Контрольная работа по предмету "Основы экологии и экономика природопользования"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:03, контрольная работа

Краткое описание

1. Экологическое страхование представляет собой страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц в результате загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. (ст.85 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII "Об охране окружающей среды", в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. №126-З).
2. Главное социальное содержание урбанизации заключено в особых городских отношениях (К. Маркс), охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение. Предпосылки урбанизации - рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда.

Содержание

1. Экологическое страхование. 3
2. Проблемы урбанизации. 11
3. Задача № 10 по расчету экологического налога. 20
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
4. Задача № 3 по расчету экономического ущерба от деградации земельных ресурсов. 23
5. Задача № 11 по выбору схемы использования воды на предприятии. 24
6. Задача № 15 по расчету экономической эффективности природоохранных мероприятий. 27
7. Литература. 30

Вложенные файлы: 1 файл

контр экология.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Страховой тариф - это страховой взнос с единицы страховой суммы за определенный период страхования. Размер страхового тарифа по обязательным видам страхования определяется законодательством, а по добровольным видам страхования - страховой организацией.

Размер ущерба, вызванного загрязнением окружающей среды, может составлять громадные суммы. Отсюда вытекает необходимость установления предельных размеров (лимитов) ответственности страховщиков при страховании экологических рисков. Их конкретный уровень зависит от финансовых возможностей страховщиков, формы страхования, объема ответственности, круга страхователей и т.д. Убытки же сверх лимита должны в этом случае покрываться за счет средств предприятий или их объединений, резервных фондов государства и т.д.

Страхование экологической ответственности допускает возможность частично переложить возмещение ущерба на самих страхователей путем установления лимита ответственности или введения франшизы.

Лимит ответственности - это установление предельных сумм выплат страховой организацией страхового возмещения. Лимиты ответственности могут быть установлены для выплат по одному иску или серии исков, вытекающих из одного страхового случая.

Франшиза – это установленная договором доля участия страхователя в возмещении ущерба. Как правило, она устанавливается в определенной денежной сумме.

Возможны случаи, когда загрязнение может проявиться через много лет. Через столько же значительный промежуток времени выявятся новые обстоятельства, существенно увеличивающие первоначально рассчитанные суммы убытков. В связи с этим возникает вопрос о том, на какой срок после наступления страхового события распространяется ответственность страховщика. Страховые компании стремятся сократить его, так как это облегчает и им расчет необходимы размеров и тарифных ставок. Но тогда страхование вступает в противоречие с интересами потерпевших и общества, которые заинтересованы в покрытии убытков в независимости от сроков их возникновения. При проведении экологического страхования целесообразно ориентироваться на общие сроки исковой давности по  гражданскому законодательству.

Принципиальным является вопрос о форме проявления страхования ответственности на случай загрязнения окружающей среды. Наибольшая эффективность достигается при обязательном страховании. Обусловлено это те, что наряду со страхователем и страховщиком третьей стороны здесь выступает потерпевший, которому в этом случае гарантировано возмещение ущерба. С другой стороны, использование, наряду с обязательным, добровольного страхования в значительной степени расширяет права хозяйствующих субъектов: они вправе решать, каким образом оградить себя от возможных финансовых затруднений.

Можно было бы заимствовать зарубежный опыт, в соответствии, с которым хозяйствующий субъект для получения лицензии на этот или иной вид деятельности, сопряженной с потенциальной опасностью для здоровья и имущества третьих лиц (например, при эксплуатации атомных реакторов, обязаны предоставить финансовую гарантию возможного ущерба третьим лицам в пределах заранее обусловленной суммы). Формы такой гарантии могут быть различны: сумма на депозитном счете, обязательства банка предоставлении кредита, резервные фонды и др.

Обязательное страхование предусмотрено законом, согласно которому устанавливается круг подлежащих страхованию событий. При этом страховщик обязан страховать соответствующие объекты, а страхователи – вносить причитающиеся страховые платежи. Для введения обязательного государственного экологического страхования требуется разработка ряда законодательных актов. В актах определялся бы перечень объектов страхования, объем страховой ответственности, уровень страхового обеспечения и др. В законодательном порядке должна быть определена не только организация, которая будет осуществлять обязательное экологическое страхование,  и определен порядок образования и функционирования государственного страхового экологического фонда, что потребует привлечение значительных финансовых средств. Закон, как правило, возлагает проведение обязательного страхования на государственные страховые органы.

Механизм внедрения государственного обязательного экологического страхования предусматривает проведение большой подготовительной научно – методической работы. Она включает: составление перечня отраслей, и подотраслей, предприятия которых будут охвачены этой системой страхования, разработку ряда отраслевых методик по этим вопросам, создание банка статистических данных по экологическим бедствиям, авариям, катастрофам, определение приставок платежей с дифференциацией и по отраслям деятельности и объектам страхования.

Условия экологического страхования должны базироваться на нормах действующего законодательства. Страховщик предоставляет страховую защиту на случай предъявления претензий страхователю третьими лицами в соответствие с нормами и возмещение ущерба, причиненного им страховым событием, которое наступило в течение срока действия договора страхования. Одновременно следует определить круг событий, за последствие которых страховщик ответственности не несет.

К специальным страховым фондам для целей экологического страхования следует относить государственный фонд экологического страхования, резервные фонды превентивных природоохранных мероприятий страховщиков и фонды самострахования.

Экологическое страхование можно подразделить на следующие виды:

- страхование ответственности владельцев источников повышенной экологической опасности, на случай загрязнения окружающей природной среды, причинения вреда жизни и здоровью физических лиц;

- страхование природных объектов и комплексов на случай наступления чрезвычайных экологических ситуаций, обусловленных стихийными бедствиями;

- страхование жизни и здоровья физических лиц на случай наступления чрезвычайных экологических ситуаций, обусловленных стихийными бедствиями и техногенными авариями.

Страхование владельцев источников повышенной экологической опасности является совокупностью сведенных воедино законодательно определенных требований:

- по страхованию ответственности владельцев опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и источников атомной энергии;

- страхованию ответственности, связанной с космической деятельностью, страхование за ущерб, связанный с горнодобывающей деятельностью и других.

Источники повышенной экологической опасности являются основной составляющей источников повышенной опасности и устанавливаются в каждом конкретном случае нормативным правовым актом, либо на основании решения арбитражного суда. Соответственно правовые нормы, регулирующие деятельность по страхованию ответственности владельцев источников повышенной опасности распространяются и на регулирование деятельности по страхованию ответственности владельцев источников повышенной экологической опасности.

Страхование ответственности владельцев источников повышенной экологической опасности имеет два подвида:

а) страхование гражданской ответственности владельцев источников повышенной экологической опасности в целях защиты их имущественных интересов, возникающих в результате предъявления претензий о возмещении вреда жизни и здоровью физических лиц, природным объектам и комплексам при аварийном (внезапном, непреднамеренном) загрязнении окружающей природной среды;  

б) страхование ответственности собственников (владельцев, пользователей) ранее «загрязненных» территорий и природные объектов, представляющих потенциальную экологическую угрозу жизни и здоровью физических лиц - так называемое ретроспективное страхование экологических рисков.

Основным условием страхования гражданской ответственности владельцев источников повышенной экологической опасности, должно являться страхование вод, почв, атмосферного воздуха и т.д. Такое условие может обеспечиваться отдельными договорами, пункт о приоритетности и обязательности заключения которых, необходимо включать в правила страховщиков о страховании гражданской ответственности владельцев источников повышенной экологической опасности. Это определено тем, что при наступлении страхового случая цель экологического страхования теряется, исходя из того, что убытки возмещаются в первую очередь физическим и юридическим лицам (в защиту их имущественных интересов), а при мизерности страховых фондов страховщиков на возмещение ущерба, причиненного водам, почве и атмосфере, денежных средств не остается.

Целью экологического страхования является обеспечение страховой защиты материальных интересов граждан и юридических лиц в виде полной или частичной компенсации убытков, причиняемых загрязнением окружающей среды, вызванным авариями, технологическими сбоями или стихийными бедствиями, а также экономическое стимулирование предотвращения аварийного загрязнения среды.

Под экологическим страхованием понимаются страхование ответственности предприятий - источников повышенного экологического риска за причинение убытков гражданам и юридическим лицам, а также страхование имущественных интересов страхователей, образующихся в результате аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения окружающей природной среды. Помимо задачи компенсации убытков экологическое страхование стимулирует проведение превентивных природоохранных мероприятий. Причем побудительным мотивом для обеих сторон страхового процесса служит прибыль страховщика: чем меньше аварийного загрязнения окружающей природной среды, тем больше прибыль страховщика.

