Уголовная ответственность за экологические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение уголовной ответственности за экологические преступления. Исходя из цели работы, автор ставит перед собой следующие задачи:
- изучить нормы ранее действовавшего отечественного уголовного законодательства, относящиеся к экологическим преступлениям;
- рассмотреть особенности объекта экологических преступлений;
- проанализировать социальную обусловленность преступности экоцида в международном и национальном уголовном праве;
- рассмотреть виды наказаний за экологические преступления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Характеристика преступлений против окружающей среды
1.1 Понятие экологического преступления 6
1.2 Состав экологических преступлений 8
1.3 Экоцид как международное преступление против человечества 14

ГЛАВА 2. Уголовное наказание за экологические преступления
2.1 Виды наказаний 24
2.2 Общая характеристика новаций в сфере уголовно-правовой борьбы с экологическими преступлениями по УК РФ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.Р. Степанова М. 5791 Уголовная ответственность за ЭП.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

     Принятие  нормы об экоциде обусловлено  все большей тревогой международного сообщества относительно ущерба, причиняемого экологическими преступлениями окружающей среде, носящего нередко разрушительный характер и затрагивающего значительную часть населения.

     Нормы об этих преступлениях впервые в  отечественном уголовном законодательстве выделены в самостоятельный раздел и самостоятельную главу Особенной части УК. В УК РФ существует специальная глава «Экологические преступления», в которой предусмотрено 17 составов преступлений. Однако экоцид выделен из общих экологических преступлений и помещен в главу о преступлениях против мира и безопасности человечества по причине того, что экоцид носит транснациональный характер11. Например, авария на Чернобыльской АЭС повлекла радиоактивное заражение воздуха и воды не только на территории России, Украины, Белоруссии, но и в Скандинавских государствах, т.е. объективно оказалась международной.

     Международная опасность экоцида заключается в создании им угрозы либо реальном причинении экологической катастрофы для двух или более стран. В экологическом праве такой катастрофой признается остро неблагоприятная природная аномалия вследствие воздействия человеческой деятельности на внешнюю природную среду обитания людей.

       Статья 358 УК РФ определяет экоцид как массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, вызвавших экологическую катастрофу12.

     Среди многочисленных факторов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и представляющих  угрозу экологической безопасности государств, можно выделить следующие  три группы:

- антропогенное загрязнение окружающей среды, которое, прежде всего, связано с хозяйственной деятельностью;

- нерациональное потребление, а нередко и уничтожение отдельных компонентов природной среды;

- военная деятельность государств, которая охватывает как гонку вооружений в условиях мира, так и сами вооруженные конфликты и войны.

      Угрожающий характер вредоносного воздействия на экологическую сферу стал серьезно заботить мировые политические круги и общественность только во второй половине ХХ века, что было связано с появлением и применением таких методов и средств ведения военных действий, которые имели неизбирательное поражающее действие в отношении всего живого. Если раньше основой всех войн служило физическое поражение войск, то в настоящее время одной из основ стратегии и тактики воюющих стран стало сознательное разрушение природы на территории противника13.

     Определение экоцида берет начало в документах, регламентирующих правила ведения  вооруженных конфликтов. Так, в ч. 3 ст. 351 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. запрещено применять  «методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде». Статья 55 того же документа предписывает сторонам вооруженного конфликта проявлять «заботу о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба»14, включающей запрет на использование методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, возможно, причинят такой ущерб природной среде. Впервые указанные действия стали расцениваться не просто как «недопустимые», а были признаны военным преступлением, получившим название «экоцид» (от греческого «oikos» - «дом, местопребывание» и латинского «caedo» - убиваю»).

        Дальнейшее понимание экоцида развивалось в сторону его признания не просто военным преступлением, а преступлением против безопасности человечества. Так, в «Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду» от 18 мая 1977 г. установлена обязанность не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, «которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия,  в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику»15.

       Известно, что практически все крупные войны (вооруженные конфликты) имели те или иные экологические последствия. Воздействие на техногенные объекты или элементы биосферы в ходе военных действий всегда оказывало непосредственно или опосредованно негативное влияние на человека, которое приводило к снижению боеспособности вооруженных сил и разрушению экономического потенциала противоборствующей стороны. Поэтому наивысшую угрозу для человечества и окружающей его природной среды несет военная деятельность, причем не только вооруженные конфликты и войны, но и гонка вооружений. В корне неверной является точка зрения, будто гонка вооружений несет с собой лишь потенциальную опасность для окружающей среды, являющуюся отдаленной. Напротив, гонка вооружений оказывает негативное воздействие на состояние окружающей среды, превратившись в самостоятельный источник обострения экологической напряженности. Не только сама война, но и подготовка к ней - существенный фактор загрязнения и разрушения окружающей среды.

         Так, бесспорно, что пагубные последствия войны как экологического фактора отрицательно влияют на окружающую среду во многих формах. Это в первую очередь материальные остатки войны: в почве и море остаются  неразорвавшиеся снаряды, мины, авиабомбы и т.п. Все это представляет реальную угрозу для человечества, проведения сельскохозяйственных работ, рыбного промысла, добычи полезных ископаемых.

     Решение экологических проблем возможно только  исключительно в условиях мира. Поэтому решение экологических проблем способствует нормализации международных отношений, формированию уверенности, доверия и безопасности в межгосударственном общении16.

     Прогресс  в области совершенствования  вооружений приводит к созданию качественно  новых видов оружия, которое наносит  военный ущерб противнику через  преднамеренное и целенаправленное воздействие на его природную  среду. Условно оно было названо экологическим и, по выражению А.И. Иойрыша, является почти фантастическим оружием, «по сравнению с которым водородная бомба выглядит как топор каменного века»17. С появлением такого оружия современные войны и вооруженные конфликты стали характеризоваться таким явлением, как экоцид, то есть прямым нарушением экологических связей между природой и человеком, а также физическим уничтожением природных ресурсов.

     Далеко  не случайным выглядит выделение  в самостоятельную категорию  так называемых экологических войн, под которыми понимается управление природными процессами для изменения динамики, состава и структуры биосферы Земли в целях нанесения ущерба другому государству с помощью подрыва его экологической системы. От войны обычной её отличает реализация специально разработанных операций (программ), включающих применение конкретных способов ведения боевых действий, направленных на широкомасштабное тотальное поражение природной среды или локальное уничтожение отдельных экосистем на территории противника, преследующее цель максимального облегчить выполнение стратегических или оперативно-тактических задач.

     Указанные международно-правовые акты по существу стали первыми документами, которые поставили реальный заслон на пути распространения гонки конкретных видов вооружений.

     Однако  ни в них, ни в принятых в дальнейшем международных договорах и соглашениях о данной проблеме не содержится согласованного и удовлетворяющего все государства определения понятия «экоцид». Поэтому в дипломатической практике, в переговорном процессе, в межгосударственных соглашениях наиболее часто применяются термины «экологическая, погодная, климатическая» войны, в то время как термин «экоцид» встречается крайне редко и у разных авторов приобретает различные оттенки. В отечественной литературе распространено суждение о том, что «экоцид как преступление имеет своим истоком агрессивную войну. Он как бы вырос из нее»18. Совершение актов экоцида  расценивается как международное преступление вне зависимости от того, совершен он в военное или мирное время и без обязательной его «увязки» с вооруженным конфликтом – «экоцид возможен скорее всего в результате применения запрещенных средств и методов ведения войны, хотя в принципе не сводится к этому»19.

     Это тем более верно, поскольку экоцид может иметь и имеет место  не только во время вооруженного конфликта, но и в мирное время.

     Последствия экологического посягательства во многом определяются размером ущерба. Экоцид будет иметь место при любых умышленных посягательствах на природную среду, независимо от последствий, в силу своей значимости для сохранения жизни на Земле.

     В качестве средств совершения экоцида  в настоящее время могут применяться  все виды оружия массового уничтожения, некоторые виды обычного оружия, а также технические средства, не имеющие отношения к оружию, но способные при определенных условиях отрицательно воздействовать на динамику, структуру Земли, включая ее биосферу, гидросферу, литосферу или космическое пространство.

