Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:53, реферат
Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика методов ознакомления детей с природой 5
1.1 Наблюдение природы детьми 5
1.2 Прогулки и экскурсии в природу 6
1.3 Знакомство детей с природой во время игры 8
1.4 Словесные методы 9
2 Метод наблюдения – основной метод ознакомления детей с природой 13
2.1 Классификация видов наблюдений 13
2.2 Общие требования к организации наблюдения 15
2.3 Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах 16
2.4 Закрепление представлений детей о природе 22
2.5 Циклическая организация наблюдений 24
3 Практико-ориентированные задания 27
3.1 Цикл наблюдений за рябиной осенью 27
3.2 Образцы календарей природы 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
• Какого цвета и формы листья у рябины?
• Верно, лист у рябины состоит из нескольких симметрично расположенных листиков овальной формы
• Что можно сказать о внешнем виде этого дерева?
• Да оно очень красиво. Все деревья осенью одеваются в разноцветные одежды: желтые, красные, фиолетовые.
• Изменился ли наряд нашей рябинки?
• Да, листья постепенно покраснели и стали пурпурными.
• А что мы видим на рябине кроме листьев?
• Верно. На тонких веточках, которые прогибаются от тяжести, висят оранжево-красные ягодки. Ягод много. Они мелкие, сочные с маленькими семечками внутри.
Наблюдение 2 Рябина золотой осенью.
Цель: Воспитывать у детей умение любоваться красотой окружающих деревьев, желание беречь эту красоту.
Обходя с детьми территорию детского сада воспитатель обращает внимание на нарядное убранство деревьев.
• Дети, как называется эта пора осени? Отгадайте загадку:
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы (рябина)
• Подойдем ближе к рябине. Какого цвета листья на ней?
• Да, золотой осенью листья рябины окрашены в пурпурно-оранжевый цвет и, вместе с яркими гроздьями алых ягод, создают прекрасную картину.
• Какое чувство вызывает эта картина у вас? (Чувства радости восторга)
• Вот, чтобы мы могли наблюдать эту красоту каждый год, чтобы у нас чаще было хорошее настроение, необходимо природу беречь и охранять. Мы сами являемся частью природы.
Наблюдение 3 Рябина во время листопада.
Цель: Углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме. Активизировать слова: листопад, гроздья, пурпурно-красный.
Воспитатель с детьми рассматривают рябину.
• Дети, какие изменения произошли с нашей рябинкой и с другими деревьями?
• Верно, это явление называется листопадом.
У различных деревьев листья опадают постепенно с разных частей веток и в разное время.
• А что у нас сейчас под ногами? Откуда появился этот ковер?
• Что же случилось с рябиной, она такая же, как была?
• А что произошло с ягодами?
• Верно, они по-прежнему висят на ветках, соблазняя людей и птиц.
• Ребята, давайте поиграем в игру: «С какой ветки детки? » (Дети собирают листья клена, тополя, березы, рябины. Обговаривают их форму окраску и т. д. Воспитатель показывает лист и спрашивает с какого он дерева. Дети должны подбежать к загаданному дереву)
• Дети, в природе ни чего не происходит просто так. Вот и деревья, сбрасывая листья, приспосабливаются к суровым условиям зимней погоды.
• Предлагаю набрать красивых листьев для осеннего букета.
Наблюдение 4 Рябина – птичья кормушка.
Цель: Воспитывать у детей интерес и доброе отношение к птицам и природе вообще.
Воспитатель подводит детей к знакомой рябинке.
• Какие изменения произошли с рябиной?
• Правильно, они почти совсем облетели. А вот кисти ягод остались висеть на голых ветках.
• Ребята, посмотрите, что мы видим на земле.Откуда взялись эти ягоды? (их уронили птицы).
• Как вы думаете, какие птицы побывали на нашей рябинке?
• Ребята, рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют, дрозды-рябинники.
• Видно, что ощипывали дрозды рябину торопливо, много ягод уронили, много обрывков на кистях оставили (если удастся, то обязательно понаблюдать, как птицы клюют ягоды).
• Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Например, свиристели. Эту красивую птичку еще называют красава. Для дроздов, свиристелей и других птиц рябина является кормушкой.
• А теперь поиграем в игру: «Птички, птички, по домам»
Наблюдение 5. О пользе ягод рябины.
Цель: Уточнить представление детей о том, что ягоды рябины не только красивы, но и очень полезны.
Воспитатель приглашает детей подойти к рябине.
• Ребята, вспомните, что такое урожай. В какое время года проходит сбор урожая?
• Какой урожай и откуда собирают люди?
• А с нашей рябины можно собрать урожай?
• Правильно, можно собрать спелые алые ягоды, которые после первых заморозков стали вкусными и сладкими. (Воспитатель дает попробовать заранее помытые ягоды.)
• Ребята, знаете ли вы, что делают из ягод рябины?
• Из ягод рябины варят варенье, готовят очень вкусную пастилу, начинку для пирогов и конфет. Ягоды рябины очень богаты витаминами. Их сушат и замораживают, из них делают компоты и витаминный чай.
Вот видите, сколько радости и пользы приносят ягоды рябины взрослым и детям.
3.2 Образцы календарей природы
Календарь
погоды
а) Календарь погоды для младшей группы
б) Календарь природы для средней группы
КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ
Календарь природы для старшей группы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Наблюдения
в естественных условиях, благодаря
которым дети воспринимают окружающий
мир во всем богатстве, способствуют
развитию любознательности, эстетических
и нравственных чувств. Исследования
педагогов и психологов выявили,
что целенаправленные наблюдения способствуют
развитию познавательных способностей
(наблюдательности, любознательности,
самостоятельности), накоплению чувственного
опыта и его осмыслению, исключают
возможность образования
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. Запахи волнуют воображение ребенка - запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями [10].
Ребёнок учится следовать определённым общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу, - это принесёт положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека [6].
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой