Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:05, реферат
В условиях рынка ценообразование представляет собой весьма сложный процесс, подверженный влиянию многих факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения эффективности производства и укрепления рыночных позиций фирмы обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
1 Теоретические аспекты ценовой
политики и конкурентоспособности на предприятии...................6
1.1 Управление ценами и ценовая политика торговой организации...........6
1.2 Экономический механизм ценообразования и его роль в развитии предприятия.....................................................................................................10
2 Анализ ценовой политики ООО «Евроторг»................................14
2.1 Торговая деятельность ОАО «Евроторг» на рынке
Республики Беларусь......................................................................................14
2.2 Анализ формирования и применения цен в ООО «Евроторг».............20
3 Предложения по совершенствованию ценовой
политики и планированию затрат торговой организации...........28
3.1 Совершенствование управления ценами и затратами через
проведение рекламных акций в розничных магазинах сети «Евроопт»...28
3.2 Разработка ценовых стратегий на основании анализа
ассортимента ООО «Евроторг»....................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................38
Главная цель маркетинговой
деятельности ООО «Евроторг» направлена
на превращение магазинов в
Философия компании ООО «Евроторг» - «Больше добротных товаров по приемлемым ценам».
«Евроторг» уже более 11 лет является одним из крупнейших операторов продовольственного рынка Республики Беларусь. За это время ООО «Евроторг» установил прочные деловые связи с сотнями поставщиков не только в странах СНГ и Восточной Европы, но и в дальнем зарубежье (Аргентина, Бразилия, Венгрия, Голландия, Испания, Китай, США), а также напрямую работает со всеми крупнейшими отечественными производителями продуктов питания. Безупречная репутация и платежеспособность позволяют получать от поставщиков максимальные скидки.
На рисунке 2.1 представлена предлагаемая система распределения товаров в ООО «Евроторг».
Рисунок
2.1 – Система распределения
Примечание – Источник: собственная разработка
Первоначально продукция от поставщиков будет поступать на распределительный центр. Здесь она приходуется и распределяется (в зависимости от способа продажи) по специализированным складам. Специализация предусматривает поступление продукции отдельно на склады оптовой и розничной торговли. Из оптового подразделения на сегодняшний день оставили только один достаточно большой магазин в Минске, в основном развивается розничное направление торговли. Основная часть товарных запасов должна храниться на складах распределительного центра.
Необходимо отметить, что ООО «Евроторг» использует систему автоматизированного управления заказами, поставками, учётом и контролем всего торгового процесса. Эта система требует централизованного управления финансовыми ресурсами и подчинения сети магазинов единому центру. Кроме того, она предполагает формирование консолидированных заказов и поставку товаров на распределительный центр розничной сети. Внедрение такой системы способствует снижению издержек на всех этапах товародвижения и минимизацию общих издержек на выходе интегрированной логистической цепи.
Номенклатура выставляемой
к продаже продукции представлена самым
широким перечнем товаров как продовольственного,
так
Кроме торговой деятельности, организация в отдельных торговых объектах в небольших объемах занимается производством, которое подразумевает наличие кондитерских и мясных цехов, кулинарии, пекарни. Собственными торговыми марками ООО «Евроторг» являются: Боставан, Вини, Вис, Вита, Натуралис, Петровская слобода, Либеритас, Антонов, Бабушкина кухня, Подсолнухи, Амбассадор, Саоми, Макво, Бауер, Маномах, Главпродукт, Роллтон, Золотой петушок, Эко, Венгерский гусар, Ладога, Царские, Альпенгурт, Синьор помидор, Морозко, Масленица, Кухарек, Эстетика вкуса.
Коллектив ООО «Евроторг» состоит из 1026 работников.
Действующая организационная структура ООО «Евроторг» представлена в Приложении Б.
Одним из основных показателей, характеризующих деятельность торговой организации, является товарооборот. Вся торгово-хозяйственная деятельность ООО «Евроторг» анализируется через финансово-экономические показатели, представленные в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «Евроторг» в 2011-2012 гг.