     Объективная сторона преступления характеризуется:

1)действиями: а) массовым уничтожением растительного  или  животного мира, б) отравлением атмосферы или водных ресурсов, в) другими действиями;

2) последствием  – наступлением экологической катастрофы;

3) причинной  связью между указанными действиями  и последствием.

     Субъективная  сторона преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом. Лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность того что указанные действия способны вызвать экологическую катастрофу, и желает или сознательно допускает ее наступление либо безразлично к этому относится.

     Буквальное  прочтение ст. 358 и соответствующих  актов международного права свидетельствует о том, что за любой акт экоцида ответственности подлежит общий субъект.

       Как уже отмечалось выше международное сообщество практически единодушно признает экоцид в качестве международного преступления против человечества. Данное обстоятельство, в соответствии с положениями современного международного права, позволяет с полным основанием ставить вопрос об индивидуальной международной уголовной ответственности физических лиц, виновных в его совершении или в попытке его совершения. Примерами международного уголовно-процессуального характера подобного рода могут служить Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы над главными военными преступниками, ответственными за развязывание и ведение Второй мировой войны, а также Международный трибунал по бывшей Югославии20.

     Появление в международном праве такого нового вида международных преступлений, как экоцид повлекло за собой то, что отдельные государства стали включать нормы об этих преступлениях в свое внутреннее уголовное законодательство. В числе таких стран оказалась и Россия, которая включила в свой УК 1996г. ст.358 «Экоцид».

       В российском уголовном законодательстве  состав экоцида сформулирован  как состав угрозы, а реальное  наступление указанного последствия  само по себе на квалификацию  содеянного не влияет.  Угроза наступления экологической катастрофы возможна в результате совершения любого из указанных в диспозиции ст. 358 действий.

     Массовое  уничтожение растительного или  животного мира состоит в физическом истреблении растительных сообществ  и живых организмов, постоянно или временно населяющих ту или иную территорию. Массовым уничтожением надо признавать любое воздействие на флору и фауну, в результате которого создается угроза уничтожения растительного или животного вида хотя бы в одной экологической системе. В первую очередь такое деяние осуществимо посредством использования химических реагентов и других неизбирательных способов воздействия на природную среду (источники радиоактивного излучения, суммарное применение взрывчатых веществ и т.п.).

         Примером такого акта экоцида может служить проведенная американскими войсками во время Второй Индокитайской войны (1962-1975 гг.) операция «Ranch Hand»,опасность которой в виде массированного поражения природы в военных целях проявилась, прежде всего, на юге Вьетнама, где американские войска в течение нескольких лет производили широкомасштабное и целенаправленное уничтожение растительного и животного мира. Эта война стала уникальным явлением, поскольку помимо традиционных целей и способов уничтожения противника впервые в истории человечества одной из воюющих сторон была предпринята попытка полного уничтожения естественной среды обитания человека. Объектами поражения в этой операции были выбраны не вооруженные силы и военные объекты противника, а основные тропические экосистемы Индокитая, целью операции генерирование широкомасштабной техногенной экологической катастрофы, которая достигалось применением обычных видов ВВТ и специально разработанных боевых средств, предназначенных исключительно для поражения природной среды.

           В документах международного симпозиума по вопросам отдаленных последствий войны США во Вьетнаме отмечалось, что в результате применения дефолианта «Оранж эйджент» фауна, флора, почвы многих районов Южного Вьетнама претерпели сильные изменения. Большую часть тропических лесов война превратила в саванны, территории которых в ряде районов и сейчас расширяются; многие прибрежные мангровые леса полностью уничтожены, и их спонтанное восстановление потребует многих сотен лет; потеряно плодородие на больших массивах пахотных земель. Содержавшиеся в дефолиантах диоксины привели  к повышению уровня смертности местного населения, активному росту количества онкологических и других заболеваний, резкому увеличению количества новорожденных детей с генетическими пороками развития и тяжелыми наследственными аномалиями, которые будут проявляться даже через многие десятилетия после окончания войны21.

Информация о работе Уголовная ответственность за экологические преступления