Воспитание начала экологической культуры детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Экологическое воспитание - сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Цель работы - изучить психологические и методические аспекты, влияющие на процесс воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологический подход к воспитанию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста
1.1 Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Концепция как фактор воспитания начал дошкольной экологической культуры
1.3 Анализ программ экологического воспитания дошкольников
Глава 2. Организация условий для воспитания начал экологической культуры дошкольников
2.1 Экологическое пространство ДОУ как условие формирования начал экологической культуры дошкольников
2.2 Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
2.3 Методика наблюдения за живыми объектами как фактор воспитания экологической культуры дошкольников
Глава 3. Исследование воспитания экологической культуры дошкольников в условиях современного ДОУ
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание начал экологической культуры детей дошкольного возраста.docx

— 46.63 Кб (Скачать файл)

Наблюдение рассматривается  как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы  замечать. [14, 33].

Природа - один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс  познания основан на чувственном  восприятии, на непосредственном созерцании и общении с объектами, явлениями  и процессами окружающей действительности.

Именно на этапе дошкольного  детства ребенок получает эмоциональные  впечатления о природе, накапливает  представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы  экологического мышления, сознания, закладываются  начальные элементы экологической  культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир  природы, помогают наладить взаимоотношения  с ним.

1.2 Концепция как фактор  воспитания начал дошкольной  экологической культуры

Концепция - это система  взглядов на какое-либо явление, система  ведущих идей по определенному вопросу, глобальное его рассмотрение. Концепции - новые документы, появившиеся лишь в последнее время, с них начинается создание любого нового направления. Они  определяют его цели, задачи, содержание, формы организации и другие значимые параметры.

В 1989 году была создана первая Концепция воспитания детей дошкольного  возраста, провозгласившая новый - личностно-ориентированный  подход в педагогике. Концепция экологического воспитания дошкольников - это первая попытка сформулировать основные идеи и положения нового направления  дошкольной педагогики. Концепция позволяет  определять перспективы его развития, создавать конкретные программы  и технологии, организовывать практическую деятельность различных дошкольных учреждений.

Экологические проблемы и  катастрофа человечества непосредственно  связаны с процессом образования  населения - его недостаточность  или полное отсутствие породили потребительское  отношение к природе. В итоге: люди рубят сук, на котором сидят. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Данная концепция опирается  на ведущие международные и отечественные  документы: материалы форума в Рио-де-Жанейро  в 1992 году, документы 1-й Межправительственной конференции по вопросам образования  в области окружающей среды (Тбилиси, 1977) и Международного конгресса «Тбилиси + 10» (Москва, 1987), Закон Российской Федерации  «Об охране окружающей природной  среды» (1991), «Постановление об экологическом  образовании», выработанное совместно  Министерством образования и  Министерством охраны окружающей среды  и природных ресурсов Российской Федерации (1994).

Концепция опирается на ведущие  материалы в области образования, имеющие для нее непосредственное значение: Концепцию дошкольного  воспитания (1989) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994). Первая позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого  возраста. Вторая - является ориентиром в вопросах содержания экологического образования в звене, которое  непосредственно примыкает к  дошкольному периоду и таким  образом позволяет обеспечить преемственность  и взаимосвязь двух звеньев в  системе непрерывного экологического образования.

Как начальное звено, экологическое  воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для  всего общества: своевременно закладываются  основы экологической культуры в  человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается  значительная часть взрослого населения  страны - работники сферы дошкольного  воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал  экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих  в дальнейшем успешно присваивать  в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с  природой, который обеспечит его  выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного  воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Формулировка цели, задач  во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области  экологического образования И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной  цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование  детей, родителей, педагогов). И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое  образование как «непрерывный процесс  обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы  знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую  ответственность личности за состояние  и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды). [12, 54].

Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно  развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать  на себя и разделять ответственность  за решения жизненно важных для своей  популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование -- это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.[38, 32].

Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том  числе и дошкольной) активно употребляется  термин «экологическая культура». В  одних случаях он применяется  как синоним первого выражения, в других формирование экологической  культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне  кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура -- это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». [26, 36]. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.