Показатели |
Ед. изм. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение (+,-) |
Темп роста, % | |
Товарооборот (за вычетом налогов) |
||||||
- в действующих ценах |
млн. руб. |
20710 |
27104 |
6394,0 |
130,9 | |
- в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
20710 |
24418 |
3708,0 |
117,9 | |
Доход от реализации |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
3367,4 |
4149,6 |
782,2 |
123,2 | |
- в % к обороту |
% |
16,26 |
15,31 |
-1,0 |
94,2 | |
Расходы на реализацию |
||||||
- сумма |
млн. руб. |
3286,7 |
4369,2 |
1082,5 |
132,9 | |
- в % к обороту |
% |
15,87 |
16,12 |
0,3 |
101,6 |
Прибыль (убыток) от реализации товаров |
|||||
- сумма |
млн. руб. |
80,8 |
-219,5 |
-300,3 |
-271,8 |
- в % к обороту |
% |
0,39 |
-0,8 |
-1,2 |
-205,1 |
Прибыль от операционных доходов и расходов |
млн. руб. |
11 |
47 |
36,0 |
427,3 |
Убыток от внереализационных доходов и расходов |
млн. руб. |
-5 |
-25 |
-20,0 |
500,0 |
Общая прибыль (убыток) |
|||||
- сумма |
млн. руб. |
86,8 |
-197,5 |
-284,3 |
-227,7 |
- в % к обороту |
% |
0,45 |
-0,63 |
-1,1 |
-140,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных организации
Товарооборот ООО «Евроторг» за 2012 г., по сравнению с 2011 г. вырос на 3708,0 млн. руб. или на 17,9 % в сопоставимых ценах. Доход от реализации ООО «Евроторг» увеличился за 2012 г., по сравнению с 2011 г., на 782,2 млн. руб. или 23,2 %. Уровень дохода от реализации снизился на 0,95 % к обороту. В динамике на сумму дохода от реализации отрицательно повлияли рост цен на реализуемую продукцию (что в первую очередь связано с инфляцией). Рост товарооборота в сопоставимых ценах связан в первую очередь с ростом общей платёжеспособности предприятий розничной торговли и розничных потребителей в 2010 году, что повысило объёмы реализации в натуральном выражении за весь год.
Расходы на реализацию ООО «Евроторг» увеличились на 1082,5 млн. руб. или на 32,9 %. Темп прироста товарооборота составил 30,9 %, а сумма расходов на реализацию продукции возросла на 32,9 %, что и обусловило увеличение их уровня на 0,3 % к обороту.
Данная тенденция обеспечила отрицательный финансовый результат работы в 2012 году. Убыток составил 197,5 млн.рублей при рентабельности продаж -0,63%.
ООО «Евроторг» активно продолжает развитие сетевой торговли, ежегодно открывая новые и новые розничные магазины.
В сетевой торговле среди конкурентов наиболее динамично работают такие торговые сети, как «Рублевский» (41 магазин), «Родная сторона» (40), «Соседи» (30), «Виталюр» (19), «АЛМИ» (17), «БелМаркетКомпани» (17 магазинов) и другие. [Ошибка! Источник ссылки не найден.]
Ближайшее будущее белорусской розницы будет находиться в руках гипермаркетов и сетевых операторов: их лидерство на розничном рынке уже неоспоримо. Наиболее перспективную динамику развития в регионах на сегодня демонстрируют сетевые операторы, такие как «Алми» и «ЕвроОпт». Очевидно, в сетевом сегменте именно они смогут стать уверенными лидерами рынка в ближайшем будущем.
В целях оценки положения ООО «Евроторг» на рынке проведем SWOT-анализ его деятельности.
