Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:30, отчет по практике
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.
Формирование экологической
культуры населения, начало становления
падает на первые 7 – 8 лет жизни ребенка.
Младший школьный возраст – ответственный
период жизни человека, так как
именно здесь закладываются основы
правильного отношения к
Объект исследования – ученики младших классов МБОУ «СОШ» №38.
Предмет исследования – пути формирования экологической культуры младших школьников.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической
литературы раскрыть сущность ключевых понятий (экологическая культура, экологическое воспитание, экологическое образование).
2. Выделить
особенности восприятия
3.
Выявить уровень
4. Предложить тематику занятий по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира..
Гипотеза: если на уроках окружающего мира использовать различные формы работы по экологическому образованию, то это позволит решить задачу экологического воспитания.
Методы исследования:
1.Анализ
психолого-педагогической и
2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
3.Метод наблюдения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была показана особая роль экологического воспитания в системе образования младших школьников, показаны различные пути по его формированию.
Практическая значимость заключается в том, что были представлены рекомендации по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира.
База исследования: МБОУ «СОШ №38 г. Владивосток, пришкольный летний лагерь.
Школа была основана 31 августа 1961 года решением №677 исполнительного комитета Владивостокского городского округа.
Первый директор школы Душацкий Ефим Владимирович, первый выпуск состоялся в 1971 году.
За 50 летнюю историю школы выпустила более 60 медалистов.
Почетными гостями школы были Ада Сергеевна Лазо, дочь Сергея Лазо; Космонавт Филипченко Анатолий Васильевич; Глава города Пушкарев Игорь Сергеевич.
1 Сущность понятия «экологическое воспитание» младших школьников
Как показывает опыт предыдущего
столетия, при стремительном развитии
научного и технического оснащения
не менее быстро разрушается и
природа планеты. Невольно возникает
подозрение тесной взаимообусловленности
этих процессов. Свою среду обитания
человечество уничтожает, а комфортные
условия, создаваемые для жителей,
не могут спасти их от вымирания
вместе с разрушенными ландшафтами.
Самосовершенствование в
Стратегия и тактика жизни
современного цивилизованного человека,
в отличие от других животных, направлены
отнюдь не на выживание в изменяющейся
среде. Подавляющее большинство
приспособлений современника нацелены
на преодоление социальных коллизий
и на изобретение средств
В природе же адаптации
– это компромиссы между
Решение такой глобальной задачи осложнено потому, что для реализации задуманного необходимо изменить мировоззрение если не всего человечества, то его существенной части. То есть целенаправленно воспитывать новые поколения, в сознании которых будет превалировать не преобразовательная доминанта в поведении, а адаптационная. Они должны утвердиться в мысли, что человек не хозяин земли, а один из ее обитателей. Поэтому он, чтобы выжить, обязан уважать права всех сосуществующих рядом с ним живых организмов.
Казалось бы, всем известен
простой способ выхода из создавшегося
тупика – непрерывное экологическое
образование. Оно способно постепенно
изменить мировоззрение человечества.
Для этого необходимо целенаправленно
воспитывать новые поколения. Однако
уже почти полвека такое
Сегодня такой путь исчерпал себя полностью, требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры, что невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастания в нем роли экологического образования.
«Экологическая культура» есть одно из проявлений общей культуры (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). [8; c.192]
Экологическая культура рассматривается
учеными как культура единения человека
с природой, гармоничного слияния
социальных нужд и потребностей людей
с нормальным существованием и развитием
самой природы. Человек, овладевший
экологической культурой, подчиняет
все виды своей деятельности требованиям
рационального
На современном этапе
развития человечества обращение к
наукам природы связано с
В настоящее
время работа над проблемами
экологического воспитания продолжается.
Ряд исследователей, отмечает,
что нередко экологическое
воспитание осуществляется не
комплексно, а односторонне, без
использования всех
В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
Экологическая
культура проявляется в
ответственном отношении
к природе как к всеобщему
условию и предпосылки
Ученые Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко выделяют разные компоненты этого качества.
Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.[4]
Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:
- культуру познавательной
деятельности учащихся по освоению
опыта человечества в
- культуру труда, формирующуюся
в процессе трудовой
- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе и ее охране;
- эстетические
и нравственные чувства к
- позитивная деятельность в природе;
- мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Очевидно, что наиболее надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения страны. Важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать комплексное экологическое воспитание, предусматривающее постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая ВУЗами. Формирование экологической культуры детей должно стать важнейшей педагогической задачей. В становлении экологической культуры исключительно важная роль принадлежит годам детства – сравнительно короткому по времени отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни.
С позиции современных
исследований начальная школа –
важнейший этап в становлении
мировоззренческой позиции
Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. А такую возможность представляют буквально все учебные предметы. Дети, только пришедшие в школу, уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги.
Большими возможностями
для осуществления
Тесная связь на уроках
музыки, произведений изобразительного
искусства создает
Необходимо, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета – наш дом и о нем надо заботиться.
Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.