Таким образом, экологическое страхование призвано решить две особенно важные экологические проблемы — создать дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий и обеспечить частичную компенсацию убытков от аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения окружающей природной среды, не привлекая для этого бюджетные средства, а используя рыночные механизмы вовлечения коммерческих капиталов в охрану окружающей среды.

В последние годы в Республике Беларусь проводилась значительная работа по развитию законодательной и нормативно - методической базы применительно к условиям, требующим гармоничного сочетания экономических и экологических интересов при неизменном приоритете прав человека на здоровую окружающую среду и благоприятные условия жизни, сохранения устойчивости экологических систем.

 

2. Проблемы урбанизации.

 

XX век справедливо может быть назван веком урбанизации. В 1900 году в городах мира проживало 14% всего населения, насчитывалось 12 городов - "миллионеров". В канун XXI века городским стало 45% мирового населения, имеется примерно 2,4 тысячи больших городов (свыше 100 тысяч жителей каждый) и свыше 200 городов - миллионеров.

Урбанизация - глобальный процесс, обусловленный развитием производительных сил и форм социального общения, который вызывает глубокие преобразования городов и селений на основе роста индустрии, увеличения количества транспорта, ускорения жилищного строительства и повсеместного распространения городского образа жизни.

Главное социальное содержание урбанизации заключено в особых городских отношениях (К. Маркс), охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение. Предпосылки урбанизации - рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в город сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и мелких ближайших городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). В начале19 века в городах мира проживало 29,3 млн. человек (3% населения Земли), к 1900 224,4 млн. (13,6%), к 1950 729 млн. (28,8%), к 1980 1821 млн. (41,1%), к 1990 -2261 млн. (41%).

Урбанизация - одна из самых важных составных частей социально-экономического развития.  

Общие черты урбанизации, характерные для большинства стран:

1. Быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах, где происходят стихийные, не поддающиеся контролю миграции из села в город. В мире с 1950 г. население городов увеличилось в 4.37 раза.  

2. Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах, т.к. города имеют множество функций, особенно в непроизводственной сфере, они полнее удовлетворяют запросы людей, имеют развитую инфраструктуру и обеспечивают доступ к хранилищам информации. Половина населения мира живёт в городах. Более 30 городов мира имеют население более 5 млн. человек.

3. "Расползание" городов, расширение их территории. Это происходит тогда, когда вокруг крупных городов (столиц, промышленных и портовых центров) возникают пояса городов - спутников. Такие образования называются городскими агломерациями. Их неуправляемый рост очень беспокоит учёных, занимающихся этой проблемой. Крупнейшие городские агломерации сложились вокруг Мехико, Сан-Паулу, Токио и Нью-Йорка.

           Условные уровни урбанизации:

- низкий уровень урбанизации - менее 20%;

- средний уровень урбанизации - от 20% до 50%;

- высокий уровень урбанизации - от 50% до 72%;

- очень высокий уровень  урбанизации - свыше 72%.

Слабо урбанизированные страны - Западная и Восточная Африка, Мадагаскар и некоторые страны Азии.

Средне урбанизированные страны - Боливия, Африка, Азия.

Высоко урбанизированные страны - СНГ, Европа, Северная Америка, ЮАР, Австралия, Южная Америка.

С течением времени в каждой стране происходят некоторые изменения в области расселения. Это связано со сменой типа воспроизводства населения и сменой типа хозяйства. Американский географ Джиббс выделил 5 основных стадий расселения, которые прошли или пройдут все страны мира к определенному этапу развития. Главный критерий выделения пяти стадий урбанизации это соотношение динамики городского и сельского населения.

Первая стадия урбанизации по Джиббсу имеет следующие характеристики: до индустриальный уклад хозяйства, традиционный тип воспроизводства, густая и сравнительно равномерная сеть сельских поселений. На этой стадии развития урбанизации городское население растет медленно и потому доля горожан может даже снижаться, при абсолютном преобладании сельского населения. На этой стадии урбанизации к 1991 году находились: Таджикистан и Туркмения. Динамика городского и сельского населения с 1979 году по 1991 год свидетельствует об этом. В переходе на вторую стадию урбанизации находились Киргизия и Узбекистан.

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Основы экологии и экономика природопользования"