В организации был проведен опрос клиентов и внутренний маркетинговый аудит, вследствие чего, выявлены слабые и сильные стороны, а также на основании анализа внешней среды выделены угрозы и возможности для развития компании. На основе этого составлена следующая матрица (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Стандартная матрица SWOT-анализа деятельности ООО «Евроторг»
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) | |
Внутренняя среда |
Лидерство на рынке Узнаваемый брэнд, сильная маркетинговая политика Многолетнее партнерство с поставщиками как в Беларуси, так и зарубежом Низкие издержки обращения за счет эффективной организации логистики Низкие цены поставщиков импортной продукции за счет осуществления импорта без посредников Цены на реализуемые товары ниже цен конкурентов Широкая сеть торговых объектов Финансовый запас прочности для осуществления финансирования строительства новых розничных магазинов Корпоративная культура, направленная на повышение эффективности работы Социальная защищенность работников (соцпакет) |
Низкое качество отдельных товаров (особенно скоропортящихся) Ограничение размера торговых надбавок на многие товарные позиции со стороны государства Убыточная деятельность в 2010 году, в результате чего недостаточность финансовых средств Низкая рентабельность торговой деятельности |
Возможности (О) |
Угрозы (T) | |
Внешняя среда |
Растущий рынок Наличие привлекательных географических рынков Гарантированный спрос на продукцию Государственная политика, направленная на организацию доступности товаров в розничной торговле для населения страны Либерализация ценообразования с 2011 г. Доступ к кредитным ресурсам |
Высокая конкуренция Активное развитие сетей конкурирующих торговых операторов Рост цен производителей Снижение уровня доходов населения |
Примечание – Источник: собственная разработка.
На основании проведенного анализа факторов внешней и внутренней среды ООО «Евроторг» необходимо выработать свою стратегию поведения на рынке, которая должна позволить использовать свои сильные стороны, нивелировать слабые, а реализуя возможности рынка и избегая его угроз.
2.2 Анализ формирования и применения цен в ООО «Евроторг»
В конкурентной борьбе на рынке розничных продавцов ООО «Евроторг» делает упор на ценовую конкуренцию. За счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня, магазины сети Евроопт приобретают определенные конкурентные преимущества. Компания позиционирует себя как магазины низких цен.
К ценовой конкуренции компания прибегает т.к. уверена, что цена является для потенциального потребителя решающим фактором при выборе между конкурирующими организациями торговли. Во-вторых, обычно к ценовой конкуренции прибегают компании, добившиеся отраслевого лидерства в издержках - в этом случае можно получать прибыль даже при таких ценах, когда все остальные игроки уже работают в убыток.
Так, к примеру,
эксперты Института экономики
Для сравнения были выбраны магазины под следующими торговыми марками: "Рублевский" (Минск), "Соседи" (Минск), "ЕвроОпт", Брестсервис "Космос" (Брест), супермаркет "Микс" (Брест), "Веста" (Витебск), "Витебские продукты" (Витебск), "Родная сторона" (Гомель), "Океан" (Гомель), "Ласточка" (Гомель), "Алмигипер" (Гродно), "Минипросторы" (Гродно), "Белмаркет" (Могилев), "Квартал" (Могилев).
Проведенное исследование показало, что самые низкие цены зафиксированы в магазинах сети "Евроопт". В приведенной ниже таблице специалисты академии наук привели данные по стоимости выборки товаров или стоимости средней продуктовой корзины.
Таблица 2.3 – Сравнительный анализ цен на потребительскую корзину в разных магазинах (цены от 26-27.05.2011)
Магазин |
Количество товара, ед. |
Стоимость корзины, руб. |
Минск | ||
«Рублевский» |
129 |
770 030 |
«Соседи» |
748 770 | |
«Евроопт» |
631 090 | |
Брест | ||
Брестсервис «Космос» |
184 |
1 093 190 |
Супермаркет «Микс» |
1 066 570 | |
«Евроопт» |
900 600 | |
Витебск | ||
«Веста» |
199 |
1 197 600 |
«Витебские продукты» |
1 222 570 | |
«Евроопт» |
1 014 630 | |
Гомель | ||
«Родная сторона» |
174 |
1 033 520 |