Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа
Актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Введение
Глава 1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
.1 Цели и задачи экологического образования дошкольников
.2 Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Глава 2.Взаимодействие ДОУ и семьи
.1 Формы взаимодействия
.2 Методика взаимодействия с семьёй
Глава 3. Практическая часть
.1 Констатирующий эксперимент
.2 Формирующий эксперимент
.3 Контрольный эксперимент
Заключение
КУРСОВАЯ РАБОТА
Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников
Оглавление
Введение
Глава 1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
.1 Цели и задачи экологического образования дошкольников
.2 Занятия как основная
форма организации
Глава 2.Взаимодействие ДОУ и семьи
.1 Формы взаимодействия
.2 Методика взаимодействия с семьёй
Глава 3. Практическая часть
.1 Констатирующий эксперимент
.2 Формирующий эксперимент
.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Приложения
Введение
Актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое
воспитание надо с дошкольного возраста,
так как в это время
Дошкольный возраст - самоценный
этап в развитии экологической культуры
человека. В этот период закладываются
основы личности, в том числе позитивное
отношение к природе, окружающему
миру. В этом возрасте ребенок начинает
выделять себя из окружающей среды, развивается
эмоционально-ценностное отношение
к окружающему, формируются основы
нравственно-экологических
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Цель исследования - рассмотреть проблему экологического воспитания и образования дошкольников.
Задачи исследования:
1.Изучить содержание
.Определить цели и
задачи экологического
.Проанализировать занятия
как основную форму
. Изучить опыт взаимодействия ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников.
Объект исследования - процесс экологического воспитания дошкольников.
Предмет исследования - проблемы экологического воспитания и образования в ДОУ.
Гипотеза - в основу дипломной работы положено предположение о том, что эффективность экологического воспитания дошкольников достигается при взаимодействии семьи и ДОУ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Николаева С.Н., Коломина Н.В., Голицына Н.С. и других.
Глава 1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
1.1Цели и задачи
экологического образования
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей [10, стр. 27].
Формулировка цели, задач
во многом определяет и содержание
образования. Как справедливо отмечает
известный специалист в области
экологического образования И.Д. Зверев,
до настоящего времени «нет однозначного
и приемлемого определения
Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование - это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.
Наряду с термином «экологическое
образование» в литературе (в том
числе и дошкольной) активно употребляется
термин «экологическая культура». В
одних случаях он применяется
как синоним первого выражения,
в других формирование экологической
культуры рассматривается как конечная
цель экологического образования. Мне
кажется очень удачным и
В дошкольной педагогике также
пока нет единого мнения по поводу
целей, задач и терминологии экологического
образования. В отличие от других
ступеней системы непрерывного экологического
образования, авторы программ, пособий
для дошкольников чаще всего используют
термины «экологическое воспитание»
и «экологическая культура». Термин
«экологическое образование» вошел
в обиход педагогов дошкольного
звена только в последние годы
и обычно употребляется как синоним
экологического воспитания. Такая ситуация
объясняется рядом причин. В предыдущий
период по отношению к дошкольникам
применялся термин «дошкольное воспитание»,
подразумевающий и обучение, и
воспитание ребенка. Соответственно, возник
и термин «экологическое воспитание».
В то же время в системе непрерывного
экологического образования в качестве
интегрального понятия
Авторы программ, пособий
предлагают разнообразные формулировки
целей и задач экологического
воспитания дошкольников: «воспитание
начал экологической культуры» (С.Н.
Николаева), «формирование определенного
уровня осознанного отношения, выраженного
в поведении, отношении к природе,
людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова),
воспитание ответственного отношения
к природе (А.В. Королева), воспитание
у ребенка потребности в
Итак, мы выяснили, что в качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.
Таким образом, под экологическим
образованием дошкольников понимается
непрерывный процесс обучения, воспитания
и развития ребенка, направленный на
формирование его экологической
культуры, которая проявляется в
эмоционально-положительном
·формирование системы элементарных
научных экологических знаний, доступных
пониманию ребенка-дошкольника (прежде
всего как средства становления
осознанно-правильного
·развитие познавательного интереса к миру природы;
·формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
·воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
·формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
·формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
·освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
·формирование умения и желания
сохранять природу и при
·формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
1.2 Занятия как
основная форма организации
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков [2 стр. 15].
Просматривается еще одна
важная тенденция - построение систем
занятий в каждой области, с которой
знакомят дошкольников. Цепочка постепенно
усложняющихся занятий, органически
связанных с мероприятиями
Информация о работе Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников