федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
Высшего профессионального образования
«САХАЛИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Южно-Сахалинский педагогический колледж
Кафедра
ПЦК естествознания и
физического развития
контрольная
работа
по дисциплине
экологические
основы природопользования
вариант-5
Комаровой Елены
Юрьевны
Специальность 050144.52
Дошкольное образование
Курс II, группа 213а-Г
Преподаватель:
Рыбошлыкова
Тамара Александровна
Дата получения
работы ЮСПК СахГУ ____________________________
Дата проверки
__________________________
Оценка__________________
Подпись преподавателя __________________
Южно-Сахалинск
2014
Оглавление.
Задание 1.
Мониторинг
окружающей среды-----------------------------------------------3
Задание 2.
Приведите примеры
« разрушителей» природы в 65 регионе,
в городе Южно-Сахалинске------------------------------------------------------5
Задание 3.
Органы правления
и надзора по охране природы,
их основные
задачи и цели-------------------------------------------------------8
Задание 4.
Предложите
формы работы с детьми в дошкольных учреждениях
по привитию
любви к природе-------------------------------------------------16
Список литературы-------------------------------------------------------------18
3
Задание 1.
Экологический мониторинг (мониторинг
окружающей среды) — это комплексная система
наблюдений за состоянием окружающей среды,
оценки и прогноза и изменений состояния окружающей среды
под воздействием природных и антропогенных
факторов.
Мониторинг представляет
собой комплекс мероприятий по определению
состояния окружающей среды и отслеживанию
изменений в ее состоянии.
Основными
задачами мониторинга являются:
• систематические
наблюдения за состоянием среды и источниками,
воздействующими на окружающую среду;
• оценка фактического
состояния природной среды;
• прогноз состояния
окружающей среды и оценка прогнозируемого
состояния последней.
С учетом
обозначенных задач мониторинг — это
система наблюдений, оценки и прогноза
состояния среды обитания.
Мониторинг является
многоцелевой информационной системой.
Контроль состояния
среды включает наблюдение за источниками
и факторами техногенного воздействия
(в том числе источниками загрязнений,
излучений и т. п.) — химическими, физическими,
биологическими — и за последствиями,
вызываемыми этими воздействиями на окружающую
среду.
Наблюдение осуществляют
по физическим, химическим и биологическим
показателям. Особенно эффективными представляются
интегральные показатели, характеризующие
состояние окружающей среды. При этом
подразумевается получение данных о первоначальном
(или фоновом) состоянии среды.
Наряду с наблюдением
одной из основных задач мониторинга является
оценка тенденций изменений состояния
окружающей среды. Подобная оценка должна
дать ответ на вопрос о неблагополучии
положения, указать, чем именно обусловлено
такое состояние, помочь определить действия,
направленные на восстановление или нормализацию
положения, или, наоборот, указать на особо
благоприятные ситуации, позволяющие
эффективно использовать имеющиеся экологические
резервы природы в интересах человека.
В настоящее время
различают следующие системы мониторинга.
Экологический
мониторинг — универсальная система,
целью которой являются оценка и прогноз
за реакцией основных составляющих биосферы.
Он включает геофизический и
биологический мониторинги.
4
К геофизическому
мониторингу относится определение
состояния крупных систем — погоды, климата.
Основной задачей биологического мониторинга
является определение реакции биосферы
на техногенное воздействие.
Мониторинг в различных
средах (различных сред) — включающий
мониторинг приземного слоя атмосферы
и верхней атмосферы; мониторинг гидросферы,
т. е. поверхностных вод суши (рек, озер,
водохранилищ), вод океанов и морей, подземных
вод; мониторинг литосферы (в первую очередь
почвы).
Мониторинг
факторов воздействия — это мониторинг
различных загрязнителей (ингредиентный
мониторинг) и других факторов воздействия,
к которым можно отнести электромагнитное
излучение, тепло, шумы.
Мониторинг сред
обитания человека — включающий мониторинг
природной среды, городской, промышленной
и бытовой сред обитания человека.
Мониторинг по масштабам
воздействия — пространственным,
временным, на различных биологических
уровнях.
Фоновый мониторинг
— базовый вид мониторинга, умеющий целью
знание фонового состояния биосферы (как
в настоящее время, так и в период до заметного
влияния человека). Данные фонового мониторинга
необходимы для анализа результатов всех
видов мониторинга.
Территориальный
мониторинг — включающий системы
мониторинга техногенных загрязнений,
в основу классификации которых положен
территориальный принцип, так как данные
системы являются важнейшей составной
частью мониторинга окружающей среды.
