Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:58, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что ценовая политика является важным элементом и одним из главных экономических механизмов управления предприятием.
Целью работы является анализ достоинств и недостатков применяемых методов установления цен, а также разработка перспективных предложений по усовершенствованию стратегии ценообразования.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 6
1. Цели и основы ценовой стратегии в условиях рынка 6
1.2 Основные принципы и методы ценообразования 12
2. АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ И ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ХАРВИСТ-СУПЕР» 18
2.1 Общая характеристика ООО «Харвист-Супер» 18
2.2 Анализ рынка и ценовой политики ООО «Харвист-Супер» 21
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИИ ПОВЫШЕНИЮ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ХАРВИСТ-СУПЕР» 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Предприятие ведёт оперативный и бухгалтерский учёт результатов своей работы, ведёт статистическую отчётность.
ООО «Харвист-супер» несёт полную имущественную ответственность за нарушения договорных, кредитных, налоговых, расчётных операций.
ООО «Харвист-супер» - формальная, централизованная организация с плоской системой управления.
Директор предприятия действует на принципах единоначалия, представляет интересы предприятия.
Структура организации представлена на рисунке 1, а основные функции отделов предприятия в таблице 1.
Рисунок 1. Структура организации ООО «Харвист-супер».
Таблица 1
Основные функции отделов предприятия ООО «Харвист-супер».
Отдел маркетинга и сбыта |
Производственный отдел |
Отдел снабжения |
Отдел логистики |
Установление коммерческих взаимоотношений с клиентами. Формирование портфеля заказов. Организация и планирование сбыта продукции. Проведение рекламных кампаний. Составление графиков отгрузки продукции, отгрузка. Работа с региональными Заключение импортных сделок. |
Производство. Контроль качества. Снижение себестоимости |
Оперативное обеспечение беспрерывного производства качественным сырьем. Снижение издержек на покупные материалы. |
Планирование, организация, управление, контроль и регулирование движения продукции ООО «Харвист-супер» и производственного сырья в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. |
2.2 Анализ рынка
и ценовой политики ООО «
ООО «Харвист-Супер» является производителем резиновых технических изделий и действует на рынке продукции производственно-технического назначения. Основными сегментами рынка РТИ для ООО «Харвист-Супер» (рис. 2) являются:
Рис. 2 Основные сегменты рынка РТИ ООО «Харвист-Супер»
1- Предприятия - производители автомобильного транспорта;
2- Предприятия производители тракторов;
3- Предприятия химической промышленности;
4- Предприятия
5- Предприятия стройиндустрии;
6- Предприятия - производители нефтебуровой техники;
7- Торгово-закупочные базы;
8- Угледобывающие предприятия;
9- Предприятия - производители железнодорожного транспорта;
10- Другие предприятия.
Выделенные сегменты следует обобщить в две основные группы по принципу применения РТИ.
В первую группу можно отнести сегменты 1-6, т.е. предприятия, использующие РТИ в качестве комплектующих для своего основного производства (на их долю приходится 65% выпускаемой продукции).
Во вторую группу можно отнести оставшиеся сегменты 7-10, т.е. предприятия, использующие РТИ в качестве запасных частей для собственных нужд и предприятия, которые перепродают РТИ в качестве запасных частей (на их долю приходится 35% выпускаемой продукции).
Из всего сказанного следует, что в плане стратегического развития ООО «Харвист-Супер» следует ориентироваться на основных потребителей путем освоения новых заказов и отслеживания состояния дел на предприятиях потребителях, и одновременно развивать рынок запасных частей путем создания дилерской сети и совместных представительств с фирмами-посредниками.
Рынок РТИ - олигополистический. Он состоит из небольшого числа продавцов (около 20, с учетом предприятий стран СНГ), весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга.
Чтобы узнать, как фактически выглядит ООО «Харвист-Супер» на фоне конкурентов необходимо знать: кому, что в каком объеме и по какой цене они реализуют, какие формы и методы стимулирования сбыта они используют, какие у них перспективы развития производства и отношений с потребителями и т.д., а информации по этим вопросам очень мало.
Основным конкурентом ООО «Харвист-Супер», работающим на РУП «МАЗ» является ЗАО «Балаковорезинотехника».
