Экологическое
право
Законодательно-нормативная база России
в сфере управления природопользованием
Prezentacii.com
Источники
природно-ресурсного права РФ
источники
Конституция
РФ
Законы РФ
Указы Президента
РФ
Постановления
Правительства РФ
Акты министерств
и ведомств
Законы и иные
нормативные акты субъектов РФ
Нормативные
договоры: международные, Федеративный
и др.
Подсистемы
экологического законодательства
Законы РФ
ПРИРОДООХРАННЫЕ
Об охране
окружающей
природной
среды
Об экологической
экспертизе»
Об особо
охраняемых территориях
О санитарно-эпидемиологическом
благополучии
населения и др.
ПРИРОДОРЕСУРСНЫЕ
Земельный кодекс
Водный кодекс
Лесной кодекс
Закон «О недрах»
Закон «О животном мире»
Закон «Об охране атмосферного
воздуха» и др.
Структура
законодательства
Всего – около 550 законодательных и нормативных
актов
Основные
принципы экологического права.
это выраженные
в праве исходные нормативно-руководящие
начала, характеризующие его содержание,
основы, закреплённые в нём закономерности
общественной жизни.
Они делятся на общеправовые, межотраслевые
и отраслевые.
заключаются
в следующем:
- природные ресурсы - основа жизни и деятельности народа;
- рациональное использование
природных ресурсов, учёт природных ресурсов;
- контроль за использованием
природных ресурсов;
- приоритетность экологических
принципов во взаимоотношениях «общество
- природа»;
- экономическое стимулирование
рационального природопользования;
- экологическое воспитание
населения;
- международное экологическое
сотрудничество.
Конституционные
основы
экологического законодательства.
Основу экологического
законодательства составляют следующие
положения Конституции Российской Федерации:
- о праве каждого на благоприятную окружающую
среду, достоверную информацию о её состоянии,
на возмещение ущерба, причинённого его
здоровью или имуществу экологическим
правонарушением (ст. 42);
- об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- об использовании и охране в Российской Федерации земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9);
- о праве граждан и их объединений иметь в частной собственности землю; об осуществлении собственниками свободного владения, пользования и распоряжения землёй и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36);
Конституционные
основы
экологического законодательства.
- о поощрении в Российской Федерации деятельности,
способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому
благополучию (ст. 41);
- об отнесении к ведению Российской Федерации установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, определение статуса и защиты территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (ст. 71);
- об отнесении к совместному ведению РФ и субъектов РФ вопросов владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды (ст. 72);
- о задаче Правительства РФ обеспечивать проведение в РФ единой государственной политики в области экологии (ст. 114).
Права
и обязанности граждан в сфере природопользования
Граждане имеют право:
- создавать общественные объединения,
фонды и другие организации, осуществляющие
деятельность в области охраны окружающей
среды;
- получать своевременную полную и достоверную
информацию о состоянии окружающей среды
в местах своего проживания;
- выдвигать предложения о проведении
общественной экологической экспертизы
и участвовать в её проведении;
- предъявлять в суд иски о возмещении
вреда окружающей среде.
Граждане обязаны:
- сохранять природу и окружающую среду;
- бережно относится к природе и природным
богатствам;
- Осуществлять природопользование в пределах,
разрешенных законом.
Виды экологических правонарушений
Ответственность
за экологические правонарушения
ГРУППЫ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА:
Загрязнение
природной среды
Нерациональное
использование природных ресурсов
Истощение
ресурсов
Повреждение
или уничтожение природных объектов
Разрушение
природных экосистем
К законодательным
актам, содержащим общие положения об
ответственности правонарушителей, относится:
Закон РФ «Об
экологической экспертизе» от 23 октября
1995 г.;
Закон РФ «Об
особо охраняемых природных территориях
от 14 марта 1995 г.;
Закон
РФ «О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях
и курортах» от 23 февраля 1995 г.;
Закон РФ «О
животном мире» от 24 апреля 1995 г.;
Водный
кодекс РФ от 18 октября 1995 г. и
т.д.
