Адаптация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Важность правильной адаптации и введения в курс дела новых сотрудников трудно переоценить. При поступлении на работу кандидат лишь приблизительно представляет себе, что ценит организация в своих работниках и чего она ожидает от них. У самих кандидатов заранее формируются определенные ожидания и представления об их будущей работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3 Глава I. Адаптация в системе управления персоналом………………………...5

1.1. Сущность и цели адаптации…………………………………………..5

1.2. Классификация адаптации……………………………………………8

1.3. Этапы адаптации новых работников, ……………………………..11

1.4. Программы адаптации……………………………………………….13

1.5. Эффективность адаптационных программ…………………………17

1.6. Зарубежный опыт адаптации на предприятиях……………………18

Глава II. Анализ программ адаптации на примере компании ТО «Капитал тур»"…………………………………………………………………………........20

2.1. Российский опыт адаптации на предприятиях……………..………20

2.2. Характеристика исследуемой организации………………………...22

2.3. Программа адаптации ТО «Капитал тур»…………………………..25

2.4. Преодоление шибок программ адаптации в ТО «Капитал тур»…..29

2.5 Общие выводы и оценка …………………………………….............30

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………………………………...............33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа -Адаптация.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)


34

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............3 Глава I. Адаптация в системе управления персоналом………………………...5

1.1. Сущность и цели адаптации…………………………………………..5

1.2. Классификация адаптации……………………………………………8

1.3. Этапы  адаптации новых работников, ……………………………..11

1.4. Программы адаптации……………………………………………….13

1.5. Эффективность адаптационных программ…………………………17

1.6. Зарубежный опыт адаптации на предприятиях……………………18

Глава II. Анализ программ адаптации на примере компании  ТО «Капитал тур»"…………………………………………………………………………........20

2.1. Российский опыт адаптации на предприятиях……………..………20

2.2. Характеристика исследуемой организации………………………...22

2.3. Программа адаптации ТО «Капитал тур»…………………………..25

2.4. Преодоление шибок программ адаптации в ТО «Капитал тур»…..29

2.5 Общие выводы и оценка …………………………………….............30

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………………………………...............33

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

 

Выбор профессии, которая подходит под индивидуаль­но-психологические особенности личности – важный, но не единственный  фактор, который определяет степень будущей, профессиональной   успешности человека. Каждый   работник нуждается в дополнительной помощи для адаптации на новом рабочем месте, в новой профессии.           

Считается, что если правильно проведен этап подбора сотрудника, он сам будет эффективно выполнять свои функции в соответствии с требованиями рабочего места. И лишь в дальнейшем возникнет необходимость проводить мероприятия по моти­вации сотрудника (тренинги, программы повышения квалифи­кации, ротацию и т. д.). Однако на практике оказывается, что «наиболее высокий процент принятых на работу покидает орга­низацию именно в течение первых трех месяцев»[1]. Причем в не­которых случаях этот показатель достигает 70-80 %[2].  Как указы­вает Т. Ю. Базаров, 90 % людей, уволившихся с работы в течение первого года, «приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации»[3].

Важность правильной адаптации и введения в курс дела но­вых сотрудников трудно переоценить. При поступлении на рабо­ту кандидат лишь приблизительно представляет себе, что ценит организация в своих работниках и чего она ожидает от них. У самих кандидатов заранее формируются определенные ожида­ния и представления об их будущей работе. В том случае, если они окажутся ошибочными или необоснованными, сотрудник будет чувствовать разочарование, неудовлетворенность и, в конце концов, уволится. Конечно, частично нереалистичные ожидания возникают из-за того, что сведения, которые предоставляют на этапе отбора, не соответствуют действительности. Однако чаще всего причиной разочарований становятся не условия труда, а отношение в организации к новичку. Чувство ненужности и по­терянности, которое испытывает большинство людей в первые недели на новом месте работы, а также объективные сложности в организации своей работы в связи с недостатком информации невозможно компенсировать никакими финансовыми условиями и льготами. Поэтому для решения этой проблемы необходимо использовать и развивать такой инструмент, как адаптация персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Адаптация в системе управления персоналом

 

1.1. Сущность и цели адаптации

 

В самом общем виде адаптация (лат. adapto - приспособляю) – процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.