Поставки МАЗу комплектующих составляют:
ООО «Харвист-Супер» - 25-30%
ЗАО «Балаковорезинотехника» - 70-75%
Ассортимент деталей для МАЗа:
ООО «Харвист-Супер» - 270 наименований деталей;
ЗАО «Балаковорезинотехника» - свыше 600 наименований.
Таким образом, ООО «Харвист-Супер»не может представлять для предприятия ЗАО «Балаковорезинотехника» в отношении МАЗа серьезной конкуренции. ЗАО «Балаковорезинотехника» обладает большими мощностями и большим ассортиментом продукции, ввиду своей целевой направленности. Незначительное увеличение поставок продукции на МАЗ возможно только за счет освоения новых заказов, повышения качества продукции и снижения ее цены, а также увеличения выпуска автомобилей на МАЗе Увеличение же выпуска МАЗ-овских изелий возможно уже сейчас, путем освоения рынка запасных частей. Кроме того, это дает возможность застраховаться на случай потери основного потребителя продукции.
Себестоимость промышленной
продукции - это текущие затраты
предприятия на производство и реализацию
продукции, выраженные в денежной форме.
В себестоимости продукции
Себестоимость продукции отражает затраты на производство всего объема продукции и каждой ее единицы. В первом случае составляется смета затрат на производство, где все затраты сгруппированы по элементам. Группировка по элементам базируется на участей основных элементов производства (основного капитала, оборотных средств и рабочей силы) в создании продукции. Она показывает величину расхода сырья, материалов и других элементов затрат за отчетный период.
Группировка затрат по калькуляционным статьям отражает состав расходов в зависимости от:
- их направления, т. е. на производство или обслуживание;
- места возникновения, т.е. основное производство или вспомогательные службы.
Группировка расходов по
калькуляционным статьям
Таблица 2
Расчет себестоимости трех видов продукции (тыс. руб,-тыс. шт..)
Наименование статей затрат |
5371-1602550 |
5371-1602518 |
5371-1001020 |
Сырье и материалы |
- |
- |
4280519 |
Полуфабрикаты собственного производства |
110000 |
229638 |
1855247 |
Вспомогательные материалы |
2382 |
5995 |
12829 |
Итого материальных затрат |
112382 |
235633 |
6148595 |
Основная заработная плата рабочих |
14249 |
34151 |
276210 |
Дополнительная заработная плата производственных рабочих |
(15%) 2137 |
(15%) 5123 |
(15%) 41432 |
Отчисления на социальное страхование |
(36%) 6063 |
(36%) 14531 |
(36%) 117528 |
Энергия на технологию |
(236,39%) 33638 |
(247,02%) 84360 |
(247.02%) 682294 |
Износ пресс-форм |
2249 |
26546 |
178797 |
Общецеховые расходы |
(665,39%) 94811 |
(413,77%) 141307 |
(413.77%) 1142874 |
Цеховая себестоимость |
265574 |
541651 |
8587730 |
Транспортно-заготовительные |
(10%) 238 |
(10%) 600 |
(10%) 429335 |
Общезаводские расходы |
(465%) 66258 |
(465%) 158802 |
(465%) 1284377 |
Производственная себестоимость |
332070 |
701053 |
10301442 |
Воспроизводственные расходы |
(0,6%) 1992 |
(0,6%) 4206 |
(0,6%) 61809 |
Полная себестоимость |
334062 |
705259 |
10363251 |
Необходимо отметать, что затраты на энергию и общецеховые расходы дня каждого цеха свои. Транспортно-заготовительные расходы определяются как 100% от суммы статей «сырье и материалы» и «вспомогательные материалы». Износ пресс-форм определяется по формуле:
Износ пресс-формы = (Цена пресс-формы / Съем деталей с одного гнезда до полного износа х Количество гнезд) х 1,08
где К= 1,08 - коэффициент ремонта пресс-формы.
На предприятии ООО «Харвист-Супер» цены на продукцию определяются в основном по формуле:
Ц = Себестоимость + 20%
Таким образом, цена за одну единицу продукции составит для:
5371 - 1602550 - 401 рубль;
5371 - 1602518 - 846 рублей;
5371 - 1601020 - 12436 рублей.
