Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика методов ознакомления детей с природой 5
1.1 Наблюдение природы детьми 5
1.2 Прогулки и экскурсии в природу 6
1.3 Знакомство детей с природой во время игры 8
1.4 Словесные методы 9
2 Метод наблюдения – основной метод ознакомления детей с природой 13
2.1 Классификация видов наблюдений 13
2.2 Общие требования к организации наблюдения 15
2.3 Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах 16
2.4 Закрепление представлений детей о природе 22
2.5 Циклическая организация наблюдений 24
3 Практико-ориентированные задания 27
3.1 Цикл наблюдений за рябиной осенью 27
3.2 Образцы календарей природы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 3.38 Мб (Скачать файл)

Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным  его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу — какое  животное прошло, и т. д.

Наблюдение  может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек), так и со всей группой  воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также  задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать  за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии  наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.

В зависимости от количества детей, участвующих  в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим) [9].

 

2.2 Общие требования к организации наблюдения

 

Каждый  вид наблюдений требует своеобразного  руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задача наблюдения должны  быть поставлены четко и конкретно.  Во всех случаях задача должна  иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный  вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю  необходимо отбирать небольшой  круг знаний. Представления об  объектах природы формируются  у детей постепенно, в результате  многократных встреч с ними. Каждое  наблюдение должно давать детям  новые знания, постепенно расширяя  и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует  предусматривать системность, что  обеспечит их взаимосвязь. В  результате у детей сформируется  полное, глубокое представление  об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать  развитию умственной и речевой  активности детей. Активизация  умственной деятельности достигается  разнообразными приемами: постановка  конкретной и доступной задачи  наблюдения, использование обследовательских  действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание  результатов наблюдения, сравнение  одного объекта с другим, предъявление  вопросов разной степени сложности  (вопросы должны будить мысль  ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить  интерес детей к природе, желание  как можно больше узнать о  ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе  наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться  с помощью других методов и  форм работы. Такими способами  могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения  у детей должно быть сформировано  представление или элементарное  понятие о том или ином объекте  природы [8].

 

2.3 Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах

 

Младшая группа. Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.

В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является привлечение внимания детей к  объекту. Можно использовать разнообразные  сюрпризные игровые приемы: например, неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, а можно заинтересовать малышей с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание объекта. Учитывая то, что внимание детей прежде всего привлекают действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным бантиком), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.

Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки, например, для  того, чтобы малыши знали, какая у  котенка шерстка, им предлагают осторожно  ее погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель  использует и подражание движениям, звукам. Например, предлагает детям  сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д. Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей  группе можно использовать сравнение. Воспитатель подбирает два животных или растения и предлагает сравнить их. Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д.

Обучая  детей, воспитатель четко ставит вопрос, направляя их внимание на сравниваемые признаки, например: «Посмотрите на воробья и голубя: кто из них  больше?» или «Какого цвета  перышки у воробья и какого — у голубя?»

С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые  действия. Например, во время кормления  щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи — и после  наблюдения спросить детей, что щенок  больше всего любит есть.

Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они  могли проявлять свое отношение  к животным, растениям. Многое здесь  зависит от взрослого. Когда воспитатель  дает возможность всем детям активно  действовать, свободно высказываться  и проявлять свои чувства, малыши получают большую радость от общения  с природой.

В конце наблюдения, чтобы усилить  эмоциональное впечатление детей  от общения с животными или  растениями, целесообразно спеть  им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где  действует соответствующий персонаж.

Наблюдения  за животными и растениями в младших  группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами  и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью, например: «Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее» или «Посмотрим, не надо ли обтереть листья у фикуса».

Средняя группа. Воспитанники средней группы уже обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе. Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях. Вместе с тем самостоятельное наблюдение в этом возрасте еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов. Воспитанники средней группы постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную воспитателем. И если эта задача совпадает с практической деятельностью, то воспринимается она довольно легко, например: «Хомячок будет у нас жить, научимся за ним ухаживать».

Во  время наблюдения дети вслушиваются в вопросы воспитателя и, следуя заданному им плану, рассматривают  объект. В итоге наблюдения при  целенаправленном руководстве каждый из них может составить целостный образ наблюдаемого объекта и дать его словесное описание.

Возросшие возможности восприятия пятилетних детей позволяют усложнить содержание наблюдения. Ребят учат рассматривать  не только животных, но и растения, причем могут предложить как один, так  и два объекта одновременно. Теперь во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект (или несколько) для  индивидуального рассматривания. Это  так называемое наблюдение с использованием раздаточного материала. Начиная со средней группы, организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений.

Объем представлений, которые формируются  в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Детей продолжают знакомить с  особенностями внешнего вида некоторых  растений и животных, выделяют составные  части, характерные признаки каждого  из них. Наблюдая за животными, дети узнают, кроме того, о том, как они передвигаются, чем питаются, где обитают. Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые  связи и отношения между объектами  природы. На этой основе становится возможным  формирование знаний о некоторых  приспособлениях животных и растений к окружающей среде.

Наблюдение  в средней группе начинается с  постановки воспитателем познавательной задачи, которая нередко совпадает  с практической деятельностью, например: «Будем рассматривать кролика и  научимся за ним ухаживать», «Рассмотрим  рыбку и будем рисовать ее». В  ходе наблюдения воспитатель пользуется различными приемами, помогающими ему  сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных  проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения.

Широко  используются вопросы к детям, которые  теперь необязательно будут связаны  с действиями животного во время  кормления, игры и т. д. Воспитанники средней группы в состоянии слышать  вопросы, обращенные к ним, и отвечать на них, отвлекаясь от проявлений животных, вызывающих непосредственный интерес. Кроме вопросов, направленных на уточнение  знаний об основных частях объектов, их особенностях: кто это? Какого цвета  шерстка? Какой формы туловище? И  т. д.,— следует задавать вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений  между объектами природы, так  называемые поисковые вопросы, например: почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи — быстро? Почему хомячок  так ловко лазает по лесенке?

Особое  внимание следует уделить формированию у детей умения рассказывать о  результатах наблюдения. С этой целью  педагог продумывает приемы, активизирующие речь детей: задает один и тот же вопрос в разных вариантах разным детям, предлагает проговаривать хором  трудные и новые слова, выбирать наиболее точное обозначение признака из двух-трех предложенных воспитателем и т. д. Детей учат сравнивать объекты  по признакам различия и сходства.

В средней группе начинают использовать и личный опыт детей. Например, рассматривая вместе с ребенком котенка, воспитатель  просит малыша вспомнить, какого цвета  котенок живет у них дома, что  он любит есть, как играет и т. д. Этот прием способствует возникновению интереса к наблюдению, желания поделиться пережитыми впечатлениями, формированию обобщенных представлений о животных.

В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия. Воспитатель может предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам.

Воспитанники  средней группы начинают осваивать  несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить  несложные трудовые действия: покормить  рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т. д.

У детей необходимо сформировать отчетливое представление о наблюдаемом  объекте, знание о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение. Поэтому, завершая наблюдение, следует с помощью  вопросов выяснить, как дети усвоили  знания. Вопросы нужно сформулировать так, чтобы они были интересны  ребятам и вели к обобщению  полученных знаний. Например: «Расскажите, как будем ухаживать за кроликом»  или «А как вы узнаете снегиря, если увидите его на улице?» Результатом  наблюдения может стать и практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним  в уголке природы.

В средней группе более широко, нежели в младшей, проводятся наблюдения за растениями. Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть  семена перед посадкой. В середине года начинают организовывать наблюдения за растениями с познавательной целью (на занятиях). Примером такого занятия  может быть «Рассматривание и  сравнение бегонии и алоэ».

Старшая группа. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только принимать познавательную задачу, поставленную взрослым, но и самостоятельно ставить ее во время разнообразной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной. Довольно часто самостоятельная постановка задач в старшем дошкольном возрасте связана и с познавательной деятельностью, возникновением в ходе ее вопросов, противоречий.

Наблюдение  становится все более планомерным. Дети могут сами наметить несложный  план наблюдения («Сначала рассмотрим, какой кролик, потом что и как  он ест, как передвигается») и действовать  в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дошкольники вычленяют  в объектах характерные и существенные для целой их группы "признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Характерно для наблюдения и то, что дети могут рассматривать  объект не изолированно, а в системе  его связей с окружающим миром: место  и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Таким образом, знания, навыки и умения детей усложняются.

Информация о работе Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой