рублях и в валюте);
- рыночные процентные ставки: размещаемые посредством аукционных торгов (кредитные аукционы); определяемые по межбанковским операциям; свободно определяемые каждым банком.
Более широкое развитие конкуренции в банковской сфере будет способствовать большей дифференциации цен на банковские услуги в будущем.
Рассмотрим следующие конкурентные стратегии, используемые банками:
- упомянутая ранее стратегия «снятия сливок» позволяет банку установить высокую ставку на новую банковскую услугу, которая только внедряется на рынок и пользуется повышенным спросом. Цель
- получить максимум прибыли, пока конкуренты не потеснили на рынке.
- стратегия престижных цен или имиджа. Цена здесь - это высокая ставка по особой услуге, доступной не всем, а только особой группе клиентов.
- стратегия «высоких» и «низких» цен, которая связана с перегруппировкой сегментов рынка данного банка, с его финансовым положением и перспективой развития.
Через политику «низких» цен проходит проникновение на новые рынки и закрепление на уже завоеванном рынке. Банк не преследует цель получить быструю прибыль и уйти с рынка, напротив, его цель - получение долговременных прибылей. Эту политику проводят банки с прочным финансовым положением, имеющие широкие планы развития на данном рынке. Такие банки завоевывают рынок за счет больших объемов кредитов, предоставляемых большому числу заемщиков.
Политика «высоких» ставок проводится банками, не планирующими развитие на данном рынке. Это часто неблагополучные в финансовом отношении банки, которым важно взять от рынка все, что он дает, и уйти, когда туда начнут внедряться более эффективные банки;
Стратегия «следования за лидером», при которой банк руководствуется ставками конкурента, а учет собственной внутренней стоимости банковских услуг и спроса играют подчиненную роль. Следование может означать установление равных, повышенных или пониженных ставок по кредитам и депозитам по отношению к конкурентам. Стратегия довольно популярна в рыночной экономике, и обычно она ведет, как показывает зарубежная практика, к снижению и выравниванию ставок при монополизации рынка.
При использовании ассортиментной стратегии ценообразования банковские услуги продаются по «прейскуранту». Как правило, предоставляя основную услугу, банк может предоставить консультационные услуги бесплатно или за небольшую плату. Банки широко используют процентные скидки при покупке по кредитным карточкам и другие формы. Ассортиментная стратегия сегодня проявляется и в том, какие банковские операции должны быть основными для прибыльной деятельности банков - расчетно-кассовое обслуживание клиентов по низким тарифам или государственные ценные бумаги с минимальными рисками.
В заключение данного вопроса о стратегии ценообразования необходимо подчеркнуть, что рецепта для их использования в банковской практике нет. Банкам важно правильно выбрать и проводить ценовую политику, гибко меняя цены в рамках выбранной стратегии в зависимости от состояния финансового рынка, интенсивности конкуренции в том или ином ее сегменте, уровня инфляции, спроса и предложения клиентов.