ООО «Харвист-Супер» работает в условиях олигополистического рынка. Основными конкурентами, сравнимыми по масштабам производства с данным предприятием являются АО «Балаковорезинотехника» и РУП «Белшина». Олигополистический рынок характеризуется возможностью множества решений в плане стратегии ценообразования. Наиболее распространенными методами установления цен являются;
- расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль»;
- расчет цены на
основе безубыточности и
- установление цены на основе ощущаемой ценности товара;
- установление цены на уровне текущих цен;
- установление цены на основе закрытых торгов.
Наиболее распространенным методом установления цен на предприятии ООО «Харвист-Супер» является метод установления цены на основе издержек производства.
Это объясняется тем, что данная методика расчета цен является максимально упрощенной, то есть предприятию нет необходимости часто изменять цены в зависимости от колебания спроса.
Кроме того, основные конкуренты ООО «Харвист-Супер» используют этот же метод ценообразования. Учитывая то, что сырье практически все участники рынка резинотехнических изделий приобретают и своих поставщиков по приблизительно одинаковым ценам, велика вероятность того, что разброс цен на конечную продукцию будет совсем незначителен. Таким образом, ценовая конкуренция сводится к минимуму.
Метод расчета цен «средние издержки плюс прибыль» считается также наиболее справедливым как по отношению к покупателям, так и по отношению к продавцам. Данная ценовая стратегия реализуется при помощи, так называемых единых цен, то есть ООО «Харвист-Супер» устанавливает одинаковые цены дня всех потребителей, которые хотели бы приобрести его продукцию. Для предприятия политика единых цен представляется наиболее приемлемой, поскольку она укрепляет доверие потребителей, а также легко осуществляется, нет необходимости торговаться и возможна продажа по каталогам.
В начале 2008 года предприятие опробовало новую стратегию пассивного приспособления к ценам конкурентов. Выравнивание цен на формовые детали МАЗа с ценами ЗАО «Балаковорезинотехника» привело к росту объема заказа МАЗа на продукцию ООО «Харвист-Супер». Например, общее количество формовых деталей на автомобиль МАЗ 5389 в 2007 году составило 150 наименований, а в 2008 - 270 наименований; объем заказа увеличился на 2 миллиарда рублей.
Такое изменение со стороны потребителей связано не только и даже не столько с тем, что цены на двух крупнейших заводах-производителях резинотехнических изделий стали практически одинаковыми. В данном случае решающую роль в предпочтениях потребителей сыграло качество предоставляемой продукции.
Не так давно на ООО «Харвист-Супер» была внедрена и сертифицирована система качества, разработанная в соответствии с международными стандартами ИСО серия 9001. Эта система положительно сказалась на деятельности предприятия. По качеству формовых и неформовых деталей, а также рукавов она позволила оставить позади ближайшего конкурента ЗАО «Балаковорезинотехника», хотя по качеству приводных и вентиляторных ремней оно лидирует.
На основе вышесказанного можно сделать следующий вывод. В настоящее время ценовая стратегия ООО «Харвист-Супер» основывается на существующем положении дек, то есть предприятие стремится к стабильности и удержанию хотя бы той доли рынка, которой оно уже обладает. Стратегия ориентирована на избежание спада в сбыте и минимизацию воздействия таких внешних сил, как правительство, конкуренты и участники каналов сбыта. Предприятие не использует полностью потенциал, которым обладает на сегодняшний день.
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИИ ПОВЫШЕНИЮ ЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ХАРВИСТ-СУПЕР»
На основе проведенного анализа стратегии ценообразования ООО «Харвист-Супер» хотелось бы внести следующие предложения по ее изменению.
Оценка статей затрат
основных видов продукции
1) Снижения закупочных цен на сырье. В настоящий момент ООО «Харвист-Супер» закупает сырье (синтетический каучук) и вспомогательные материалы на российских заводах Нижнекамска и Уфы. На сегодняшний день это наиболее дешевое сырье необходимого качества, даже с учетом транспортно-заготовительных расходов, и найти более выгодного поставщика пока не представляется возможным.