Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:03, контрольная работа
1. Экологическое страхование представляет собой страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью граждан, их имуществу, имуществу юридических лиц в результате загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду. (ст.85 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII "Об охране окружающей среды", в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. №126-З).
2. Главное социальное содержание урбанизации заключено в особых городских отношениях (К. Маркс), охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение. Предпосылки урбанизации - рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда.
1. Экологическое страхование. 3
2. Проблемы урбанизации. 11
3. Задача № 10 по расчету экологического налога. 20
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
4. Задача № 3 по расчету экономического ущерба от деградации земельных ресурсов. 23
5. Задача № 11 по выбору схемы использования воды на предприятии. 24
6. Задача № 15 по расчету экономической эффективности природоохранных мероприятий. 27
7. Литература. 30
Вторая стадия урбанизации общества проявляется во время прохождения им процесса индустриализации. На этой стадии урбанизации сельское население мигрирует в города массовыми потоками, но за счёт естественного прироста доля сельских жителей во всем население страны ещё пока незначительно растёт.
Городское население увеличивается более резко. К 1991 году на этой стадии урбанизации находились республики: Казахстан, Азербайджан, Армения. На переходе от второй стадии к третьей находились Молдавия и Грузия.
Третья стадия урбанизации общества характеризуется следующими чертами: демографический переход уже завершен; миграционный отток и естественная убыль приводит к снижению сельского населения. Рост доли городского населения обуславливает преобладание над долей сельского населения.
На четвертой стадии урбанизации продолжает слабо расти городское население, так же слабо уменьшается сельское население. К 1991 году на третьей-четвертой стадиях урбанизации находилась Россия, а так же Украина, Белоруссия, Литва. Эстония и Латвия осуществляли переход на пятую стадию.
Пятая стадия урбанизации свойственна постиндустриальным странам, когда исчезают социальные различия между городом и селом. Все преимущества города появляются в сельской местности. Повышается ценность экологического фактора в сознании населения. Рост психологического фактора заставляет перемещаться горожан в село. Снижается численность городского населения и растет численность сельского. Система расселения снова приходит в состояние равновесия. В этой стадии урбанизации к 1991 году не находилась ни одна из республик ближнего зарубежья.
Основные стадии урбанизации.
I. Развитие и рост городов
(растущих как бы в
II. Формирование агломераций. Постгородская стадия развития расселения. Возникновение плеяды городских поселений на базе крупного города вносит коренные изменения в картину расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Агломерирование носит выборочный характер, но в то же время весьма распространено. Агломерации играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся странах. Крупный город находит в них свое дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения своих проблем, в том числе и экологических. Выдающийся потенциал крупного города реализуется полнее.
В социальном отношении городская агломерация - ареал, в котором замыкается недельный цикл жизнедеятельности современного горожанина. У агломераций два фундаментальных свойства: сближенность образующих их поселений и взаимодополняемость (комплементарность) последних. С агломерациями связан значительный экономический эффект, обусловленный возможностью замкнуть в пределах территориально ограниченных агломерационных ареалов значительную часть производственных и иных связей. Это особенно важно для стран с большой территорией. В условиях централизованного управления экономикой агломерационный эффект использовался недостаточно: ведомства предпочитали организовывать связи в своих рамках, не обращая внимания на их экономическую нецелесообразность.
III. Формирование опорного
каркаса расселения. Рассредоточенная
концентрация. Опорный каркас представляет
собой генерализованный
Формирование опорного каркаса свидетельствует о проявлении двух основных тенденций в развитии расселения - центростремительной и линейностремительной. О масштабах центростремительных тенденций говорит тот факт, что на территории бывшего Советского Союза 1/3 всех вновь возникших новых городов обсело вблизи крупных центров, войдя, таким образом, в состав агломераций.
Как известно, урбанизация представляет сложное комплексное явление, измерить которое с помощью одного показателя практически невозможно. Урбанизация рассматривается учеными и общественным мнением как, в общем, позитивная тенденция развития мира, как некий объективный процесс, связанный с обеспечением большего числа жителей планеты условий для более удобной и комфортабельной жизни, для более полного развития способностей, для более защищенной и здоровой жизни. Конечно, урбанизации сопутствуют не только позитивные перемены в жизни людей, но и отрицательные.
