Конъюнктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы это охарактеризовать понятие конъюнктуры рынка, предложить системный анализ маркетинговой деятельности изучаемого субъекта рынка и предложить собственное видение решения возможных проблем и перспектив его дальнейшего развития.
Так же в данной курсовой работе были сформированы следующие задачи:
1) дать понятие «конъюнктура рынка» и общую характеристику рынка;
2) изучить рыночный спрос и классификацию его формирующих факторов;
3) изучить предложение и классификацию влияющих на его величину факторов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Конъюнктура рынка………………………………………………………..….4
1.1 Рыночный спрос…………………………………………………………..….5
1.2 Рыночное предложение……………………………………………….……10
2. Системный анализ маркетинговой деятельности ЗАО «Добрыня»………13
Заключение ……………………………………………………………………..19
Библиографический список…………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая, галеев.docx

— 135.04 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Пермская государственная  сельскохозяйственная  академия

Имени академика Д.Н. Прянишникова»

Факультет  ПАЭТ

 

 

Кафедра «Товароведения и  экспертизы товаров»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Товарный маркетинг»

На тему «Конъюнктура рынка»

 

 

 

Выполнил: студентка 4-го курса очного обучения факультета ПАЭТ специальности 080401 Мальцева Юлия Андреевна

Проверил: профессор Галеев Марат  Мирсаяфович

 

 

 

 

Пермь, 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Конъюнктура рынка………………………………………………………..….4

1.1 Рыночный спрос…………………………………………………………..….5

1.2 Рыночное предложение……………………………………………….……10

2. Системный анализ маркетинговой  деятельности ЗАО «Добрыня»………13

Заключение ……………………………………………………………………..19

Библиографический список…………………………………………………….20

 

 

 

 

Введение

Исследования конъюнктуры  рынка имеют огромное значение в  системе исследований рынка в  целом. Рынок является крайне динамичной единицей коммерческой деятельности, и, следовательно, исследования конъюнктуры  просто необходимы для полного восприятия функционирования рынка.

Конъюнктура, конъюнктура  рынка (лат. conjunctura - связывать) - экономическая ситуация на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж.

Из определения наглядно видно, что спрос является ключевой составляющей конъюнктуры рынка. И  соответственно при исследованиях  конъюнктуры необходимо прежде всего исследовать спрос. Исследования спроса были актуальны во все времена для компаний, функционирующих на рынке, но в настоящее время, в условиях постоянно меняющих вкусов и предпочтений потребителей, исследования спроса принимают еще большее значение. Исследования принимают постоянный характер и становятся неотъемлемой частью эффективной рыночной деятельности фирмы.

Цель данной курсовой работы это охарактеризовать понятие конъюнктуры рынка, предложить системный анализ маркетинговой деятельности изучаемого субъекта рынка и предложить собственное видение решения возможных проблем и перспектив его дальнейшего развития.

Так же в данной курсовой работе были сформированы следующие задачи:

  1. дать понятие «конъюнктура рынка» и общую характеристику рынка;
  2. изучить рыночный спрос и классификацию его формирующих факторов;
  3. изучить предложение и классификацию влияющих на его величину факторов;
  4. провести системный анализ маркетинговой деятельности предприятия ЗАО «Добрыня».

 

  1. Конъюнктура рынка

Одно  из  определений  слова "конъюнктура" - это связь  различных, сложившаяся  на  данный  промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих  определённую  ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером. Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества  урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.[3]

Основоположником конъюнктурных  исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических  показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру.

 Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражается соотношением спроса, предложения и динамики цен,   производством товаров и товарных запасов.          Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику. Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а следовательно и на конъюнктуру рынка.

  Конъюнктура рынка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок,  валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления. [1]

 

 

    1. Рыночный спрос

Спрос — платежеспособная потребность человека, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. [2]

Экономисты моделируют спрос, т. е. представляют его в виде модели. Спрос рассматривается как функция  множества переменных, главная из которых — рыночная цена товара. Общеизвестно, что количество купленных товаров зависит от их цены. Чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди хотят купить, и наоборот, чем ниже цена, тем больше объем спроса на него. Подобную зависимость экономисты называют законом спроса. Закон спроса — при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Связь между ценой и  объемом спроса на любой товар  можно проиллюстрировать с помощью  кривой спроса. Кривая 
спроса — графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на 
этот товар.

Кривая спроса (D) является нисходящей, убывающей. Подобное «поведение»  кривой отражает действие закона спроса, 
поскольку график показывает обратную зависимость между ценой товара X (Рх) и величиной спроса на данный товар (Qx). На 
рисунке 1 ниже падение цены с Р1 до Р2 ведет к росту объема спроса с Q1 до Q2.

Кривая  спроса:

                                                     (рис 1)

До сих пор мы рассматривали  проблему с позиции одного единственного  потребителя. Однако в реальной действительности спрос на любой гипотетический товар X предъявляют не один, а несколько  потребителей. В связи с этим возникает  необходимость определения двух новых понятий — «индивидуальный  спрос» и «спрос рыночный». Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем (именно этот спрос мы рассматривали выше). Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать опросы индивидуальные. Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. А графически рыночный спрос определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального спроса. [6]

Индивидуальный и рыночный спрос:

(рис 2)

 

Неценовые факторы спроса.