С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет профессиональная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.

          Существуют два основных подхода к трактовке понятия «адаптация». В их основе лежит двойственность природы адапта­ции. В рамках первого подхода адаптация рассматривается как внутренний динамический процесс, как некое свойство организ­ма человека. Такой взгляд на адаптацию разрабатывался в русле биологии, психологии и социологии. Основную смысловую на­грузку при этом несет термин «приспособление». Именно он ха­рактеризует процесс, который происходит с новым сотрудником, когда тот приходит в организацию. С этой точки зрения, адапта­ция — это приспособление организма, индивидуума, коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним из­менениям, что приводит к повышению эффективности их суще­ствования и функционирования. В зависимости от того, к чему приходится привыкать или приспосабливаться новичку, выделя­ют несколько видов адаптации.

Второй подход условно можно назвать процедурным – тер­мин «адаптация» применяют для обозначения ряда организаци­онных и управленческих мероприятий, цель которых состоит в облегчении вхождения новых сотрудников в жизнь организации. Здесь речь идет о спланированных усилиях отдела персонала, которые должны способствовать освоению новичком работы, сокращению периода адаптации в коллективе. В этом случае вместо понятия «адаптация» часто используется термин «введе­ние в должность» или «введение в курс дела».

Важно помнить, что проведение целенаправленной адапта­ции сотрудников – насущная необходимость для современных организаций. С помощью применения инструментов по адапта­ции и введения в курс дела новых сотрудников, а также с уче­том знания основных закономерностей адаптации людей на но­вых рабочих местах организация может решить множество управленческих проблем и существенно повысить результатив­ность труда.

С. Г. Попов выделяет следующие преимущества, которые создает осуществление целенаправленных мероприятий по адаптации:

1) уменьшение начальных издержек при входе сотрудника в организацию. Это позволяет быстрее входить в курс дел и эф­фективно работать;

2) снижение напряженности у работника при входе в новую должность;

3) сокращение текучести кадров за счет снижения психоло­гического барьера при входе в организацию;

4) экономия рабочего времени непосредственного начальни­ка, затрачиваемого на объяснения и обучение новичка (это берет на себя кадровая служба);

5) реализм в ожиданиях и удовлетворенность работой (вход­ная беседа);

6) обучение (научение) поведению в организации (введение в организационную культуру)[4].

Вступление работника в новую должность неизбежно сопро­вождается процессом адаптации. Как уже отмечалось, адаптация означает приспособление индивидуума к рабочему месту, работе и рабочему коллективу и отражает то состояние, которое испытывает каждый из нас, попадая в новую, неизвестную среду.

С точки зрения управления персоналом в организации адап­тация имеет двойную направленность. С одной стороны, нови­чок знакомится с коллективом, новыми обязанности и условия­ми труда, пытается осознать их и принять. С другой стороны, сама организация изменяется и адаптируется к особенностям со­трудника. В связи с этим различают два процесса адаптации: адаптацию персонала и адаптацию работника. «Адап­тация персонала – это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды органи­зации. Адаптация работника – это приспособление индивидуу­ма к рабочему месту и трудовому коллективу»[5]. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдаются два одновременно происходящих процесса привыкания. Поэто­му процесс адаптации можно определить как взаимное приспо­собление сотрудника и организации. И возможность долгосроч­ного сотрудничества зависит от того, насколько успешно это приспособление

Принципиальными целями адаптации, по А.Я. Кибанову, являются:

-уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и тре­бует дополнительных затрат;

-снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;

сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чув­ствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут от­реагировать на это увольнением;

          -экономия времени руководителя и сотрудников, так как прово­димая по программе работа помогает экономить время каждого из них;

-развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.[6]

Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творче­ский потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.

Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, мо­жет многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции[7].

 

1.2. Классификация  адаптации

 

В основе следующей классификации лежит деление на виды адаптации  в  зависимости  от  объекта,  к которому  сотрудник адаптируется.