Темпы урбанизации зависят от уровня экономического развития страны. В большинстве экономически развитых странах, где урбанизация достигла достаточно высокого уровня, процесс взят под контроль, и доля городского населения не увеличивается, а даже немного уменьшается. Но урбанизация продолжает расти вглубь, приобретая новые формы. В развивающихся странах урбанизация продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Это явление получило название городского взрыва и продолжает оставаться неконтролируемым. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. В ряде международных документов (в частности, в резолюции Международного банка Реконструкции и Развития) говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной. Для стабилизации процесса урбанизации необходимо, чтобы происходил частичный отток населения из города в сельские районы, что приведёт к разгрузке городов и увеличению товарооборота между деревней и городом. Вероятно, всем известно о так называемой " проблеме больших городов ", которые занимают значительную площадь земли. В качестве одного из путей решения этой проблемы строятся и проектируются сверхвысокие здания. Выдвигаются полуфантастические проекты: сооружения подземных городов, плавучих городов, подводных городов, городов-конусов, городов-деревьев, городов-башен, городов-воронок, городов-мостов и т. д.
Почти все проблемы мирового народонаселения, как никогда прежде, теснейшим образом переплетаются в процессе мировой урбанизации. В наиболее концентрированной форме они проявляются в городах. Там же сконцентрировано очень часто до крайних пределов - само население и производство.
Столица - главный город государства, обычно место пребывания высших органов государственной власти, центральных учреждений и ведомств. В некоторых государствах столицы нередко выделяются в самостоятельную административную единицу, для нее устанавливается особый порядок управления. Значение столицы очень велико, она выступает символом национальной гордости у населения за свою страну.
Города - из-за огромной концентрации в них людей, промышленных предприятий, транспорта, являются крупнейшими потребителями всех видов природных ресурсов - территориальных, энергетических, продовольственных и важнейшими источниками загрязнения окружающей среды. Нагрузка на природную среду резко возрастает не только в самих городах, но и за городской чертой. Разрастание городской территории ведет к сокращению ценных сельскохозяйственных угодий, что в условиях развивающихся стран еще более обостряет продовольственную ситуацию. Города ряда стран Африки южнее Сахары окружены на многие десятки километров безжизненными землями. Эти так называемые "бедленды" образовались из-за вырубки древесной растительности для топлива и выпаса в окрестностях городов многочисленных стад, принадлежащих осевшим в городе кочевникам. Большие города являются крупнейшими потребителями продовольствия, и, как правило, окружающая сельская территория не в состоянии его поставлять.
К числу важнейших проблем современности относится обеспечение водой горожан и промышленных предприятий и удаление сточных вод. Серьезными проблемами считаются вывоз мусора и утилизация отходов человеческой деятельности. Однако, воздействие крупных городов на окружающую среду не ограничивается локальным уровнем, они не только нарушают гидрологический режим огромных территорий, климат и циркуляцию атмосферы, но и влияют на литосферу, вызывая тяжестью зданий и сооружений прогибы земной коры.
В самих городах формируется особый микроклимат. Жилая застройка снижает скорость ветра, а застой воздуха способствует концентрации высокотоксичных промышленных загрязнителей. Смоги - смесь дыма, пыли и тумана, сокращая количество солнечного света, вызывают серьезные заболевания людей. Температура воздуха в городах всегда несколько превышает среднюю температуру данного района. "Нагревание" городской атмосферы происходит из-за сгорания автомобильного топлива, отопления зданий и их последующего охлаждения, от отдачи радиационного тепла всеми городскими объектами. В городах умеренных широт раньше тает снег, зеленеют растения. Часто зимой из городов не улетают птицы, обычно зимующие в других краях; в городах формируются упрощенные сообщества фауны и флоры.
Урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни населения, с другой приводит к вытеснению природных систем, загрязнению окружающей среды, повышению химической, физической и психологической нагрузки на организм человека.
Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды атмосферу, растительность, почву, рельеф, гидрографическую сеть, подземные воды, грунт и даже климат. Процесс урбанизации, обусловленный в целом развитием общественного производства и характером социальных отношений, сам оказывает все более разносторонне влияние на развитие и размещение производства другой сферы деятельности общества, изменяя его социальную и экономическую структуру, демографические показатели, условия развития личности.
Человек постоянно мечтает о лучшем будущем. С древних времен он или стихийно, или сознательно преобразовывал и совершенствовал облик населенных пунктов. Нисколько не удивляет жизнеспособность городов, ведь в них аккумулированы материальные ценности, которые часто просто нельзя оценить, - дома, общественные здания, театры, стадионы, дороги, мосты, трубопроводы и парки. Город, в конечном счете отражает классовый характер общества, его противоречие, пороки и контрасты. Города являются центрами политической и культурной жизни. Они возникли во времена рабовладения, развивались при феодализме и капитализме. Процесс концентрации населения в городах проходит значительно быстрее роста общей численности населения. По данным ООН, городское население в мире ежегодно увеличивается на 4% в год.