Рассматривая категорию  «спрос», мы акцентировали внимание на влиянии изменения цены товара на величину спроса. При этом предполагалось, что меняется только цена товара, все  же остальные факторы, которые могут  оказывать влияние на спрос (вкусы  потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и т. п.), остаются неизменными. Но каждый из этих факторов сказывается  на спросе на товар X, и под воздействием этих факторов спрос может меняться. В частности, при неизменной рыночной цене товара потребители могут предъявлять спрос на большее или меньшее его количество. [4]

В том случае когда под влиянием изменения какого-то фактора величины спроса меняются при каждой данной цене, происходит смещение всей кривой спроса вправо или влево параллельно самой себе; говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.

Если кривая D0 смещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D0 сместится влево, то спрос уменьшится. Неценовые факторы спроса иначе называются неценовыми детерминантами спроса.

Изменение спроса под действием  неценовых факторов:

(рис 3)

Наиболее существенное воздействие  на поведение покупателей, а следовательно, и на сдвиг кривой спроса оказывают следующие детерминанты.

1. Вкусы и предпочтения  потребителей» которые, в свою очередь, определяются такими факторами, как мода, реклама, качество потребляемых благ, обычаи, традиции и т. п. Если вкусы потребителей изменятся в пользу данного товара, то спрос на него увеличится, и кривая спроса сместится вправо.

2. Уровень доходов населения.  Увеличение дохода потребителей  приводит к тому, что они предъявляют  спрос на большее 
количество данного блага при каждой цене, т. е. спрос растет 
и кривая спроса смещается вправо из положения D0 в положение D1. Соответственно, снижение уровня доходов населения 
вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса до положения D2.

3. Цены на другие товары  могут  повлиять на изменение спроса на данный товар. В частности речь идет о ценах на взаимозаменяемые и взаимодополняющие друг друга товары. Взаимозаменяемые товары — товары, которые по своим потребительским свойствам похожи и могут быть заменены друг другом. Представим, что цена товара Y, заменителя X, возросла, тогда очевидно, что товар X становится относительно дешевле (по сравнению с  Y) и покупатели будут стремиться приобретать в больших количествах товар Х при каждой возможной его цене, и график спроса на товар X сместится вправо. Аналогичным образом происходит смещение графика спроса на товар X влево при снижении цены Y. Например, чай и кофе в некотором смысле являются заменителями; с повышением цены на кофе увеличивается спрос на чай. Таким образом, между ценой на один из взаимозаменяемых товаров и спросом на другой существует прямая зависимость. Взаимодополняющие товары — товары, которые не могут быть использованы друг без друга (бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка, магнитофон и кассеты). Если товар Z дополняет товар X, то снижение цены Z повлечет за собой увеличение спроса на товар X и сдвиг кривой спроса на него вправо, а повышение цены Z вызовет обратный эффект, т. е. здесь зависимость между ценой на один товар и спросом на другой — обратная. Очень многие товары не связаны друг с другом, и изменение цены одного из них не оказывает воздействия на спрос на другой. Количество покупателей. Рост числа покупателей (например, за счет увеличения населения) в конечном итоге вызовет расширение спроса на товар.

4. Ожидания потребителей. Если покупатели ожидают изменения цен на товары, повышения или понижения своих доходов, определенных действий правительства, затрагивающих доступность товаров, то это может повлиять на их желание приобретать товар в данный момент, а, следовательно, вызовет изменение спроса. Так, ожидания будущего повышения цены товара (инфляционные ожидания) подстегивают спрос, т. е. потребители стремятся приобрести товар в больших количествах сегодня, боясь потерять возможность его купить в будущем, когда цена на него возрастет. Результатом ажиотажного спроса будет смещение графика D вправо.

5. Эффект отложенного  спроса связан с существованием  циклических колебаний спроса  во времени — годовые, квартальные, недельные колебания. Так, в течение года имеют место три «пика» и три «провала» спроса. Первый «пик» — конец декабря — начало января (новогодние праздники), затем следует падение спроса. Второй «пик» — февраль — март — в России тоже приходится на праздники (23 Февраля, 8 Марта). Третий «пик» обычно приходится на август — сентябрь (период массовых отпусков, время подготовки к новому учебному году). Цикличность существует и в течение месяца — выделяют два «пика» — аванс и зарплату. В течение недели возрастание спроса наблюдается перед выходными.[7]

Итак, на спрос оказывают  воздействие как цена, так и неценовые факторы. В этой связи не следует путать изменения в спросе, происходящие под действием ценовых и неценовых факторов. При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса, поскольку в этом случае при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товара. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменения неценовых детерминант спроса. Когда же все неценовые факторы постоянны и не изменяются, а цена товара или увеличивается, или уменьшается, то мы от одного соотношения «цена—количество спрашиваемой продукции» при прочих равных условиях по закону спроса переходим к другому, новому соотношению «цена—количество спрашиваемой продукции». Соответственно, при снижении цены с Р1 до Р2 происходит смещение из точки А в точку В одной и той же кривой спроса. В подобных случаях вследствие действия закона спроса происходит лишь изменение величины (объема) спроса, перемещение вдоль кривой спроса.

 

    1. Рыночное предложение

Рыночное предложение — предложение товара всеми продавцами на рынке. Основными показателями предложения выступают объем и цена предложения.  
     Объем предложения — это то количество товаров, которое готовы продать продавцы.

Информация о работе Конъюнктура рынка