Современное ценообразование в банковской сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование механизмов ценообразования и разработка теоретических подходов к формированию модели установления цен на услуги в коммерческих банках.
Задачи:
– исследование теоретических основ современного рыночного ценообразования применительно к коммерческим банкам;
– изучение специфики ценообразования банковских услуг и ее проявления в условиях рыночных отношений;
– выявление и характеристика основных факторов ценообразования в коммерческих банках;
– определение места России в современной банковской системе;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы ценообразования банковского продукта……5
Специфика ценообразования в банковской сфере…………………………5
1.2 Этапы разработки цен на банковские услуги……………………………...10
Глава 2 Современное ценообразование в банковской сфере………………....25
2.1 Российский опыт ценообразования в банковской сфере………………….25
2.2 Пути решения проблем при ценообразовании банковского продукта…...30
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиографический список…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.06 Кб (Скачать файл)

Обобщающим показателем  суммарных затрат банка является их отношение к количеству обслуживаемых  клиентов.

Успех коммерческого банка  определяют три взаимосвязанных  фактора:

1. Высокая доходность (прибыльность) банковского дела, создающая возможность  для выплаты дивидендов акционерам  банка, увеличения его капитала, создания необходимых страховых  резервов, фондов развития.

2. Ликвидность, то есть  возможность быстрого превращения  активов банка в платежные  средства для своевременного  погашения своих долговых обязательств.

3. Платежеспособность, то  есть способность в необходимые  сроки и в полной сумме отвечать  по своим обязательствам перед  кредиторами – государством, банками,  вкладчиками.

Другой составляющей анализа  затрат являются непроцентные расходы. При анализе непроцентных расходов необходимо:

– рассмотреть их структуру;

– определить динамику каждой статьи;

– выявить причины изменения удельного веса каждой статьи в общих непроцентных расходах.

Банку следует уменьшать  затраты, имеющие большой удельный вес в сумме непроцентных расходов, но делать это нужно не в ущерб  своей деятельности. Так, нецелесообразно  сокращать расходы на содержание аппарата управления. Усилия следует  сосредоточить на уменьшении штрафов, пени, неустоек.

Важное условие поддержания  необходимого уровня ликвидности банков – наличие у банков достаточной  суммы ликвидных (легкореализуемых) активов, которыми являются наличные деньги, золото, остатки средств до востребования  на счетах, депозиты сроком до 1 месяца, ценные бумаги и другие легкореализуемые средства банка.

Выбор метода определения  цен.

Затратный метод определения  цен.

Затратный метод прост. В  основу цены банковской услуги закладывают  себестоимость, и к ней прибавляется прибыль, которая будет достаточна для этой банковской услуги:

Ц = S + П,где:

Ц – цена;

S – себестоимость;

П – прибыль.

Важно определить издержки на банковские услуги, или себестоимость. В экономической литературе себестоимость  банковских услуг часто называют внутренней стоимостью банковских операций.

В банковской сфере материальными  затратами выступают привлеченные средства. Но банк считает только собственные  затраты, связанные с привлечением средств, – проценты по депозитным счетам, вкладам, долговым обязательствам банка, используемым в целях кредитования. Это объясняется тем, что коммерческие банки передают средства клиентам не в собственность, а во временное пользование (то есть банк выдает деньги в кредит, и сумма займа с процентами возвращается в банк). Все остальные материальные ресурсы, кроме денежных, включаются во внутреннюю стоимость банковского продукта полностью (амортизация, бумага, кассеты, дискеты и т.п.) В банковской практике такую внутреннюю стоимость банковских услуг, или себестоимость, теоретически можно рассчитать по всем банковским операциям в целом исходя из подробного анализа процентных и непроцентных расходов.

Метод целевого ценообразования.

Суть этого метода заключается  в построении таблиц, которые отражают зависимость номинальной прибыльности активов от темпов «инфляции» и «ROA» при заданной реальной рентабельности.

Таким образом, метод целевого ценообразования требует от банка  анализировать разные варианты процентных ставок за кредит с точки зрения их влияния на оборот, необходимый  для преодоления мертвой точки  или безубыточности.

Применение метода целевого ценообразования показывает, что  затраты на проведение банковских операций оказывают влияние и на величину процентной ставки за кредит, так как  чем больше у банка объем затратных  статей, тем меньше доля прибыли  в доходах. Следовательно, чтобы  достичь необходимой номинальной  прибыльности активов, банк должен зарабатывать все больший валовой доход.

