Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 17:19, курсовая работа
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей. “Педагогику насильственного формирования личности сменила педагогика поддержки ребенка. И это не случайно: каждый педагог формирует ребенка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, то есть должен заботиться и о его способностях, и о его нравственности”.[1]
Безусловно, развитие личности – многоплановый процесс. Он определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от её жизненного пути, от социального контекста её жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена.
Введение………………………………………………………………..
Теоретические подходы к личностно ориентированному обучению старших дошкольников в процессе здоровьесберегающих технологий…………………………………………………………………
1.1 Личностно-ориентированное обучение дошкольников как фактор организации здоровьесберегающего пространства……………………………………............................
1.2 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………...
2. Опытно-экспериментальное исследование личностно-ориентированного обучения в процессе здоровьесберегающих технологий образования……
2.1 Определение подходов, выбор программно-методического обеспечения для реализации физкультурно-оздоровительных задач в процессе личностно-ориентированного обучения……………………………………………………………………..
2.2 Описание опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе личностно-ориентированного обучения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..………..
Заключение…………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Личностно ориентированное обучение детей старшего дошкольного возраста в процессе здоровьесберегающих технологий образования»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Личностно-ориентированное
обучение дошкольников как фактор организации
здоровьесберегающего пространства……………………………………....
1.2 Анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме реализации здоровьесберегающих
технологий……………………………………………………
2. Опытно-экспериментальное исследование личностно-ориентированного обучения в процессе здоровьесберегающих технологий образования……
2.1 Определение подходов, выбор программно-методического
обеспечения для реализации физкультурно-оздоровительных
задач в процессе личностно-ориентированного
обучения…………………………………………………………
2.2 Описание опыта работы по использованию
здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном
процессе личностно-ориентированного
обучения детей старшего дошкольного
возраста……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………
Введение
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей. “Педагогику насильственного формирования личности сменила педагогика поддержки ребенка. И это не случайно: каждый педагог формирует ребенка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, то есть должен заботиться и о его способностях, и о его нравственности”.[1]
Безусловно, развитие личности – многоплановый процесс. Он определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от её жизненного пути, от социального контекста её жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена.
Личностное развитие – это и внутренне противоречивый процесс. Постепенно ребенок научается управлять своим поведением, ставить и решать сложные задачи, находить пути выхода из кризисных (стрессовых) ситуаций.
Базовые ценности личностно-ориентированного образования заключаются в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности. Личностно – ориентированная система образования исходит из “приоритета индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка как активного носителя субъективного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного процесса обучения”. То есть ученик не становится, а изначально является субъектом познания. Однако это не означает подстраивания обучения под уровень развития субъекта учения, а предполагает лишь законосообразность педагогической деятельности “природе” ребенка, востребованности его личности. Сбережение здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способах его формирования и сохранения. Сложившаяся ситуация в области психического, физического, социального, интеллектуального, нравственного здоровья говорит о необходимости принять меры на государственном уровне – принятии государственной программы, определяющей направления в области здоровьесбережения, педагогической и управленческой деятельности работников образования. Главная цель всей работы по здоровьесбережению - воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек и т. д.
В настоящее время ведется поиск методов оздоровления детей в условиях школы. По мнению исследователей (Н. К. Смирнов, В. Д. Сонькин, Ю.В. Науменко и другие), для сохранения и укрепления здоровья учащихся должны использоваться эффективные и несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват, и в то же время не нарушающие воспитательно-образовательный процесс (ВОП) в школе. Однако Л.Г. Качан считает, что задачи здоровьесбережения невозможно решить без совершенствования содержания образования. Формирование ценностного отношения к здоровью наиболее результативно решается в младшем школьном возрасте через внедрение здоровьеобразовательного компонента в содержание учебных программ, наполнение учебного плана валеологическим содержанием.
По мнению М. Г. Романцова, психолого-валеологические и педагогические подходы к проблеме здоровья и развития личности необходимо рассматривать на основании принципов комплексности, системности, непрерывности, используя социально-психологические, психофизиологические характеристики личности с учетом возрастной периодизации и особенностей психосоматической конституции.
Гипотеза исследования: В результате использования элементов личностно-ориентированного обучения, в процессе образования здоровьесберегающих технологий развитие дошкольников будет происходить на качественно ином уровне, потому что во главу угла будет ставиться ценность личности каждого ребенка, что позволит повысить самооценку детей.
Объект исследования – использование здоровьесберегающих технологий в процессе личностно ориентированного обучения.
Предмет – условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста.
Цель исследования – изучение влияния использования элементов личностно-ориентированного подхода в процессе здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 71 города Саранска.
1 Теоретические подходы к личностно ориентированному обучению старших дошкольников в процессе здоровьесберегающих технологий
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
Наблюдая поведение и реакции нескольких детей одного возраста, находящихся на одном и том же этапе развития, можно увидеть, что каждый из них – индивидуальность. Однако, индивидуальные различия заключаются не только в том, что у каждого ребенка проявляются свои, присущие ему душевные качаства. Дело в том, что у одних детей доминируют одни качества, а у других – другие.
Индивидуальность ребенка зависит от:
В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания [10, с.26]:
1. Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
2. Недопустимость проведения
закаливающих процедур при
3. Тщательный учёт
4. Интенсивность закаливающих
процедур увеличивается
5. Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю.
Для наибольшей эффективности закаливания нами обеспечиваются:
1. Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
2. Рациональная, неперегревающая одежда детей;
3. Соблюдение режима прогулок во все времена года;
4. Сон при открытых фрамугах;
5. Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);
6. Хождение босиком в
группе и летом на прогулке,
занятия босиком утренней
Методика контрастного воздушного закаливания, которая проводится в конце дневного сна попеременно в холодном и теплом помещениях. Температура воздуха в тёплом помещении поддерживается с помощью подогревателей, в холодном понижается за счёт интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков [10, с.28].
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.