Различают следующие
системы (подсистемы) территориального
мониторинга:
• глобальный
— проводимый на всем земном шаре или
в пределах одного-двух материков,
• государственный
— проводимый на территории одного государства,
• региональный
— проводимый на большом участке территории
одного государства или сопредельных
участках нескольких государств, например
внутреннем море и его побережье;
• локальный — проводимый на сравнительно
небольшой территории города, водного
объекта, района крупного предприятия
и т. п.,
• "точечный" — мониторинг источников
загрязнения, являющийся по сути импактным,
максимально приближенным к источнику
поступления загрязняющих веществ в окружающую
среду,
• фоновый — данные которого
необходимы для анализа результатов всех
видов мониторинга.
5
Задание 2.
По сравнению с 2011 годом на территории
Сахалинской области наблюдается уменьшение
выбросов твердых загрязняющих веществ,
газообразных и жидких загрязняющих веществ.
Уменьшение выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух в 2012 году связано
с реализацией предприятиями области
мероприятий по снижению выбросов загрязняющих
веществ, в том числе и по переводу на газ
Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 и муниципальных
котельных.
Реализация долгосрочной целевой
программы «Модернизация и развитие автомобильных
дорог общего пользования Сахалинской
области на период 2010-13 годы с прогнозом
до 2020 года» также позволит снизить запыленность
воздуха и улучшить экологическую ситуацию
в области.
Большая часть территории Сахалинской
области представляет собой горы и возвышенности,
поэтому почти все города и посёлки расположены
в котловинах и долинах рек, большинство
из которых вытянуты в меридиональном
направлении. Характерными особенностями
метеорологического режима этих долин
являются застой воздуха, формирование
частых приземных и приподнятых инверсий,
препятствующих рассеиванию примесей
в атмосфере.
Застройка населённых пунктов
- нерациональная, велась без учёта условий,
влияющих на загрязнение воздушного бассейна.
Предприятия-загрязнители располагаются
таким образом, что основная часть выбросов
переносится на центральные районы и жилые
массивы, особенно при неблагоприятных
метеоусловиях. Основными источниками
загрязнения воздуха являются предприятия энергетической,
лесной, рыбообрабатывающей, угольной,строительной
промышленности; предприятия жилищно-коммунального
хозяйства.
Результаты мониторинга атмосферного
воздуха в 2012 году свидетельствуют, что
в целом на территории области качество
воздуха стабильное, кроме городов Ю-Сахалинск
и Корсаков.
В 2012 году по сравнению с 2011
годом на территории Сахалинской области
наблюдается уменьшение выбросов твердых
загрязняющих веществ, газообразных и
жидких загрязняющих веществ.
6
Для улучшения качества атмосферного
воздуха в населенных пунктах и снижения
вредного воздействия загрязнения атмосферного
воздуха на здоровье населения в области
осуществляются следующие мероприятия:
1. Мониторинг качества
атмосферного воздуха на территориях
населенных пунктов.
2. Контроль выполнения
мероприятий, направленных на снижение
загрязнения атмосферного воздуха приоритетными
загрязнителями.
3. Ограничение вредного
воздействия промышленных предприятий
на качество атмосферного воздуха путем
установления зон ограничения застройки
в градостроительной документации населенных
пунктов.
4. Усиление государственного
контроля за организацией санитарно-защитных
зон промышленных предприятий и иных объектов.
5. Организация комплекса
мероприятий, направленных на снижение
загрязнения воздуха населенных мест
выбросами от автотранспорта.
6. Работа с предприятиями
различных форм собственности по
организации ведомственного экологического
контроля выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух.
7. Газификация городских
и сельских населенных мест, перевод
на газовое топливо предприятий
теплоснабжения с целью снижения
количества выбросов вредных
веществ в атмосферный воздух
в городах и районах Сахалинской
области.
8. Озеленение и благоустройство
населенных пунктов, повышение качества
текущего содержания улично-дорожной
сети.
Основными источниками загрязнения
почвы в Сахалинской области являются
предприятия нефтегазодобывающей отрасли,
предприятия автотранспорта, сельского
хозяйства, рыбопереорабатывающие предприятия,
предприятия топливно-энергетического
комплекса, лечебно-профилактические
учреждения, ремонтно-механические предприятия
Серьезной проблемой по всей
территории области является загрязнение
водоемов ливневыми сточными водами.
Источники загрязнения водных
объектов – это, прежде всего, сточные
воды городов и промышленных предприятий.
Основными источниками загрязнения
морских прибрежных вод являются предприятия
по добыче каменного, бурого угля и прочих
полезных ископаемых, добыче сырой нефти
и природного газа, а также жилищно-
коммунальные хозяйства.
7
Основными предприятиями, сбросы
которых определяют гидрохимическое качество
поверхностных вод в городском округе
«город Южно-Сахалинск», являются ОАО
«Сахалинский водоканал» и ОАО «Сахалинская
коммунальная компания», очистные сооружения
которых длительное время не модернизировались.
Свое влияние на загрязнение водных объектов
оказывают предприятия: рыбоперерабатывающие,
животноводческие фермы, птицефабрики,
навозохранилища и пометохранилища.
В условиях научно-технического
прогресса и интенсификации промышленного
производства проблемы охраны окружающей среды стали
одной из важнейших общегосударственных
задач, решение которых неразрывно связано
с охраной здоровья людей. Долгие годы
процессы ухудшения окружающей среды
были обратимыми, т.к. затрагивали лишь
ограниченные участки, отдельные районы
и не носили глобального характера, поэтому
эффективные меры по защите среды обитания
человека практически не принимались.
В последние же 20—30 лет в различных районах
Земли начали появляться необратимые
изменения природной среды или возникать
опасные явления. В связи с массированным
загрязнением окружающей среды вопросы
ее охраны из региональных, внутригосударственных
выросли в международную, общепланетарную
проблему. Все развитые государства определили охрану окружающей среды одним из наиболее важных аспектов
борьбы человечества за выживание. Передовые
промышленные страны выработали ряд ключевых
организационных и научно-технических
мероприятий по охране окружающей среды . Они заключаются в следующем:
определение и оценка основных химических,
физических и биологических факторов,
отрицательно влияющих на здоровье и работоспособность
населения, с целью выработки необходимой
стратегии снижения отрицательной роли
этих факторов; оценка потенциального
воздействия токсичных веществ, загрязняющих
окружающую среду, для установления необходимых
критериев риска в отношении здоровья
населения; разработка эффективных программ
предупреждения возможных производственных
аварий и мер по снижению вредных последствий
аварийных выбросов на окружающую среду.
Кроме того, особое значение
в охране окружающей среды приобретает установление степени
опасности загрязнения окружающей среды
для генофонда, с точки зрения канцерогенности
некоторых токсичных веществ, содержащихся
в промышленных выбросах и отходах. Для
оценки степени риска массовых заболеваний,
вызываемых возбудителями, содержащимися
в окружающей среде, необходимы
систематические эпидемиологические
исследования.
8
Другим важным направлением охраны окружающей среды является изменение подхода
к принципам размещения различных производств,
замена наиболее вредных и стабильных
веществ менее вредными и менее стабильными.
Взаимовлияние разных промышленных и
сельско-хозяйственных объектов становится
все более существенным, а социальный
и экономический урон от аварий, вызванных
соседством различных предприятий, может
превысить выгоды, связанные с близостью
сырьевой базы или транспортными удобствами.
Чтобы задачи размещения объектов решались
оптимально, необходимо сотрудничество
специалистов разного профиля, способных
прогнозировать неблагоприятное воздействие
разнохарактерных факторов, использовать
методы математического моделирования.
Довольно часто в связи с метеорологическими
условиями загрязняются территории, удаленные
от непосредственного источника вредных
выбросов.
В нашей стране исследования
в этой области ведут более 70 учреждений
(гигиенических институтов, кафедр коммунальной
гигиены медицинских институтов, институтов
усовершенствования врачей). коммунальной
гигиены.
9
Задание 3.
Исключительно важную роль
в реализации основ экологического законодательства
играют органы управления, надзора и контроля
в сфере охраны окружающей среды России.
Действующей структурой органов управления
в указанной области деятельности предусматриваются
две категории: органы общей и специальной
компетенции.
К государственным
органам общей компетенции относятся: Президент РФ, Федеральное
Собрание РФ, Государственная Дума, Правительство
РФ, представительные и исполнительные
органы власти субъектов Федерации, муниципальные
органы. Наряду с охраной окружающей среды
эти органы ведают и другими вопросами,
входящими в круг их полномочий: высшие
федеральные, республиканские, областные
и краевые законодательные органы России
призваны определять основные направления
экологической политики, утверждать экологические
программы, устанавливать в пределах своей
компетенции правовые основы и нормы.
К государственным
органам специальной компетенции относятся те, которые выполняют
функции в сфере природопользования и
охраны окружающей среды. Эти органы
в свою очередь подразделяются на комплексные, отраслевые,
функциональные.