Основные статьи Отчета о финансовом положении Группы по МСФО (млрд. руб.) |
31.12.2012 |
31.12.2011 |
Изменение | ||||
Всего активов |
15 097,4 |
10 835,1 |
39,3% | ||||
Кредиты юридическим лицам (до вычета резервов под обесценение) |
8 227,8 |
6 576,6 |
25,1% | ||||
Кредиты физическим лицам (до вычета резервов под обесценение) |
2 836,5 |
1 805,5 |
57,1% | ||||
Резерв под обесценение кредитного портфеля |
565,0 |
662,4 |
-14,7% | ||||
Совокупный портфель ценных бумаг |
1 969,7 |
1 625,8 |
21,2% | ||||
Средства физических лиц |
6 983,2 |
5 726,3 |
21,9% | ||||
Средства корпоративных клиентов |
3 196,1 |
2 205,8 |
44,9% | ||||
Всего обязательств |
13 473,6 |
9 567,1 |
40,8% | ||||
Собственные средства |
1 623,8 |
1 268,0 |
28,1% | ||||
Коэффициент достаточности капитала Базель 1 (%) |
31.12.2012 |
31.12.2011 |
Изменение | ||||
Капитал первого уровня (Tier 1) |
10,4 |
11,6 |
-1,1п.п. | ||||
Общий капитал |
13,7 |
15,2 |
-1,5п.п. | ||||
Фактическая численность персонала Сбербанка России (тыс. чел.) |
286,0 |
241,0 |
4,5% | ||||
Основные статьи Отчета о прибылях и убытках Группы по МСФО (млрд. руб.) |
За 2012 год |
За 2011 год |
Изменение |
За четвертый квартал 2012 года |
За четвертый квартал 2011 года |
Изменение | |
Чистые процентные доходы |
704,8 |
561,0 |
25,6% |
201,0 |
159,0 |
26,4% | |
Комиссионные доходы |
189,2 |
151,9 |
24,6% |
57,3 |
44,5 |
28,8% | |
Операционные расходы |
-451,4 |
-348,3 |
32,1% |
-144,1 |
-108,9 |
34,5% 20,9% | |
Расходы на содержание персонала |
245,8 |
-203,8 |
22,1% |
67,8 |
-56,7 | ||
Отчисления в резервы под обесценение кредитного портфеля |
-21,5 |
1,2 |
-1891,7% |
-10,9 |
-15,6 |
-30,1% | |
Чистая прибыль |
347,9 |
315,9 |
10,1% |
85,1 |
60,1 |
41,6% | |
Cовокупный доход |
393,6 |
309,0 |
27,4% |
103,0 |
95,1 |
8,3% | |
Основные показатели эффективности Группы по МСФО (%) |
За 2012 год |
За 2011 год |
Изменение |
За четвертый квартал 2012 года |
За четвертый квартал 2011 года |
Изменение | |
Рентабельность активов (ROA) |
2,7 |
3,2 |
-0,7п.п. |
2,8 |
2,4 |
-0,6п.п. | |
Рентабельность собственных средств (ROE) |
24,2 |
28,0 |
-3,8п.п. |
23,8 |
19,6 |
-3,8п.п. | |
Процентная маржа* |
6,1 |
6,4 |
-0,3п.п. |
6,2 |
6,7 |
-0,3п.п. | |
Отношение операционных расходов к операционному доходу |
49,0 |
46,9 |
2,6п.п. |
46,7 |
54,0 |
2,2п.п. |
Наименование статьи |
На 01.01.2011 |
На 01.01.2012 |
На 01.01.2013 |
Динамика | |||||||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% | ||||
Активы | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |||
Денежные средства |
270396 |
3,81 |
322303 |
3,78 |
725052 |
5,34 |
402749 |
124 | |||
Средства кредитных организаций в ЦБ РФ |
112238 |
1,58 |
128925 |
1,51 |
381208 |
2,8 |
252283 |
196 | |||
Обязательные резервы |
40572 |
0,57 |
50532 |
0,59 |
122373 |
0,9 |
71841 |
142 | |||
Средства в кредитных организациях |
85334 |
1,20 |
61888 |
0,73 |
81464 |
0,6 |
19576 |
31,6 | |||
Финансовые активы |
15588 |
0,22 |
31509 |
0,37 |
101884 |
0,75 |
70375 |
223 | |||
Чистая ссудная задолженность |
5158029 |
72,68 |
5714301 |
67,04 |
9769673 |
71,95 |
4055372 |
70 | |||
Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, |
1075404 |
15,15 |
1465069 |
17,19 |
1541630 |
11,3 |
76551 |
5,2 | |||
Инвестиции в дочерние и зависимые организации |
39000 |
0,55 |
83714 |
0,98 |
281233 |
2,071 |
61541 |
73,5 | |||
Чистые вложения в ценные бумаги |
0 |
0,00 |
354845 |
4,16 |
361861 |
2,6 |
7016 |
1,9 | |||
Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы |
289830 |
4,08 |
317379 |
3,72 |
438060 |
3,2 |
47962 |
15 | |||
Прочие активы |
90176 |
1,27 |
127028 |
1,49 |
176277 |
1,2 |
47845 |
37,6 | |||
Всего активов |
7096995 |
100,00 |
8523247 |
100,00 |
13577111 |
100 |
5053864 |
59 |