Отчет по практике в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:30, отчет по практике

Краткое описание

В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый.docx

— 212.17 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время экологическое  образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано  с тяжелой ситуацией на нашей  планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

Формирование экологической  культуры населения, начало становления  падает на первые 7 – 8 лет жизни ребенка. Младший школьный возраст – ответственный  период жизни человека, так как  именно здесь закладываются основы правильного отношения к окружающему  миру. Мы считаем, что экологическое  воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Объект исследования – ученики младших классов МБОУ «СОШ» №38.

Предмет исследования – пути формирования экологической культуры младших школьников.

Задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической и методической

литературы  раскрыть сущность ключевых понятий (экологическая  культура, экологическое воспитание, экологическое образование).

2. Выделить  особенности восприятия природы  младшими школьниками.

3.  Выявить уровень экологического  развития младших школьников.

4.  Предложить тематику занятий  по экологическому воспитанию  младших школьников на уроках  окружающего мира..

Гипотеза: если на уроках окружающего мира использовать различные формы работы по экологическому образованию, то это позволит решить задачу экологического воспитания.

Методы исследования:

1.Анализ  психолого-педагогической и методической  литературы по проблеме исследования.

2.Эксперимент  (констатирующий, формирующий, контрольный).

3.Метод  наблюдения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была показана особая роль экологического воспитания в системе образования младших школьников, показаны различные пути по его формированию.

Практическая  значимость заключается в том, что были представлены рекомендации по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира.

База  исследования: МБОУ «СОШ №38 г. Владивосток, пришкольный летний лагерь.

Школа была основана 31 августа 1961 года решением №677 исполнительного  комитета Владивостокского городского округа.

Первый директор школы  Душацкий Ефим Владимирович, первый выпуск состоялся в 1971 году.

За 50 летнюю историю школы  выпустила более 60 медалистов.

Почетными гостями школы  были Ада Сергеевна Лазо, дочь Сергея Лазо; Космонавт Филипченко Анатолий Васильевич; Глава города Пушкарев Игорь Сергеевич.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность понятия «экологическое воспитание» младших школьников

Как показывает опыт предыдущего  столетия, при стремительном развитии научного и технического оснащения  не менее быстро разрушается и  природа планеты. Невольно возникает  подозрение тесной взаимообусловленности  этих процессов. Свою среду обитания человечество уничтожает, а комфортные условия, создаваемые для жителей, не могут спасти их от вымирания  вместе с разрушенными ландшафтами. Самосовершенствование в интеллигентной сфере также не продлит существование  людей на планете.

Стратегия и тактика жизни  современного цивилизованного человека, в отличие от других животных, направлены отнюдь не на выживание в изменяющейся среде. Подавляющее большинство  приспособлений современника нацелены на преодоление социальных коллизий и на изобретение средств поддержания  постоянной и оптимальной среды  своего обитания.

В природе же адаптации  – это компромиссы между старыми  хорошими приспособлениями и новыми окружающими условиями, в которых  приспособления стали хуже работать. Поэтому и нужно адаптировать свою цивилизацию и свою культуру к природным условиям. Первый шаг  на новом пути – отказ от активных преобразований и улучшений природы  земли. На огромных пространствах усилия преобразователей уже привели к  тому, что само существование человека стало затруднительным.

Решение такой глобальной задачи осложнено потому, что для  реализации задуманного необходимо изменить мировоззрение если не всего  человечества, то его существенной части. То есть целенаправленно воспитывать  новые поколения, в сознании которых  будет превалировать не преобразовательная доминанта в поведении, а адаптационная. Они должны утвердиться в мысли, что человек не хозяин земли, а  один из ее обитателей. Поэтому он, чтобы  выжить, обязан уважать права всех сосуществующих рядом с ним живых  организмов.

Казалось бы, всем известен простой способ выхода из создавшегося тупика – непрерывное экологическое  образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно  воспитывать новые поколения. Однако уже почти полвека такое образование  пробуксовывает и практически не укоренилось ни в одной стране. Население планеты не препятствует экологическому просвещению своих детей. Более того, в развитых странах уже четверть века оно ведется, стимулирует его разворачивающееся международное экологическое движение. Во многих странах экология вводится в систему школьного обучения как отдельный предмет. В России многие десятки лет существуют специализированные научно – исследовательские институты экологии. Так что многие законы и правила науки давно сформулированы, отработаны специфические методы исследований.

Сегодня такой путь исчерпал себя полностью, требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической  культуры, что невозможно без должной  постановки всего образовательного процесса, возрастания в нем роли экологического образования.

«Экологическая культура»  есть одно из проявлений общей культуры (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание).   [8; c.192]

Экологическая культура рассматривается  учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния  социальных нужд и потребностей людей  с нормальным существованием и развитием  самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет  все виды своей деятельности требованиям  рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и  загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить  моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также  выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий  среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В начальной школе закладываются  основы экологической культуры. Эта  проблема, на наш взгляд, наиболее полно  раскрывается в работах Л. П. Салеевой – Симоновой. По определению Л. П. Салеевой – Симоновой, экологическая культура – это качество личности, компонентами которой являются:

  • интерес к природе и проблемам ее охраны;
  • знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;
  • нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
  • экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;
  • мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении. [12; с.49]

На современном этапе  развития человечества обращение к  наукам природы связано с углубляющимся  экологическим кризисом и поисками выхода из него, необходимостью экологического образования, начиная с самого раннего  возраста.

       В настоящее  время работа  над  проблемами  экологического  воспитания продолжается.  Ряд  исследователей,  отмечает,  что  нередко   экологическое  воспитание осуществляется не  комплексно, а односторонне,  без   использования всех возможностей.

В настоящее время необходимо говорить  о  формировании  экологической  культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.

       Экологическая   культура  проявляется  в   ответственном  отношении   к природе как к всеобщему  условию и предпосылки материального  производства,  к объекту и  предмету труда,  естественной  среде  жизнедеятельности   человека.

Ученые Л.Д. Бобылева, А.Н.  Захлебный,  А.В.  Миронов,  Л.П.  Печко выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности  человека  принципов природопользования,  обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи  без ущерба  для окружающей среды и здоровья людей.[4]

       Л.П.  Печко считает, что экологическая культура включает:

- культуру познавательной  деятельности  учащихся  по  освоению  опыта человечества в отношении  к природе как к источнику   материальных  ценностей, основе  экологических условий жизни,  объекту эмоциональных,  в   том  числе  и эстетических,  переживаний.   Успешность   этой   деятельности   обусловлена  развитием нравственных черт  личности  по  отношению  к   природной  среде  на основе  формирования умений принимать  альтернативные решения;[8]

- культуру труда, формирующуюся  в процессе трудовой деятельности. При этом  учитываются экологические,  эстетические  и  социальные  критерии  при выполнении конкретных  дел в различных областях природопользования;

- культуру  духовного   общения  с  природой.  Здесь   важно  развивать эстетические  эмоции,  умение   оценивать   эстетические   достоинства   как естественной,  так  и   преобразованной   природной   сферы.   Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

       - интерес  к природе;

       - знания  о природе и ее охране;

       - эстетические  и нравственные чувства к природе;

       - позитивная  деятельность в природе;

       - мотивы, определяющие поступки детей  в природе.

Очевидно, что наиболее надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья среды является высокий уровень развития экологической  культуры всего населения страны. Важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать комплексное экологическое воспитание, предусматривающее постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая ВУЗами. Формирование экологической культуры детей должно стать важнейшей педагогической задачей. В становлении экологической культуры исключительно важная роль принадлежит годам детства – сравнительно короткому по времени отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни.

С позиции современных  исследований начальная школа –  важнейший этап в становлении  мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. [10]

Ребенок по своей природе  пытливый исследователь и открыватель  мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких  и трепетных звуках, если правильно  вести работу по воспитанию экологической  культуры. А такую возможность  представляют буквально все учебные  предметы. Дети, только пришедшие в  школу, уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется  много бумаги.

Большими возможностями  для осуществления экологического образования обладают уроки чтения и произведения писателей – натуралистов, включенные в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям  об увлечениях природой В. Бианки, о  роли природы в творчестве А. С. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Анализ лирических стихотворений развивает у детей  умение сравнивать состояние природы  в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего  мира, видеть отношение человека к  окружающему миру.

Тесная связь на уроках музыки, произведений изобразительного искусства создает эмоциональный  настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир.

Необходимо, чтобы дети учились  сопереживать, чтобы в них утвердилась  мысль, что вся планета – наш  дом и о нем надо заботиться.

Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с  окружающей природной средой, культуре поведения в ней.

Информация о работе Отчет по практике в школе