Договорной метод ценообразования, используемый на рынке банковских кредитов При заключении кредитного договора оговаривается ставка кредита. Ставка зависит от множества факторов:

– спроса и предложения на конкретную услугу банка;

– темпов инфляции (темп инфляции должен быть ниже, чем процентная ставка);

– динамики денежных накоплений физических и юридических лиц (накопления уменьшаются – ссудный процент растет);

– эффективности государственного кредитного регулирования, то есть от ставки рефинансирования (как правило, процент не опускается ниже 2/3 ставки рефинансирования);

– сезонности производства, которая обусловливает сезонную потребность в кредитных ресурсах.

– соотношения между размерами предоставляемых государством кредитов и его задолженностью, то есть от внутренней кредитной задолженности (чем она больше, тем выше ссудный процент).

Параметрический метод ценообразования.

Сравнительное ценообразование  или метод лидерства в ценах  Параметрический метод ценообразования  применяется при определении  цен на банковские услуги, основные потребительские параметры которых  поддаются четкому количественному  определению (срок, размер, обеспечение  и др.). Такие банковские услуги могут  составить параметрический ряд, и цена каждой новой услуги такого ряда рассчитывается путем корректировки  цены базовой услуги.

Сравнительный метод ценообразования, или метод лидерства в ценах.

Обычно, пользуются крупные  банки на так называемом олигополистическом рынке. Это такие банковские услуги, как покупка акций крупных  компаний, например Роснефти и др., кредитование крупных инвестиционных программ. Проведение той или иной ценовой политики и выбор конкретного метода ценообразования  в этом случае зависят от доли рынка, контролируемой данным банком, уровня конкуренции на рынке, скорости внедрения  новой услуги и от стратегии ценообразования.

Формирование общей стратегии  банковского ценообразования.

Одним из элементов банковского  ценообразования является формирование общей стратегии ценообразования  на банковские услуги.

Стратегия ценообразования  – это обоснованный выбор из нескольких вариантов определенных банковских услуг и цен на них. Этот выбор  направлен на достижение максимальной прибыли для банка в рамках планируемого периода (краткосрочного, среднесрочного или долгосрочного). Кредитованием занимаются все банки, поэтому все они и являются потенциальными конкурентами. Но каждый из них имеет свою сферу приложения и конкретные объекты кредитования.

Можно сделать вывод, что  все банки на определенной территории, занимающиеся аналогичными услугами., являются потенциальными конкурентами друг для друга. В связи с такой  Ситуацией необходимо выявить уровень  договорных процентных ставок по всем этим банкам, сравнить их со ставками реальных сделок и определить, какого рода скидки применялись конкурентами и какие  особые условия при кредитовании строительства и реконструкции  учитывались.

На основе имеющейся информации о банках-конкурентах, об их деятельности в прошлом, о персональных особенностях их руководящих работников, об организационной  структуре и о других особенностях можно определить основную цель конкурентов  в кредитовании и инвестировании, реальные процентные ставки, а кроме  того, какими преимуществами у заемщиков  пользуются именно эти банки и  чем один банк отличается от другого. Сегментный анализ рынка проводится с целью выявления наиболее выгодных подходов, дифференциации процентных ставок за кредит с тем, чтобы максимально  учесть различия между сегментами рынка  по чувствительности заемщиков к  процентной ставке за кредит. Важно  правильно определить границы между  отдельными сегментами рынка, чтобы  можно было играть на понижении и  повышении процентных ставок в разных сегментах.

Анализ конкуренции позволяет  прогнозировать реакцию конкурентов  на возможные изменения ценовой  политики и предвидеть те конкретные меры, которые следует предпринять  в ответ. Такой анализ позволяет  банку целенаправленно менять кредитную  структуру для повышения возврата кредитной задолженности и так  формировать портфель заказов по проектам перспективного кредитования, чтобы избежать потерь от невозврата кредитных ресурсов, получить максимально  возможную прибыль.

Конкуренция между банками  проявляется в основном в гамме  предоставляемых продуктов и  услуг, уровне издержек. В стороне  остаются такие сферы, как ответственность  управляющих банковских агентств за рационализацию процессов сбыта, адаптацию  предложений к требованиям клиентов, производительность труда.

На объем прибыли банка  большое влияние оказывает ценовая  политика, хотя банки стремятся оптимизировать операции и снизить издержки. Для  расширения клиентуры важно предоставлять  дополнительное обслуживание – в  результате цена на банковскую услугу растет и число клиентов, потребляющих данную слугу, расширяет ся. Банк должен учитывать также, что ряд ценообразующих факторов находится вне зоны его  влияния, а объективно складывается на рынке банковских услуг или  задается Центральным банком и другими  государственными органами, действующим  законодательством, нормативными документами  и налоговой политикой. Поэтому  банк должен оценить влияние государственного регулирования и после этого  подойти к выбору ценовой стратегии.

