Воспитание начала экологической культуры детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Экологическое воспитание - сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Суть этого направления заключается в том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Цель работы - изучить психологические и методические аспекты, влияющие на процесс воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологический подход к воспитанию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста
1.1 Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Концепция как фактор воспитания начал дошкольной экологической культуры
1.3 Анализ программ экологического воспитания дошкольников
Глава 2. Организация условий для воспитания начал экологической культуры дошкольников
2.1 Экологическое пространство ДОУ как условие формирования начал экологической культуры дошкольников
2.2 Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
2.3 Методика наблюдения за живыми объектами как фактор воспитания экологической культуры дошкольников
Глава 3. Исследование воспитания экологической культуры дошкольников в условиях современного ДОУ
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание начал экологической культуры детей дошкольного возраста.docx

— 46.63 Кб (Скачать файл)

Большое значение в экологическом  воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал  экологической культуры через познание экологических закономерностей  природы.

Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным  взглядом на природу, с пониманием места  человека в ней. В соответствии с  программой детей получают представления  о взаимосвязях в природе, которые  и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде  и своему здоровью. Программа предусматривает  выработку у детей первых навыков  экологически грамотного и безопасного  поведения в природе и быту, навыков практического участия  в природоохранной деятельности в своем крае. [32, 26-34].

Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение - разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество, и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

Одной из первых в 90-х годах  появилась программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог»  включает две подпрограммы - программу  экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области  экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления  начал экологической культуры у  детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное  теоретическое и экспериментальное  обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Содержание программы  отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы - растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый - это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку - он рассматривает в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый - это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности. [27, 101-109].

В последнее время идет интенсивный творческий процесс  в регионах России. Педагоги, экологи  разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных  природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем  Востоке, в Липецке, Сочи).

Примером может служить  программа «Непреходящие ценности природы» Е.В. Пчелинцевой-Ивановой, а также региональная программа дошкольного образования Ставрополья «Планета детства», в которой в естественно-научном экологическом блоке представлена программа «Азбука экологии» и ее научное обоснование (автор Л.И. Грекова ).

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования  дошкольников демонстрирует большую  творческую активность специалистов - понимание экологических проблем  планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле  во всех ее проявлениях, необходимости  изменения стратегии и тактики  поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное  экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного  детства.

Глава 2. Организация условий  для воспитания начал экологической  культуры дошкольников

2.1 Экологическое пространство  ДОУ как условие формирования  начал экологической культуры  дошкольников

По С.Н. Николаевой, экологическое  пространство - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое  объектами природы и имеющее  определенное функциональное назначение.

Роль среды как фактора  формирования развивающейся личности подчеркивалось рядом выдающихся педагогов  прошлого. Так, например, А.С Макаренко  придавал большое значение введению в интерьер декоративных растений: «Поэтому я даже тогда когда коллектив  наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею ... Не только в  спальнях, столовых, классах, кабинетах  стояли цветы, но даже на лестницах ... Это  очень важно».

Действительно, ситуация, когда  процесс экологического образования  происходит в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольеров и т.п. выглядит ненормально. Интерьер, в котором  ограничено, включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие. Ведь только та педагогическая среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря  которому каждое слово педагога становится более «весомым», значительным, убедительным.

В настоящее время одним  из важных условий реализации системы  экологического образования в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. О необходимости ее организации Е.И Тихеева говорила, что « каждый детский сад должен иметь в своем распоряжении садик или хотя бы двор, чтобы можно было организовать совместно с детьми выращивание цветов и овощей». [33, 56].

Создание экологического пространства в ДОУ является важнейшим  направлением реформы дошкольного  образования в Росси 80е -90е г.г. - это период, когда во многих детских  садах России начался процесс  обновления предметно - развивающееся  среды, согласно разработанными коллективом  ученых (С.М Кларина, В.А Петровский, Л.П Стрелкова и др.) принципов личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в ДОУ, а в документе Временные (примерные) требования к среде развития ребенка в ДОУ указаны условия для развития экологической культуры детей.

Дерябо С.Д. (1996) отмечает, что «насыщение педагогической среды соответствующими стимулами не сводится к реализации широкого известного в педагогике принципа наглядности, который предписывает демонстрацию объекта в целях формирования более полного и точного понятия о нем. Экологизация педагогической среды подразумевает включение в эту среду природных объектов и их комплексов, обуславливает постоянное воздействие на дошкольников всей совокупности психологических факторов; создает возможности для вступления в контакт с природными объектами и, следовательно, возможности получения «ответов» от них ... Таким образом, экологизированная педагогическая среда является условием и средством формирования экологической личности». [8, 362 - 363].

Экологическое пространство создает благоприятные условия  для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: он осваивает свойства и признаки объектов природы, овладевает определенными  умениями и навыками. Иными словами, «среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности, становится основой для самостоятельной  деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка», - пишет В.В. Смирнова. [34, 63]. При этом развиваются любознательность, умственные способности, коммуникативные  навыки.

Непосредственное общение  с природой в условиях экологической  развивающей среды дает ребенку  более яркие представления, чем  книжки, и рассказы взрослых. Хорошо оборудованная среда, где удачно расположены объекты природы  не только украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям от непосредственного  общения с растениями и животными, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными  и растениями в течение всего  года. Здесь дети сосредотачивают  свое внимание на небольшом количестве объектов природы, что обеспечивает более глубокое их познание. Дошкольники  имеют возможность длительно  рассматривать обитателей уголка природы, наблюдать за ними; постепенно формируются  прочные осознанные знания о животных, трудовые навыки и умения, развивается  наблюдательность. На основе этих знаний и навыков, которые приобретают  дети, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.

Экологическое пространство в ДОУ может включать в себя следующие компоненты: уголок природы, зимний сад, экологическую тропинку.

Наиболее традиционными  экологическими пространствами как  формами организации зеленой  зоны в детском саду являются групповые  уголки природы. Главная особенность  и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных  эколого-педагогических мероприятий  и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии  даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь  в каждой возрастной группе. Расположить  его можно в групповой комнате, раздевальном помещении. Последний  вариант особенно хорош - растения и  животных будут видеть родители, вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать  разные моменты, связанные с их жизнью. Родители смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно  для единства воспитания дошкольников в семье и детском саду. Минимальный  состав уголка природы - комнатные растения и аквариум с водными обитателями.

Помимо уголков природы  в помещении детского сада могут  быть созданы другие экологические  пространства: комната или кабинет  природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение, в  котором красиво и с учетом условий, необходимых для жизни  растений и животных, можно расставить вольеры с птицами, большие аквариумы  с различными водными обитателями  или черепахами, большие клетки с  курами или кроликами. В разных местах - на полу и стенах, отдельно и в  композициях - устраиваются растения. Если это кабинет, то должно быть также  место для столов, за которыми дети смогут заниматься. Преимуществом этих экологических пространств являются хорошие условия для растений и животных, а недостатком - трудность  содержания и то, что они большую  часть времени проводят в одиночестве. Должны быть продуманы организация  обслуживания и методика использования  в педагогическом процессе и жизнедеятельности  ДОУ комнаты природы, зимнего  сада. В равной степени эти экологические  пространства могут использоваться для отдыха, для углубленной познавательно-ознакомительной  деятельности детей и взрослых (персонала, гостей сада, родителей), для нравственно-трудового (гуманистического) воспитания дошкольников.

В зимнем саду преобладают  растения, поэтому он должен иметь  хорошее освещение - естественное через  большие окна, стекляннуюкрышу или искусственное. В этом случае можно выращивать самые различные растения. Возле южных солнечных окон хорошо устроить уголок пустыни, создав композицию из суккулентов. В противоположном углу, особенно если есть небольшой бассейн с фонтаном, можно подобрать влаголюбивые растения и создать тропическую композицию. Зимний сад позволяет создать настоящую коллекцию плодовых растений: комнатный лимон, мандарин, декоративный гранат, фейхоа, инжир, банановая пальма, кофейное дерево, чайный куст, лавр и др. При правильном уходе все эти растения будут плодоносить, что, естественно, порадует и взрослых, и детей. В таком помещении в полусвободном режиме обычно живут декоративные птицы, находится 1-2 аквариума. Зимний сад, так же как и комната природы, используется в разных целях - для ознакомительных занятий, труда, отдыха и общения с природой. Для отдыха детей и взрослых должны быть предусмотрены сиденья, которые позволяют расслабиться в наблюдении за рыбами, птицами, растениями. Это могут быть декоративные деревянные скамеечки, пеньки или специальные легкие табуреты.Рядом с комнатой природы и зимним садом должно быть подсобное помещение, в котором имеется кран с водой, ножная ванна, шкафы или полки для взрослого и детского инвентаря.

Экологическую тропинку можно  создать на территории детского сада или внутри здания детского сада. Она  помогает включать детей в наблюдения, позволяет проводить простые  опыты и эксперименты, узнавать новое  в обычном окружении. Экологическая  тропинка позволяет воспитывать  ребёнка через общение с природой, формировать высокую экологическую  культуру поведения в природной  среде, воспитывать гуманное отношение  к природе, формирует систему  экологических знаний и представлений, развивать эстетические чувства, участвовать  в посильной деятельности по уходу  за растениями и животными, по охране и защите природы.

Информация о работе Воспитание начала экологической культуры детей дошкольного возраста