Закон
«Об охране окружающей среды»
Принят 20 декабря 2001 года, является
комплексным головным законодательным
актом прямого действия и решает три
основных задачи:
- Сохранение природной среды;
- Предупреждение и устранение
вредного влияния хозяйственной
деятельности на природу
и здоровье человека;
- Улучшение качества окружающей среды
Структура
закона «Об охране окружающей среды»
состоит из XVI глав, содержащих 84 статьи,
в которых представлены:
- общие положения;
- основы управления в области охраны окружающей
среды;
- права и обязанности граждан, общественных
и иных некоммерческих объединений в области
охраны окружающей среды;
- экономическое регулирование в области
охраны окружающей среды;
- нормирование в области охраны окружающей
среды;
- оценка воздействия на окружающую среду
и экологическая экспертиза;
- требования в области охраны окружающей
среды при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности;
- зоны экологических бедствий, зоны чрезвычайных
ситуаций;
- природные объекты, находящиеся под особой
охраной;
- государственный мониторинг окружающей
среды;
- контроль в области охраны окружающей
среды. Экологический мониторинг;
- научные исследования в области охраны
окружающей среды;
- основы формирования экологической культуры;
- ответственность за нарушение законодательства
в области охраны окружающей среды;
- международное сотрудничество в области
охраны окружающей среды;
- заключительные положения.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ, НУЖДАЮЩИЕСЯ В РАЗРАБОТКЕ И/ИЛИ В
УТВЕРЖДЕНИИ ФЗ
- «Об экологическом страховании»
- «Об экологической безопасности»
- «О разграничении прав собственности
на природные ресурсы («О федеральных
природных ресурсах»)»
- «Об экологических фондах»
- «О статусе зон экологического неблагополучия»
- «О государственных кадастрах
природных ресурсов»
- «Об охране водных биологических ресурсов»
- «Об обращении с радиоактивными отходами»
- «О растительном мире»
- «Об охоте и рыболовстве»
- «Об энергоинформационном благополучии
населения»
- «О государственной политике в области
обращения с радиоактивными отходами»
- «О государственном регулировании использования
охраны зеленого
фонда городских поселений»
- «О питьевой воде»
- «О государственном регулировании
в области экологического образования»
Лимитирование
и лицензирование природопользования
- Лимитирование - это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую среду и размещения отходов.
- Лицензирование природопользования - важнейшая часть управления природопользованием. В лицензиях на природопользование фиксируются виды, лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании природных ресурсов.
Существует около 30 видов природопользования,
на которые выдаются лицензии.
Лицензирование деятельности
в области природы окружающей среды осуществляется
в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации «О лицензировании
отдельных видов деятельности» (№ 1418 от
24.12.94)
Органы лицензирования
МПР |
Комплексное
природопользование; |
Госком
экологии |
Захоронение,
хранение отходов, выбросы ЗВ в воздух,
воду; координация всех видов экологических
лицензий и разрешений |
Росгидромет |
Подтверждение
разрешения на выброс ЗВ |
Роскомзем |
Оформление
типа собственности, регистрация земельных
участков на право использования полезных
ископаемых |
Рослесхоз |
Подтверждение
лицензии на использование лесных ресурсов |
Роском
рыболовство |
На рыболовство
и добычу водных животных, сбор морских
растений, координация выдачи лицензий
на использование водных резервуаров |
Минсельхоз |
Подтверждение
лицензий на охоту на диких животных |
Госгортех
надзор |
Использование
полезных иск. Захоронение отходов, гидроминеральные
ресурсы, опасные производства, утилизация
полезных ископаемых |
Госатом
надзор |
Утилизация
и захоронение ядерных отходов |
Госсанэпид
надзор |
Все типы
экологических разрешений, связанных
с возможным воздействием на здоровье
человека |
Срок действия разрешений и лицензий
лицензия |
Срок действия |
Комментарий |
природопользование |
Краткосрочная
- до 3 лет;
Долгосрочная – 3 – 25 лет |
Срок зависит
от цели и экологической ситуации |
Утилизация/
хранение отходов |
5 лет |
|
Выброс
ЗВ в воздух |
1 год |
Начальный
срок, в течении которого предпринимаются
меры по достижению ПДВ |
3-5 лет |
Если ПДВ
достигнут |
Полезные
ископаемые |
До 50 лет |
|
Лесные
ресурсы |
До 50 лет
|
|
Комплексное
природопольз. |
до 5 лет |
|