Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:35, курсовая работа
Актуальность. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.
Введение
Глава 1. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ
.1 Цели и задачи экологического образования дошкольников
.2 Занятия как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Глава 2.Взаимодействие ДОУ и семьи
.1 Формы взаимодействия
.2 Методика взаимодействия с семьёй
Глава 3. Практическая часть
.1 Констатирующий эксперимент
.2 Формирующий эксперимент
.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Условные обозначения уровней: В - высокий, С - средний, Н - низкий.
Дошкольники подготовительной группы в целом показали средний уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы - 10,0 баллов.
Уровень знания дошкольников о мире животных средний - 9,5 балла.
Уровень знания о растительном мире средний - 8,6
Уровень знаний о неживой природе и временах года средний - 10,9.
Уровень знаний о временах года средний - 11,6.
Уровень экологически правильного отношения к миру природы средний - 9,4.
Среди детей 20 % имеют низкий уровень сформированности экологических знаний, 60 % - средний; 20 % - высокий.
Результаты мы представили в диаграмме:
Диаграмма 1. Уровень сформированности экологических знаний в %
Таким образом, несмотря на
то, что в ДОУ реализуется
Мы считаем, что повысить уровень сформированности экологических знаний дошкольников можно, подключив к образовательному процессу семью.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое просвещение родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач - привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.
Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, при знакомстве с «Экологическим паспортом детского сада», в процессе посещения экологических комплексов, живого уголка, территории детского сада.
В целом работа с родителями может быть представлена следующим образом:
.Экологическое просвещение
- предоставление экологической
информации, ее анализ; приоритетные
темы: экологически грамотное
. Совместная деятельность
с детьми: участие в походах,
экскурсиях, эколого-оздоровительных
праздниках; выполнение домашних
заданий, совместный уход за
животными, растениями; сбор коллекций
природных и других материалов;
выставки работ, выполненных
Вывод: отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
3.2 Формирующий эксперимент
Цель формирующего эксперимента - подобрать и апробировать разные формы взаимодействия ДОУ с семьёй.
Задачи формирующего эксперимента:
1.Разработать комплекс мероприятий по взаимодействию ДОУ с семьёй в экологическом образовании дошкольников.
2. Апробировать разработанный нами комплекс мероприятий в подготовительной группе.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с работой по формированию социально - экологических представлений в семье. Дошкольное учреждение, которое ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включает в нее работу с семьей. В условиях семьи большое значение имеет «атмосфера направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, сельскохозяйственным работам, пример положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым существам.
Экологическое воспитание -
это новое направление
На современном этапе
формирование социально - экологических
представлений - одно из главных направлений
в преодолении экологической
проблемы, в которой пребывает
страна и вся планета. Решение
этого вопроса в системе
В период дошкольного детства
в процессе целенаправленного
Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Далеко не все люди оказываются способными глубоко проникать в мир природы и вполне наслаждаться ею.
Чтобы открыть в их душах радость, нужна помощь родителей дома. Она тем более необходима, что вес упущения в духовной жизни ребенка, особенно в среде экологического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более, в зрелом возрасте.
Социально - экологические
представления важно
Поэтому семья играет огромную
роль в формировании социально - экологических
представлений у детей, поскольку
большую часть времени
Семья, как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.
Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру.
Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка.
Многие воспитатели отмечают
пренебрежительное отношение
Разрыв между требованиями, предъявленными к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом.
Самыми актуальными в этом направлении, на наш взгляд, являются следующие формы работы с родителями:
. Консультации.
. Круглый стол «Сбережем родную природу».
. Проведение в группе выставки поделок детей из природного материала.
. Проведение родительского собрания в форме КВН.
. Проект по экологии "«Животные планеты Земля».
. Совместная экскурсия в природу.
Направления работы:
повышение социально - экологической культуры родителей;
знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в условиях семьи;
оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию социально - экологических представлений в условиях семьи;
включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования социально - экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
На первом этапе работы с родителями предлагается консультация для родителей.
Цель консультации; усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
На консультации, кроме общих положений о значении воспитания ребенка в семье, его приобщения к природе, рассматривается типичная ситуация, когда на даче высаживают семена растений.
В процессе консультации показано значение трех моментов; общения с живой природой, наблюдения за процессами в природе и созданию необходимых условий для того, чтобы из семечка выросло растение. Общение - это разговоры во время посадки растений, игра.
Наблюдения за тем, что и как надо делать, чтобы посадить растение, как из семечка вырастает растение - формирует у ребенка глубокий познавательный интерес к миру живой природы. Трудовые действия - это понимание потребностей живого растения в определенных условиях, без которых их жизнь прекратиться.
В конце консультации необходимо подчеркнуть мысль о том, что забота о растениях воспитывает в детях действенную любовь к ним, понимание самосущности живого (консультация представлена в приложении N 3).
За консультацией, следует провести круглый стол на тему «Сбережем родную природу».
Предлагаем обсудить следующие вопросы:
оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?;
оказывает ли общество влияние на природную среду?;
может ли мораль (нравственность) быть результатом отношений человека к природе?
Очень важно то, что вопросы круглого стола объединяют и воспитателей и родителей в решении проблем по формированию социально - экологических представлений у детей среднего возраста (материалы круглого стола для родителей представлены в приложении N 4).
На следующем этапе работы следует организовать в группе выставку поделок детей из природного материала.
Тема выставки: «Сказочное животное».
Цель: развитие творчества,
воображения детей; научить использовать
разнообразный природный
Предварительная работа с
родителями: проведение беседы с родителями,
чтобы они не препятствовали при
прогулках детей собиранию
Предварительная работа с детьми: объяснение детям, что может стать соединительным материалом (пластилин); детям было дано задание придумать название своему сказочному животному; так же детям было сказано, что лучшие поделки будут поощряться призами, т. е. был включен элемент соревнования.
Дети использовали самый различный природный материал. Необходимо было выбрать 3 самые лучшие поделки , которые оценивались по разным критериям (использование многообразия природного материала, аккуратность, изобретательность и т. д.). Эти работы вознаграждались призами (бумажными конструкторами «Без ножниц и клея»).
Таким образом, мы увидели, что активная включенность родителей в работу детей даёт положительные результаты.
Следующей формой работы с родителями проведение родительского собрания в форме КВН.
Тема: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» (См. Приложение № 5).
Цель: создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
Нами был разработан проект по экологии "«Животные планеты Земля».
Экологический проект предполагает решение в процессе исследования тех или иных задач. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками выполнения проекта, возрастом, возможностями содержания образовательных программ. Проект можно рассматривать и как дополнение к любым обще развивающим, комплексным программам и программам экологического направления.
Проблема: кто они, эти диковинные животные?
Цель: знакомство с разнообразием животного мира, их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям животного мира.
Задачи:
развивать поисковую деятельность детей: способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий; аргументировать свой выбор;
расширять и систематизировать знания детей о животных разных стран;
развивать связную речь, обогащать словарь детей;
совершенствовать стиль партнёрских отношений.
Выполнение проекта:
Познавательные занятия «Животные разных стран».
Решение проблемных ситуаций:
Почему в наших лесах не водятся тигры и львы?
Как зимуют медведь и ёж?
Как спасаются животные от врагов?
Как помочь исчезающим животным?
Игровая деятельность:
сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Зоомагазин».
дидактические игры «Кто где живёт», «Кто чем питается».
игра-драматизация по сказке К. Чуковского «Телефон».
Речь и речевое общение:
создание альбома «Рассказы о животных» (совместно с родителями).
составление рассказов о животных и создание книги рассказов.
чтение энциклопедической литературы о животном мире.
сообщения «А знаете ли вы…?»
создание копилки «Мы их знаем».
разгадывание кроссворда «Дикие животные».
Информация о работе Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников