Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 17:19, курсовая работа
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей. “Педагогику насильственного формирования личности сменила педагогика поддержки ребенка. И это не случайно: каждый педагог формирует ребенка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, то есть должен заботиться и о его способностях, и о его нравственности”.[1]
Безусловно, развитие личности – многоплановый процесс. Он определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от её жизненного пути, от социального контекста её жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена.
Введение………………………………………………………………..
Теоретические подходы к личностно ориентированному обучению старших дошкольников в процессе здоровьесберегающих технологий…………………………………………………………………
1.1 Личностно-ориентированное обучение дошкольников как фактор организации здоровьесберегающего пространства……………………………………............................
1.2 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………...
2. Опытно-экспериментальное исследование личностно-ориентированного обучения в процессе здоровьесберегающих технологий образования……
2.1 Определение подходов, выбор программно-методического обеспечения для реализации физкультурно-оздоровительных задач в процессе личностно-ориентированного обучения……………………………………………………………………..
2.2 Описание опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе личностно-ориентированного обучения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..………..
Заключение…………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………
Кроме подвижных игр, в нашем детском саду мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений [11, с.208]:
Бег и ходьба
Прыжки
Метание, бросание и ловля мяча
Упражнения на полосе препятствий
Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. На каждые две недели имеются 3-4 комплекса физических упражнений на воздухе:
– для хорошей погоды (по сезону);
– на случай сырой погоды;
– на случай порывистого ветра.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
– маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;
– в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;
– в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.
Именно поэтому в нашем детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
1. Занятия по традиционной схеме;
2. Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
3. Занятия-соревнования, где
дети в ходе различных эстафет
двух команд выявляют
4. Занятия серии «Здоровье», которые могут быть включены и в сетку занятий в качестве познавательного развития. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни [11, с.209].
Большое оздоровительное и воспитательное значение для наших детей имеет плавание, которое является одним из важных видов циклических нагрузок, обладающим мощным оздоровительным общеразвивающим действием. Плавание отличается от всех других спортивных упражнений неограниченным возрастным диапазоном применения и оказывает благотворное воздействие на сердечно – сосудистую, дыхательную системы: улучшает терморегуляцию, газообмен, сон, повышает работоспособность. Плавание является также эффективным средством профилактики и даже лечения нарушения осанки и сутулости. Во время плавания позвоночник ребёнка выпрямляется, мышцы рук и ног выполняют ритмические движения, влияющие на гибкость позвоночника.
Проводя занятия в бассейне мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, обеспечиваем соблюдение правил инструкций по обеспечению безопасности детей на воде, систематический медико-педагогический контроль за выполнением режима и организацией занятий по плаванию, за планированием и методикой проведения.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.
Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме и босиком.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям [16, с.114].
В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т.д. Длительность составляет 3-5 минут.
Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия [16, с.115].
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.
Разминка в постели. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально – ритмические или другие движения.
Гимнастика игрового характера. Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «петрушка», «цветок»).
Пробежки по массажным дорожкам. Сочетаются с контрастными воздушными ваннами и проводятся 2 раза в неделю по 5-7 минут. Массажная дорожка состоит из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.
Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания [17, с.42].
У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.
Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний.
Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Оздоровительная работа в нашем саду усиленно проводится и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма [19, с.31].
Центральное место в этом комплексе
занимает режим дня, который предусматривает
максимальное пребывание детей на открытом
воздухе, соответствующую возрасту продолжительность
сна и других видов отдыха. Вся деятельность,
связанная с физическими нагрузками (подвижные
игры, труд, занятия физической культурой)
проводятся в часы наименьшей инсоляции.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме
реализации здоровьесберегающих технологий
Понятие «здоровье» характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава, представляет собой широкое культурно-историческое понятие. Несмотря на простоту его обыденного понимания, в этом понятии отражаются фундаментальные аспекты социального, психологического, биологического и духовного бытия человека. Здоровье – тема актуальная для всех времен и народов, в XXI веке она становится первостепенной.
Здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Важнейшей социальной задачей современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе. Состояние психического здоровья детей – важнейшая составная часть их общего здоровья. В настоящий период отмечается рост нервно-психических расстройств у детей и подростков. Об этом свидетельствуют результаты обследований, проведенных Г. В. Козловской. Она указывает, что 9,6 % детей до трех лет имеют выраженную психическую патологию, среди дошкольников лишь у 45 % отсутствуют болезненные отклонения в психике. По данным Л. Я. Шеметовой и И. А. Потапкина, распространенность нервно-психических расстройств у школьников достигает 70-80 % [12, с.78].
В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание и реализация оздоровительных программ, разработка методических, учебных пособий. Поэтому обратимся к рассмотрению основных понятий в рамках данной проблемы, в первую очередь на понятие «здоровье», в отношении которого имеется достаточно много точек зрения. Например, согласно Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ), понятие «здоровье» определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Как видно из этого определения, здоровье имеет такие составляющие, как физическая, душевная и социальная. На данный момент в понятие здоровье включают нравственное и душевное благополучие. Душевное, или психическое здоровье, таким образом, можно определить как состояние психического благополучия, а не только как отсутствие психических болезней. В связи с выше изложенным, здоровье можно представить в виде его составляющих: психического, физического, нравственного, социального, интеллектуального, эмоционального здоровья. В разных науках эти понятия трактуются по-разному.
Наиболее важной составляющей общего здоровья является психическое здоровье. Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Психологами часто используется понятие «психологическое здоровье». И. В. Дубровина и другие видят отличие психического здоровья от психологического в том, что понятие психическое здоровье относится, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам, а под понятием «психологическое здоровье» подразумевается здоровье, приобретенное в течение жизни, являющееся результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социальной социализации ребёнка. Наряду с этим, в педагогических науках психическое здоровье характеризуют как высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к сознательной деятельности. Однако в медицине данная составляющая трактуется как состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.[22, с.66]