Итак, в качестве целей  и задач экологического образования  авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного  поведения, бережного отношения  и любви к природе.

Н.А. Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс  обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической  культуры, которая проявляется в  эмоционально-положительном отношении  к природе, окружающему миру, в  ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных  норм, в системе ценностных ориентаций. [32, 30]. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

-- формирование системы  элементарных научных экологических  знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника  (прежде всего как средства  становления осознанно-правильного  отношения к природе);

-- развитие познавательного  интереса к миру природы;

-- формирование первоначальных  умений и навыков экологически  грамотного и безопасного для  природы и для самого ребенка  поведения;

-- воспитание гуманного,  эмоционально-положительного, бережного,  заботливого отношения к миру  природы и окружающему миру  в целом; развитие чувства симпатии  к объектам природы;

-- формирование умений  и навыков наблюдений за природными  объектами и явлениями;

-- формирование первоначальной  системы ценностных ориентаций (восприятие  себя как части природы, взаимосвязи  человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

-- освоение элементарных  норм поведения по отношению  к природе, формирование навыков  рационального природопользования  в повседневной жизни;

-- формирование умения  и желания сохранять природу  и при необходимости оказывать  ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной  природоохранной деятельности в  ближайшем окружении;

-- формирование элементарных  умений предвидеть последствия  некоторых своих действий по  отношению к окружающей среде.

Вопрос «Чему учить?»  всегда является очень важным, а  для дошкольного возраста -- особенно важным. Этот вопрос встает перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Ведь информации сейчас огромное количество! Принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание. Во-первых, мы должны помнить, что речь идет о первой ступени системы непрерывного экологического образования. Значит, нужно рассмотреть принципы отбора содержания, разработанные для других уровней образования. При этом их нужно адаптировать, конкретизировать и дополнить новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования -- преемственность. Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника.

Николаевой С.Н. доказано, что становление экологической  культуры в период дошкольного детства  возможно, если:

дети будут включены в  целенаправленный, систематический  педагогический процесс, называемый экологическим  воспитанием, в основу которого положены адаптированные на дошкольный возраст  ведущие идеи экологии (биоэкологии, социальной экологии, экологии человека), отражающие закономерные взаимосвязи в природе и связи человека с природой;

будет использована система  методов и технологий экологического воспитания, построенная на типичных для дошкольного периода видах  деятельности (практических, познавательных и творческих), вызывающих у детей  эмоциональный отклик и обеспечивающих усвоение экологических знаний, формирование практических умений осознанно и  бережно взаимодействовать с  объектами природы;

в пространстве жизнедеятельности  детей будет создана эколого-развивающая  среда, позволяющая организовать систематический  эколого-педагогический процесс - содержательное взаимодействие дошкольников с объектами  природы;

у воспитателей дошкольников развивается профессиональная экологическая  культура, включающая: представления  об экологических проблемах планеты, страны, региона проживания, понимание  влияния загрязнения окружающей среды на здоровье и жизнь людей, гражданскую ответственность и  практическую готовность к их разрешению; мотивацию необходимости эколого-педагогической деятельности. [25, 22].

Таким образом, можно сделать  вывод, что одним из факторов воспитания начал дошкольной экологической  культуры является Концепция экологического воспитания дошкольников, так как  включает в себя содержание и задачи экологического воспитания дошкольников.

1.3 Анализ программ экологического  воспитания дошкольников

В 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы  авторские программы, в которых  представлены психологические аспекты  экологического образования дошкольников.

Программа А. Вересова «Мы  земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и  его деятельности.

Программа Е. Рылеевой «Открой  себя» создана на основе авторской  концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа  предусматривает развитие у детей  естественнонаучных представлений  и экологической культуры, начальные  формы экологического сознания формируются  через цикл занятий «Мир нерукотворный».

Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших  дошкольников «Жизнь вокруг нас», в  центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной  основе у них развивается бережное и ответственное отношение к  живой природе.

Творческий поиск педагогов  и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях  эстетического отношения к природе  и окружающему миру.

Программа В.И. и С.Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. [3, 34-39]. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы «Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

Информация о работе Воспитание начала экологической культуры детей дошкольного возраста