Современное ценообразование в банковской сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование механизмов ценообразования и разработка теоретических подходов к формированию модели установления цен на услуги в коммерческих банках.
Задачи:
– исследование теоретических основ современного рыночного ценообразования применительно к коммерческим банкам;
– изучение специфики ценообразования банковских услуг и ее проявления в условиях рыночных отношений;
– выявление и характеристика основных факторов ценообразования в коммерческих банках;
– определение места России в современной банковской системе;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы ценообразования банковского продукта……5
Специфика ценообразования в банковской сфере…………………………5
1.2 Этапы разработки цен на банковские услуги……………………………...10
Глава 2 Современное ценообразование в банковской сфере………………....25
2.1 Российский опыт ценообразования в банковской сфере………………….25
2.2 Пути решения проблем при ценообразовании банковского продукта…...30
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиографический список…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.06 Кб (Скачать файл)

Использования банковских услуг  приравнивается к возможности доступа  к таким благам цивилизации, как  электричество, водо- и газоснабжение, телефон. Значение всех этих услуг в  обеспечении здоровья и комфорта жителя современной развитой страны столь велико, что дало основание  для рождения политической концепции, утверждающей, что доступ к таким  благам (пусть даже по сниженным  ценам) должен быть гарантирован и тем  гражданам, которые не в состоянии  оплачивать эти услуги по рыночным ценам. Эта проблемы обсуждается  в США уже более 20 лет, так как  исследования Федеральной резервной  системы показали, что даже в этой, обладающей мощной банковской системой стране 15% семей не имеют чековых  счетов, а 12% семей не имеют ни чековых, ни сберегательных счетов.

Отсутствие депозитных счетов неизбежно порождает следующую  проблему: такая семья практически  не может получить кредит, поскольку  банки предпочитают кредитовать  тех клиентов, которые держат у  них депозитные счета. Но в современном  обществе без доступа к кредиту  невозможно решить такие жизненно насущные проблемы, как приобретение жилья, обучение детей, медицинское обслуживание. Это хорошо видно на примере России, где слабо развитое ипотечное кредитование является основным барьером на пути к массовому жилищному строительству, способному обеспечить большинству россиян возможность перебраться в новое, более комфортабельное жилье. Аналогично отсутствие у огромной массы россиян постоянного контакта с банками затрудняет развитие потребительского кредитования в нашей стране, равно как тормозит и развитие системы операций с кредитными карточками.

Проблема еще более  обостряется в связи с тем, что в современном мире все  больше государственных платежей, в  том числе социального характера, осуществляется путем электронных  переводов. Это означает, что даже беднейшие граждане, являющиеся получателями таких пособий, должны иметь банковские счета, на которые будут поступать  причитающиеся им средства. В Росси  эту проблему решает один Сберегательный банк РФ, унаследовавший систему социальных обязательств перед гражданами. Остальные  российские банки, будучи формально  такими же коммерческими организациями, как и Сбербанк России, от подобных обязательств свободны и работают только с наиболее состоятельной и выгодной клиентурой.

Однозначного решения  данной проблемы пока нет. По мнению одних  экспертов, государство должно датировать оказание банками услуг малообеспеченным гражданам. Другие отмечают, что банки  и так уже получают от государства  значительную помощь в виде системы  государственного резервирования и  регулирования, а также участия  в страховании депозитов. Все  это ставит банки в более привилегированное  положение по отношению к другим финансовым институтам, и платой за такое положение должна быть обязанность  банков обслуживать любого из налогоплательщиков, так как именно средства налогоплательщиков являются основой финансирования деятельности государства, полезной для банков. Отсюда рождается предложение: обязать  все банки без ограничений  оказывать некий социальный минимум услуг любому нуждающемуся в этом гражданину.

Окончательного решения  этой проблемы нет, поскольку с точки  зрения права банки являются частной  организацией, а его менеджеры  отвечают только перед собственниками и не несут никакой ответственности  по социальным обязательствам государства. Поэтому можно ожидать, что у  ближайшие годы острота дискуссии  относительно ценообразования будет  нарастать, и эта проблема будет  в конце концов решена на основе компромисса между общественными  интересами и частными интересами владельцев банков.

Следующая проблема, с которой  приходится сталкиваться коммерческим банкам, это проблема ценообразования  на дополнительные банковские услуги.

В меню современных банков большое число розничного рода услуг, из которых наиболее массовыми можно  полагать:

  • расчетно-кассовое обслуживание;
  • открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;
  • выдача гарантий и иных обязательств за третьих лиц;
  • инкассирование выручки;
  • осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов;
  • финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;
  • оказание брокерских и консультационных услуг и др.

Формой цены за эти банковские услуги является тариф. Величину тарифа определяют сами банки на основе анализа  тех издержек, которые они несут  по этим операциям, и той прибыли, или банковской маржи, которая обеспечивает им нормальное существование и расширение банковской деятельности. Банки выполняют  собственные операции:

  • операции с валютой – покупка и продажа иностранной валюты физическим и юридическим лицам. Ценой этой операции выступает курсовая маржа, т.е. разница продажи и покупки;
  • информационное обеспечение клиентуры за определенную плату. Цена договорная;
  • консультационные услуги по:

– Определению выгодности помещения капитала в те или иные финансовые активы – акции, облигации,

– Финансовому планированию (планирование денежных потоков предприятия, его доходов и прибылей).

– Эти услуги оплачиваются в форме гонорара или комиссии, точно в такой же форме выступает и цена интеллектуального продукта, создаваемая специалистами банка (аналитические исследования, методики и др.). цены за эти услуги должны быть разумными, чтобы можно было расширять клиентуру.

Все чаще банки, в том числе  и российские, выполняют посреднические операции для своих клиентов, организуя  лизинг и трастовые операции.

Определение цены лизинговых операций исходит из логики: если банк хочет, чтобы клиенты пользовались его услугами такого рода, то величины лизинговых платежей должны быть подобраны  таким образом, чтобы суммарная  величина затрат клиента оказалась  ниже, чем при стандартной покупке  в рассрочку. Основой ответа на этот вопрос является сопоставление величин  чистых денежных оттоков клиента  при лизинге и покупке оборудования, т.е. определение того, при каких  условиях лизинга он окажется более  дешевым вариантом получения  необходимых клиенту активов.

Цена лизинговых операций – общая сумма затрат клиента  на получение активов на условиях лизинга.

Для того, чтобы провести такой анализ, надо иметь ввиду, что  в норме налоговое законодательство создает определенные льготы для  проведения лизинговых операций, признавая  их особость. Это означает, что лизингодатель  показывает получаемые им платежи как  свою выручку от реализации, а амортизационные  отчисления по сданному в лизинг оборудованию как свой расход и платит налог  с разницы между ними. Соответственно арендатор показывает лизинговые платежи  как свой расход и вычитает их из облагаемой налогом суммы дохода.

Расходы по договору лизинга  представляют собой для арендатора ряд жестко фиксированных договором  лизинговых платежей лизингодателю. Но если бы фирма получила арендуемое оборудование не по лизингу, а купила, то, скорее всего, такое приобретение также было бы сделано ею с рассрочкой платежа. И тогда расчет за купленное  оборудование осуществлялся бы с  помощью ряда платежей продавцу, жестко фиксированных договором о покупке. Следовательно, лизинговые платежи  столь же детерминированы, как и  платежи в погашение долга  по договору продажи в рассрочку. И те, и другие платежи осуществлять необходимо – иначе последуют  штрафные санкции различного рода.

Но погашение долга  по договору покупки в рассрочку  также имеет свои налоговые аспекты. Процентные выплаты – в норме  – полностью относятся на расходы  фирмы и тем самым сокращают  налогооблагаемую сумму доходов. Следовательно, здесь мы имеем дело с налоговой  экономией. Но, обращаясь к лизингу, с той же вероятностью можно ожидать  возникновение и здесь налоговой  экономии, природу которой мы объяснили  выше.

Отсюда следует, что экономия налоговых платежей из-за включения  процентных выплат в расходы фирмы, приобретшей имущество по договору купли в рассрочку. Здесь все  альтернативно, и значит, чтобы добиться полной сопоставимости лизинговых операций с операциями купли с рассрочкой, мы должны в качестве коэффициента дисконтирования для лизинговых расчетов принимать стоимость для фирмы-покупателя обслуживания долга по договору купли в рассрочку, скорректированную на ставку налогообложения. Иными словами, банки ориентируются на чистую стоимость долга, оцененную через реальные денежные оттоки из фирмы из-за уплаты налогов.

 

2.2 Пути решения проблем при ценообразовании банковского продукта

Применительно к кругообороту финансовых ресурсов в коммерческом банке денежные средства имеют обезличенный характер, поскольку при поступлении  в банк из различных источников финансовые ресурсы перераспределяются между  подразделениями в соответствии с текущими потребностями банка. Но привлекаемые ресурсы имеют разную стоимость для банка, поэтому  для оценки деятельности подразделений  и прибыльности отдельных банковских продуктов необходимо идентифицировать финансовые средства и определить реальные цены, по которым подразделения получают ресурсы. Введение трансфертного ценообразования  для ресурсов, перераспределяемых внутри банка, позволяет определить стоимость  ресурсов для подразделений банка.

Трансфертная цена ресурсов определяет направления движения средств  в банке и способствует оптимальному переливу ресурсов между подразделениями, становясь инструментом управления ликвидностью в коммерческом банке. Одновременно с перераспределением ресурсов между подразделениями  банка происходит перераспределение  финансовых рисков посредством разделения коммерческой и финансовой маржи. В  частности, разделяются кредитные  риски размещающего подразделения  и фундаментальные риски (процентный риск и риск ликвидности), контролируемые казначейством.

Реализация ресурсов по трансфертным ценам позволяет разделить маржинальный доход между центром-покупателем  и центром-продавцом ресурсов и определить оптимальный объем перераспределяемого ресурса и объем предложения банковского продукта или услуги, поэтому внутренняя цена ресурсов служит основой для внешнего ценообразования на банковские продукты и услуги.

В мировой банковской практике применяются несколько групп  методов трансфертного ценообразования  на ресурсы: методы экспертной оценки, рыночные методы и методы определения  затрат.

Метод экспертной оценки заключается  в административном назначении трансфертной цены высшим руководящим органом  или менеджментом банка, ответственным  за управление банковскими ресурсами. Применение данного метода экономически обосновывается и реализуется с  учетом целей подразделений, способствующих максимизации прибыли банка в  целом. При принятии управленческих решений по вопросам материального  стимулирования целесообразно опираться  не только на показатели маржи, рассчитанной с помощью экономически обоснованных трансфертных цен, но и учитывать  показатели, которые раскрывают положение  банка на рынке соответствующих  продуктов, а также цели развития и специфику банка.

Рыночные методы состоят  в том, что в качестве трансфертных цен принимаются цены на соответствующие  ресурсы на внешнем рынке. Применение рыночных методов возможно при существовании  эффективного денежного рынка и  при наличии возможности свободного осуществления трансакции соответствующими подразделениями на внешнем рынке. Несмотря на простоту в применении, западные банки отошли от использования  рыночных методов в силу следующих  причин: во-первых, на практике одновременное  выполнение вышеперечисленных условий  маловероятно; во-вторых, при использовании  данного метода необходимо определить сектор финансового рынка, параметры  которого принимаются в качестве трансфертной цены ресурсов. Даже если этот рынок является эффективным  и проявляет признаки конкуренции, на нем возможны частые колебания процентных ставок, что усложняет процесс трансфертного ценообразования.

Затратные методы в зависимости  от вида затрат, используемых при определении  трансфертной цены, разделяют на: метод  средневзвешенной стоимости пассивов, метод общего фонда средств, метод  разделения фондов средств, метод покрытия затрат, метод средневзвешенных предельных издержек. Использование средневзвешенной стоимости пассивов для определения  трансфертной цены приводит к уравниванию  всех внешних источников привлечения  финансовых ресурсов. Но данный метод  не позволяет управлять спрэдом  и оценивать эффективность пассивов. Рекомендуется использовать его  для анализа фактически заработанной банком прибыли. Принцип общего фонда  средств предполагает единство трансфертной цены для привлекающих подразделений  банка. Метод прост в применении, но не позволяет оценить эффективность  деятельности подразделений, реализующих  различные активные операции банка. Более эффективен метод трансфертного  ценообразования, основанный на принципе разделения фондов средств. Этот подход предполагает дифференцирование трансфертной цены при финансировании различных  видов активов за счет пассивов разной срочности. Использование данного  подхода приближает банк к золотому правилу ликвидности, когда высокоподвижные  пассивы вкладываются в высоколиквидные  активы, а срочные активы финансируются  за счет срочных обязательств. Этот метод сложнее в применении, поскольку  требует увеличения аналитического аппарата банка, но он позволяет управлять  не только рыночными рисками, но и  обязательствами, а также проводить  оценку деятельности подразделений. Метод  покрытия затрат предполагает установление трансфертной цены ресурсов исходя из операционных затрат на привлечение  ресурсов плюс минимально допустимая маржа. Данный способ образования трансфертной цены стимулирует любое привлечение  ресурсов без учета потребностей банка в определенный момент времени.

Информация о работе Современное ценообразование в банковской сфере