Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:08, контрольная работа
Экологическое воспитание - сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Цель работы - изучить психологические и методические аспекты, влияющие на процесс воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологический подход к воспитанию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста
1.1 Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Концепция как фактор воспитания начал дошкольной экологической культуры
1.3 Анализ программ экологического воспитания дошкольников
Глава 2. Организация условий для воспитания начал экологической культуры дошкольников
2.1 Экологическое пространство ДОУ как условие формирования начал экологической культуры дошкольников
2.2 Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
2.3 Методика наблюдения за живыми объектами как фактор воспитания экологической культуры дошкольников
Глава 3. Исследование воспитания экологической культуры дошкольников в условиях современного ДОУ
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Библиография
Экологическая тропинка - это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он состоит из ряда видовых точек - объектов. Например, экологическая тропинка может включать в себя:
Сад
Огород
Цветочная площадка
Альпийская горка
Уголок леса
Уголок поля
Жужжащий, ползающий мир
Метеоплощадка
Экологическая комната
Хвойная полянка
Огород представляет собой
экологическую точку на открытом
хорошо освещенном пространстве. На нем
произрастают районированные культуры,
неприхотливые к условиям обитания
и привлекательные для
Альпийская горка может быть расположена во дворе детского сада, гостеприимно встречая всех гостей. Летом альпийскую горку можно назвать горкой самоцветов: лепестки цветков переливаются всеми цветами радуги. Можно сказать, что это живые самоцветы.
Метеоплощадка со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Перечень метеооборудования: барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды; термометр - для изменения температуры воздуха; анемометр - прибор для изменения скорости ветра. На метеоплощадке также могут находиться: флюгер, ветряной рукав - прибор для определения направления и силы ветра, дождеметр - служит ля измерения количества осадков.
На площадке в теплое время
года обитают разнообразные
В экологическую тропу может быть включен муравейник. Муравьи - животные барометры, активно помогают предсказывать погоду. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все «двери» своего дома.
В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли.
В экологической комнате могут быть собраны разнообразные комнатные растения: цветущие (герань, фиалка, абутилон, гибискус, спатифиллум и др.), с крупными листьями (фикус, лилия, сансевьера, бегония и др.), вьющиеся (комнатный виноград, площ, сциндапсус, хлорофитум, традесканция и др.).
Хвойная полянка - это площадка
растений богатых фитонцидами. Фитонциды
- это летучие вещества растений,
способные убивать
При походе по тропе предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, попить чай из трав, послушать сказку, легенду и т.д. После похода по тропе можно сделать зарисовки или вылепить из глины, солёного теста мини-скульптуру какого-нибудь понравившегося объекта. Обращается внимание детей на красоту природных объектов, их значимость для других.
При путешествии по экологической
тропе используются разнообразные
виды детской деятельности, различные
формы и методы работы: экологически
занятия; экологические экскурсии;
экологические акции; лаборатория
юного эколога; коллекционирование;
экологические выставки; экологические
игры и др. Расширяется и пополняется
экологическая предметно-
Во время путешествия по экологической тропе: дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульптуры объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное - появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!
Таким образом, создание экологического
пространства в ДОУ имеет большое
значение для экологического образования
дошкольников, а именно для формирования
представлений, знаний и умений, и
развития психологических процессов,
привычек и поступков, так как
создает условия для
2.2 Формирование начал
экологической культуры у
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.
Экологическая культура отражает
целостное понимание мира, синтез
многообразных видов
Экологическую культуру детей дошкольного возраста мы рассматриваем как специфическую субкультуру определенной социальной группы. [28].
Соответствующий дошкольному
возрасту объем знаний, умений, ценностных
отношений в области
Информация о работе Воспитание начала экологической культуры детей дошкольного возраста