Появление мегалополисов означает стихийную реконструкцию больших районов Земли. При этом страдают воздушный и водный бассейны, зеленые массивы, нарушаются транспортные связи, что приводит к дискомфорту во всех отношениях. Многие города расширяются так, что не могут уже разместиться на суше и начинают сползать в море.
Процесс концентрации населения в городах неизбежен и в своей сущности позитивен. Но структура совершенного города, его индустриальный, градообразующий фактор пришли в противоречие с историческим предназначением города и его ролью в повышении жизненного уровня людей.
Современные крупные города, особенно мегалополисы, расширились стихийно, включают в себя жилые объекты, многочисленные научные и общественные учреждения, промышленные предприятия и объекты транспорта, растут, ширятся, сливаются между собой, тесня и уничтожая живую природу Земли. Современные промышленные города, особенно некоторые «супергорода» в капиталистических странах, представляют собой в большинстве случаев массу бетона, асфальта, гари, отравляющих выбросов. Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды и загрязняет окружающую среду. Особенно подвержена загрязнению воздушная среда. Основными источниками загрязнения воздуха в городах являются промышленные предприятия, транспорт, теплоэлектростанции, котельные и др. Среди загрязнителей воздуха важная роль принадлежит серы, азота и углерода оксидам, углеводородам, тяжелым металлам. Загрязнение воздуха приводит к снижению прозрачности атмосферы, уменьшению естественной освещенности, образованию «токсичных туманов». В городе на 10% больше дождя, града и снега, на 10% больше облачных дней, на 30% больше туманом летом и на 100% - зимой, на 30% меньше ультрафиолетовых лучей в зимнее время. Среднегодовая температура в городе примерно на 1,5°С выше, относительная влажность - на 5% ниже, а скорость ветра - в 2 раза ниже, чем в окрестностях.
Интенсивное загрязнение водоемов происходит под влиянием сточных вод хозяйственно-бытовой канализации. Эти стоки небольшое количество неорганических, органических и биологических загрязнителей. Производственные сточные воды содержат нефтепродукты, фенолы, тяжелые металлы, пестициды, минеральные и органические взвеси. Дополнительное загрязнение воды осуществляется ливневыми стоками.
В современном городе изменяется рельеф, снижается прочность пород и происходит загрязнение почвы. Большое значение имеют твердые бытовые отбросы жилых зданий, включающие в себя пищевые отходы, упаковочные материалы, отходы от уборки квартир, а также мусор больниц, школ, магазинов и других общественных зданий. В разлагающихся отбросах в теплое время года происходит массовое размножение мух, являющихся переносчиками ряда заболеваний.
Почва города загрязняется твердыми и жидкими отходами промышленных предприятий, которые содержат соли цветных металлов, бензин, фенол, полистирол, канцерогенные смолы, метиловый спирт и др.
В последнее время в городе все большую актуальность приобретает проблема шума. Основным источником шума здесь является автомобильный, пассажирский и электрический транспорт, а также производства, расположенные в жилой зоне.
Постоянное круглосуточное воздействие городского шума высокой интенсивности повышает нервное напряжение, снижает эффективность творчества, производительность труда, эффективность отдыха и сна населения, способствует развитию и обострению различных заболеваний. Борьба с шумом в городах начинается с момента составления проекта строительства нового или реконструкции существующего города. С помощью расчетов составляется «шумовая карта», представляющая собой карту города с прогнозируемым уровнем уличного шума. Аналогичные шумовые карты составляются в существующих городах путем планомерных замеров шума на улицах, внутри кварталов и других местах. С целью снижения шума проводится модернизация шумных источников, замена трамваев троллейбусами, укладывается гладкое покрытие на улицах. Для оборудования, создающего шум, применяются шумоизолирующие кожухи, шумопоглощающие установки и др. Территория населенного пункта зонируется, устраиваются обводные магистральные дороги, выносятся шумные промышленные предприятия за пределы жилой зоны, проводится озеленение. На улицах ограничиваются сигналы транспорта, упорядочивается его движение.
Загрязнение окружающей среды приводит к ухудшению здоровья населения. Так, во время «токсичных туманов» в 2 раза увеличивается заболеваемость бронхитом, пневмонией и сердечнососудистыми заболеваниями, отмечаются случаи острого отравления серы, углерода и азота оксидами. У городских жителей более высокая заболеваемость конъюнктивитами, дерматитами и бронхиальной астмой, чем у сельских.
Информация о работе Контрольная работа по предмету "Основы экологии и экономика природопользования"