Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 17:19, курсовая работа
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей. “Педагогику насильственного формирования личности сменила педагогика поддержки ребенка. И это не случайно: каждый педагог формирует ребенка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, то есть должен заботиться и о его способностях, и о его нравственности”.[1]
Безусловно, развитие личности – многоплановый процесс. Он определяется сложным сочетанием внутренних и внешних условий и неотделим от её жизненного пути, от социального контекста её жизнедеятельности, от системы отношений, в которые личность включена.
Введение………………………………………………………………..
Теоретические подходы к личностно ориентированному обучению старших дошкольников в процессе здоровьесберегающих технологий…………………………………………………………………
1.1 Личностно-ориентированное обучение дошкольников как фактор организации здоровьесберегающего пространства……………………………………............................
1.2 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………...
2. Опытно-экспериментальное исследование личностно-ориентированного обучения в процессе здоровьесберегающих технологий образования……
2.1 Определение подходов, выбор программно-методического обеспечения для реализации физкультурно-оздоровительных задач в процессе личностно-ориентированного обучения……………………………………………………………………..
2.2 Описание опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе личностно-ориентированного обучения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..………..
Заключение…………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………
В педагогике имеется следующий взгляд на составляющие здоровья: физическое здоровье – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде [12, с.80].
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. А социальное здоровье определяется как моральное самообладание, адекватная самооценка своего «я», самоопределение личности в относительных социальных условиях микро- и макросреды.
Анализ изученной нами литературы показал, что лишь во второй половине прошлого века, в основном в рамках гуманистической психологии, ученые, например, такие, как Э. Фромм, А. Маслоу, В. Франкл, Г. Олпорт, обратились к исследованию проблемы здоровой личности. В последствии появились разработки психологических концепций здоровья, а в дальнейшем и психолого-педагогические [25, с.54].
ВОЗ выделяет три фактора, обусловливающие формирование здоровья – это окружающая среда (природная, социальная, культурная), генотип человека (в широком смысле слова понимаемый как совокупность наследуемых особенностей индивидуума) и внутренний мир человека (культура, дух).
В соответствии с данными факторами можно в качестве основных направлений работы педагогов по сбережению здоровья школьников выделить такие, как:
– формирование у детей знаний о собственном здоровье и факторах, влияющих на его состояние;
– формирование устойчивого понимания приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ);
– создание условий медико-психолого-
– оказание психологической поддержки подросткам, испытывающим трудности в процессе социальной адаптации и самоидентификации в стремительно меняющемся мире.
Следует отметить то, что методы и формы организационной работы должны быть ориентированы, с одной стороны, на активизацию ресурсов личности, а с другой – на активизацию ресурсов педагогической и социальной среды.
Решение проблемы здоровья некоторые ученые, педагоги видят в деятельности образовательных учреждений, призванных сохранять и укреплять здоровье не только обучающихся, но и учителей, так как социально- психологическое здоровье учащихся зависит главным образом от психологического здоровья педагога и его возможностей быстро, эффективно восстанавливать свое душевное благополучие. В настоящее время идет активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных технологий с позиции гуманизации образования, личностно ориентированного обучения, что позволяет педагогу взглянуть на проблемы школы не только с точки зрения образовательного процесса, но и с позиции сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. [14, с. 45]
Среди комплекса мер психолого-медико-
Анализ литературных источников показал, что в настоящее время существует несколько определений, связанных с понятиями «технология», «образовательные технологии», «здоровьесберегающие технологии», «здровьесберегающие образовательные технологии», «здоровьеформирующие технологии», «здоровьесберегающая педагогика», «здоровьесберегающие мероприятия». Понятие определения «здоровьесберегающие технологии» появилось относительно недавно, в связи с этим отсутствует единый подход к трактовке данного термина. В психолого-педагогическом словаре «технология обучения» понимается как совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
Так, по мнению Н. К. Смирнова, «здоровьеформирующие образовательные технологии» следует понимать как психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья у учащихся, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни [5, с.63].
Исследователь В. Д. Сонькин под здоровьесберегающими технологиями подразумевает благоприятные условия обучения ребенка в школе, достаточный и рационально организованный двигательный режим, оптимальную организацию учебного процесса в соответствии с половыми, возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.
Разнообразные подходы к пониманию здоровьесберегающих образовательных технологий легли в основу разделения на типы технологий в области сохранения и укрепления здоровья. Под здоровьесберегающими технологии нами понимаются технологии, создающие безопасные условия обучения, воспитания, работы в школе, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса с учетом возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей, соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка. Оздоровительные технологии выступают в роли технологий, направленных на решение задач укрепления физического здоровья, повышения ресурсов здоровья.
Технологии обучения здоровью включают в себя гигиеническое обучение, обучение жизненным навыкам, профилактику употребления психоактивных веществ, половое воспитание. Воспитание культуры здоровья – это технология воспитания личностных качеств, которые способствуют сохранению здоровья, формированию представления о здоровом образе жизни как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни, ответственному отношению к собственному здоровью и здоровью других людей, физическое воспитание.
Здоровьесберегающая деятельность в процессе образования должна вестись по трем направлениям: педагогическому, физиолого-валеологическому и психическому. В настоящее время более полно и научно обоснована проблема здоровьесберегающих технологий как педагогическое явление, что нашло отражение в работах Н.К. Смирнова. С точки зрения этого ученого, правильно говорить не о здоровьесберегающих технологиях, а о «здоровьеформирующих технологиях», под которыми он понимает психолого-педагогические технологии, программы, методы, направленные на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни [5, с.64].
Одной из современных является концепция здоровьеформирующего образования Ю. В. Науменко, которая построена на принципе целостности рассмотрения самого понятия «здоровье» и интегративности всех существенных подходов к решению данной проблемы. В основе данной концепции лежит определение здоровья, зафиксированное в уставе ВОЗ.
Актуальным на данное время является активный поиск модели, которая включала бы в себя все формы здоровьесберегающего образования. В России с начала 2006 года начали действовать четыре национальных проекта, среди которых особое место заняли «Здоровье» и «Образование», предусматривающий профилактический подход. Разработана региональная педагогическая система непрерывного физического воспитания, ориентированная на развитие научного познания физической культуры и направленная на развитие школьников и сохранение их здоровья.
2. Опытно-экспериментальное
исследование личностно-
2.1 Определение подходов, выбор программно-методического обеспечения для реализации физкультурно-оздоровительных задач в процессе личностно-ориентированного обучения
На начальном этапе работы было изучено и проанализировано состояние здоровья, а также уровень развития личности детей группы. Полученные результаты позволили сделать выводы о том, что необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей. Работа с детьми основывалась на использовании программно- методического пособия «Развивающая педагогика оздоровления» разработанного доктором психологических наук, директором Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т. Кудрявцевым и “Азбука для дошкольников” и “Заниматика”. Вместе с тем, были изучены и адаптированы различные оздоровительные технологии, которые органично сочетались с формами и методами личностно-ориентированного обучения с детьми.
Достижение положительных результатов могло произойти лишь при планомерном, целенаправленном построении работы с детьми. Поэтому был разработан проект «Здоровый ребенок – как личность в обществе».
Цель работы: Сохранение и укрепление здоровья детей группы через использование нетрадиционных методов оздоровления. Формирование личностных качеств и умений заботиться о своем здоровье.
Работа началась с изучения научно-методической литературы, знакомства с передовым педагогическим, медицинским и социальным опытом по оздоровлению и закаливанию детей в МДОУ № 71 г. Саранска и семье. Изучение основных принципов закаливания (учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, учет состояния здоровья, систематичность, постепенное увеличение силы раздражителя, положительные эмоции на процедуру) позволило спланировать и проводить закаливающие процедуры с их учетом. Было проведено анкетирование родителей, целью которого стало выявление индивидуальных особенностей здоровья детей группы. Малышей обследовал врач-педиатр, дал дополнительные рекомендации по использованию закаливающих мероприятий.
Реализовать принцип систематичности в условиях детского сада возможно только с участием родителей. Поэтому мы, прежде всего, заручились поддержкой родителей, познакомили их со средствами и методами закаливания в домашних условиях. Взрослым важно было понять, что закаливание – это система. Любое закаливание может дать положительный результат лишь в том случае, если учитываются домашние условия, в которых живет ребенок: температура воздуха в квартире, режим проветривания комнаты, прогулки, дневной сон и т.д. Систематическое закаливание способствует формированию у детского организма умения безболезненно переносить изменения окружающей среды. Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся малышу. Они должны доставлять ему радость. Положительная настроенность, двигательная активность, речевые и звуковые реакции – всё это повышает общий тонус нервной системы дошкольника, а вместе с тем и весь уровень жизненных процессов, обмена веществ.
2.2 Описание опыта работы по
использованию
Совместно с медицинскими работниками МДОУ №71 г. Саранска была выстроена система комплексных мероприятий по оздоровлению детей: проведение плановых мероприятий по профилактике ОРЗ, соблюдение оздоровительного режима в семье и дошкольном учреждении, обучение правильному дыханию, ежедневное проведение закаливающих процедур и самомассажа, использование антистрессовой гимнастики.
Сначала познакомили детей со строением, функциями некоторых органов их организма. При помощи бесед, чтения литературных произведений постаралась расширить и углубить знания детей о болезнях, причинах их возникновения, о том, как их предотвратить. В свободное время с детьми проводились беседы, обсуждались различные ситуации по здоровому образу жизни («Уроки Здоровья»). Эффективность мер по охране физического и психологического здоровья и предупреждению утомления детей зависит от того, насколько правильно воспитатель строит деятельность и отдых детей в течение дня, регулирует их взаимоотношения в коллективе, умеет организовать игру. При организации педагогического процесса большое внимание уделялось распределению времени на решение воспитательно-образовательных, воспитательно-оздоровительных задач.
Утро начиналось с приёма детей. Проводили беседы с родителями о состоянии здоровья ребенка, сне, настроении малыша. Чтобы повысить настроение воспитанников включала магнитофон с любимыми детскими песнями и дети дружно пели вместе. Затем, в промежуток времени перед утренней зарядкой, проводила с детьми дыхательную гимнастику и точечный массаж.
Для укрепления дыхательной системы детей и с целью повышения сопротивляемости организма к простудным и другим заболеваниям использовала дыхательную гимнастику. Приемы правильного дыхания многократно и терпеливо показывали детям, применяли прием повторного напоминания. В своей работе использовали несколько видов дыхательной гимнастики. Сначала для развития дыхания использовали дыхательные и звуковые упражнения. Это имитация через дыхание «урагана, легкого ветерка, пылесоса, надувание шариков». Затем упражнения очистительного дыхания и звуковые упражнения, составленные на основе древнекитайских оздоровительных систем, способствующие: улучшению микроциркуляции легких, стимулированию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации, улучшению дренажа мокроты, расслаблению мускулатуры бронхов, повышению эмоционального тонуса .
Малышам нравилось игровое упражнение «Ручеек», когда дыхание представлялось в образе голубого ручейка: «Ручеек пробегает в нос и выбегает через рот; направляется во время выдоха на напряженные мышцы, помогая им расслабиться, снять напряжение». Произнесение гласных звуков с дыханием и без напряжения голосовых связок. Вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны (упражнения «Дровосек», «Паровоз», «Часики»). Обучая грудному дыханию по методу Л.М. Лазарева, предлагала держать ладони на груди, «понюхать, как пахнут цветочки», – сделать вдох, а затем «сдуть пух с одуванчика» – выдох. Использовала элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой – это уникальная методика дыхательных упражнений, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы кровоснабжения. Освоение комплекса начинала с трех первых упражнений: «Ладошки», «Погончики», «Кошка». Каждый следующий день осваивали по одному новому упражнению: «Насос», «Повороты головы». Занятия проводились 2 раза в день, отдых после 4-х или после 8-ми вдохов-движений, в течение 3-5 секунд. Дыхательная гимнастика нравилась детям, успокаивала и сосредотачивала их, а главное приносила пользу здоровью. По желанию детей элементы дыхательной гимнастики использовались и на занятиях, вместо физминутки.