По отношению к объекту виды адапта­ции можно разделить на две основные группы: производственную и внепроизводственную. В соответствии с названием внепроизводственная адаптация относится к сферам жизни сотрудника, не связанным непосредственно с его работой. В настоящее время очень немногие организации уделяют внимание внепроизводственной адаптации. Это объясняется тем, что создание ус­ловий для такой адаптации требует значительных финансовых затрат. Кроме того, некоторые руководители считают, что адаптация к условиям, не имеющим отношения к работе, является личным делом сотрудника, в связи, с чем участие в ней фирмы не обязательно.

Внепроизводственная адаптация включает:

1) адаптацию к новым бытовым условиям;

2) адаптацию к непроизводственному (неформальному) об­щению с коллегами;

3) адаптацию в период отдыха.

Производственная адаптация включает все аспекты приспо­собления сотрудников к работе в новой организации, а именно:

•  профессиональную адаптацию;

•  психофизиологическую;

•  социально-психологическую;

•  организационно-административную;

•  экономическую;

. санитарно-гигиеническую.

Профессиональная адаптация – это приспособление работни­ка к выполняемой работе. Она заключается в ознакомлении и активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, при­обретении профессиональных навыков, достаточных для качест­венного выполнения обязанностей, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии ус­тойчивого положительного отношения работника к своей про­фессии.

Профессиональная адаптация играет большую роль в ситуа­ции вхождения в организацию молодого специалиста, так как у него имеется в основном теоретическое представление о том, как происходит рабочий процесс. Профессиональная адаптация оценивается как по объективным, так и по субъективным пока­зателям. К объективным показателям относятся: выполнение должностных обязанностей, норм выработки, квалификация ра­ботника, наличие специальных знаний и навыков, а к субъек­тивным – мотивы выбора процессии, эмоциональная оценка и планы относительно изменения и сохранения профессии[8].

Психофизиологическая адаптация – это приспособление к «трудовой деятельности на уровне организма работника как це­лого, результатом чего становятся меньшие изменения его функ­ционального состояния»[9]. Она предполагает привыкание к усло­виям труда и режиму работы, налаживание обычного уровня трудоспособности. Этот вид адаптации зависит от здоровья чело­века, его естественных реакций и индивидуальных биоритмов, а также от условий работы. Несмотря на кажущуюся простоту это­го элемента адаптации, следует иметь в виду, что большинство несчастных случаев на производстве происходит в первые дни работы сотрудника именно из-за ее отсутствия.

Социально-психологическая адаптация – приспособление но­вичка к коллективу. Она состоит в освоении социально-психо­логических особенностей групп и индивидов в организации, вхождении в сложившуюся в ней систему отношений, позитив­ном взаимодействии с другими членами и привыкании к новому стилю руководства. Это означает включение работника в систе­му взаимоотношений в организации, в ее коллектив как равно­правного, принимаемого всеми членами.

Организационно-административная адаптация – приспособ­ление к сложившейся структуре предприятия, «особенностям организационного механизма управления, месту своего подраз­деления и должности в общей системе целей». Особое значение имеет привыкание сотрудника к новой корпо­ративной культуре, стилю руководства, усвоение ценностей ор­ганизации и разделение ее целей.

Экономическая адаптация – привыкание к определенному уровню заработка и социального обеспечения. Она позволяет ра­ботнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов.

Санитарно-гигиеническая адаптация – приспособление к распорядку работы, условиям труда, новым требованиям трудо­вой, производственной и технологической дисциплины.

Помимо этих компонентов различают активную адаптацию, «когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимо­действия и деятельности, которые он должен освоить)», и пас­сивную, «когда он не стремится к такому воздействию и измене­нию»[10]. Первый вид адаптации наиболее эффективен, поскольку он влечет за собой обоюдное изменение, как состояния работни­ка, так и характеристик его окружения. В том случае, если организационная среда несет отрицательные элементы, а адаптация происходит пассивно, ее результаты будут регрессивными.

 

1.3. Этапы адаптации

 

         Для каждой категории сотрудников (в зависимости от должности начального уровня подготовки) желательно применять свой набор адаптационных инструментов. До начала адаптации требуется понять уровень подготовки новичка, так как от этого будет зависеть индивидуальный набор адаптационных мероприятий. И если есть возможность дифференциации, то наполнение адаптационной программы лучше всего сделать разным.

Информация о работе Адаптация персонала