Ценовых стратегий множество, и их можно классифицировать: по уровню конкурентоспособности банка  как пионерные, стандартные, адаптационные; по разнообразию потребителей банковских услуг как стратегии дифференцированного  ценообразования, конкурентного и  ассортиментного.

Пионерные ценовые стратегии применяются редко, но именно они прокладывают путь к появлению новой банковской услуги и позволяют нетрадиционно решить проблему финансирования и кредитования. К ним можно отнести известные всем лизинг, где идет сочетание аренды и кредита; продажу долгов с дисконтом, что означает продажу кредиторам дебиторской задолженности со скидкой; факторинг, когда идет передача кредитором фактору прав требования возврата долгов с заемщика (за операции по востребованию долгов банк или компания взимает с клиента факторинговую комиссию и ссудный процент), форфейтинг – кредитование внешнеэкономических операций в форме покупки у экспортера векселей, акцептированных импортером.

Стандартная стратегия – это стратегия постепенного проникновения, когда банк на свою услугу устанавливает первоначально низкую цену в целях стимулирования спроса и завоевания какой-то части рынка, а после закрепления своего положения может пойти на повышение цены банковской услуги. Преимущество этой стратегии в том, что она позволяет опередить конкурентов, как существующих, так и потенциальных, в вопросе захвата рынка. К стандартным стратегиям относятся:

– стратегия снятия сливок применяется, когда существует повышенный спрос на какую-то банковскую услугу со стороны клиентов, которые готовы платить по максимальной цене. Это приносит быстрые прибыли и дает возможность создать резерв для последующего снижения цен, когда спрос упадет;

– стратегия что рынок вынесет рассчитана на максимально высокий денежный оборот по данному проценту предоставления кредитных ресурсов, либо высокий депозитный процент с целью быстрого привлечения ресурсов;

– стратегия целевой доли рынка предполагает использование низкого уровня цен банковской услуги для повышения конкурентоспособности и завоевания определенной части рынка.

Адаптационные стратегии – это стратегии конкуренции и умения победить в конкурентной борьбе. Так, банки при управлении своими рисками часто используют стратегию «проб и ошибок», диверсифицируя банковский портфель.

Стратегия дифференцированного  ценообразования чаще всего используется в банковской практике. Суть ее состоит в том, что одна и та же банковская услуга предоставляется клиентам под разный процент или продается по разным ценам. Прежде всего это дифференциация цен на банковские услуги по срокам сделки, краткосрочные и долгосрочные кредиты, вклады до востребования, срочный, с ежемесячной выплатой процентов, целевой на детей, срочные депозиты, а также новые сберегательные вклады «СБ-60 дней», «СБ-100 дней» и др. В случае привлечения (размещения) банком денежных средств на срок менее одного дня проценты начисляются за количество часов (минут) фактического пользования денежными средствами в течение дня. Широко практикуется привлечение банками средств во вклады (депозиты), а также в межбанковские кредиты овернайт со сроками 3,7,21 день, 3 месяца. Ставки по долгосрочным кредитам от 1 года до 3 лет обычно ниже, чем по краткосрочным. Долгосрочные кредиты предоставляются в рублях и долларах США.

При использовании ассортиментной стратегии ценообразования банковские услуги продаются по «прейскуранту». Как правило, предоставляя основную услугу, банк может предоставить консультационные услуги бесплатно или за небольшую плату. Банки широко используют процентные скидки при покупке по кредитным карточкам и другие формы. Ассортиментная стратегия сегодня проявляется и в том, какие банковские операции должны быть основными для прибыльной деятельности банков – расчетно-кассовое обслуживание клиентов по низким тарифам или государственные ценные бумаги с минимальными рисками.

 

 

 

Глава 2 Современное ценообразование в банковской сфере

 

2.1 Российский опыт ценообразования  в банковской сфере

Рассматривая российский опыт ценообразования в банковской сфере нельзя не затронуть проблему, которая в банковском мире обсуждается  все активнее. Это проблема так  называемого базового (социально  значимого) банковского обслуживания. Здесь речь идет о попытке найти  адекватное современному развитию цивилизации  решение следующих проблем:

  1. должен ли быть гарантирован каждому взрослому члену общества доступ к хотя бы минимальному набору финансовых услуг банков, таких как ведение счетов и предоставление кредита?
  2. может ли гражданин современного общества достичь хотя бы минимального стандарта благосостояния без использования подобного рода финансовых услуг?

Информация о работе Современное ценообразование в банковской сфере