Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:30, отчет по практике
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды – все это создает угрозу существования самой жизни на земле.
Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, пробуждает интерес к познанию нового.
В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры.
Экологическое воспитание следует
начинать с раннего детства в
семье и школе. Педагогам и
родителям следует, предстоит заложить
фундамент экологической
Учащиеся младшего школьного
возраста проявляют высокий
Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности.
Экологическое образование должно решать следующие задачи:
Ядро содержания экологического образования включает в себя 4 взаимосвязанных компонента:
1.Познавательный – это
понятия, которые
2.Ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности.
3.Нормативный – этот
компонент обозначает
4.Деятельностный – овладение
видами и способами
Все 4 компонента составляют ядро содержания экологического образования, используются при отборе экологических знаний и умений в начальных классах с соответствующей их интерпретацией на младший школьный возраст.
Таким образом, под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
2 Результаты изучения исходного уровня экологического воспитания младших школьников
Для подтверждения теоретических аспектов проблемы было проведено исследование уровня экологической культуры младших школьников.
Задачи эксперимента:
1.Подобрать методику
2.Провести исследование
уровня экологического
3. Подобрать наиболее
интересные формы и методы
работы как средство
Эксперимент проводился в естественных для младших школьников условиях, общение велось непринужденно, с учетом возрастных особенностей, интереса и желания детей выполнять задания.
Методика проведения:
Детям были предложены вопросы анкеты. В анкетировании приняло участие 20 учеников младших классов(2 класс).
Анкета
Вывод: анализируя результаты анкеты, можно сделать вывод, что дети обладают экологической воспитанностью. Данные полученные в ходе анкетирования, представляются в графиках и диаграммах (Приложение № 1 , Диаграмма №1-10).
Как видно из графика учащиеся не имеют полного представления на вопрос «Что такое природа» (Диаграмма №1). Среди компонентов природы учащиеся называли растения, животных, человека; в то же время не были названы почва, воздух и вода.
Ответы на вопрос «Что природа дает человеку?» (Диаграмма №2) свидетельствуют, что большинство учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют птицу, одежду, мебель. Однако никто не назвал топливо, чистый воздух.
В вопросе «Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?» (Диаграмма № 3) выяснилось, что дети не имеют представления об охраняемых животных нашей страны. Были названы охраняемые животные такие, как бобр, лось, в то же время не дали полных и точных ответов.
Приведенные данные (Диаграмма №4) говорят о том, что большинство учащихся не знают, что существует в природе безопасный вид охоты – «фотоохота».
На вопрос «Назовите лекарственные растения» (Диаграмма № 5) большая часть детей не дала никакого ответа, некоторые вспомнили про одуванчик, малая доля знает про мать-и-мачеху, липу и зверобой, но все же полного ответа не дал никто.
Из графика (Диаграмма №6) видно, что большинство учащихся оценивают состояние природы как удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным. Это связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информативностью школьников об экологических проблемах.
Учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу. Это видно из графика (Диаграмма №7).
Из графика (Диаграмма № 8) видно, что не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. Большинство школьников отмечают ограждение муравейников, посадка деревьев. Дети любуются природой, не разводят костры, не ломают ветви на шалаш, но все-таки позволяют себе рвать цветы.
Можно сказать, что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. В связи с этим нами было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа с использованием различных форм и методов по формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность формирования у младших школьников бережного отношения к природе.
3. Основные направления формирующего эксперимента по экологическому воспитанию младших школьников
Задача эксперимента: разработать и подобрать различные занятия и внеклассные мероприятия, направленные на развитие экологической культуры в процессе изучения окружающего мира.
Основными направлениями работы эксперимента являлись:
Недели |
Форма проведения |
Тема занятия |
Методы и приёмы |
1неделя |
Вводный урок
Внеклассное мероприятие |
Богатая природа России |
Рассказ учителя о растительном и животном мире России. Игра - путешествие «Природа России» Контрольная работа «Знаешь ли ты животных?» |
2неделя |
Классный час
Урок-обобщение |
«Берегите природу»
«Времена года». |
Постановка проблемной ситуации. Доклад учащихся об изменении жизни животных зимой. |
3неделя |
Классный час
|
«В гости к зиме» |
Рассказы детей, что они делают зимой, и доклад о зимних животных. |
Направление работы включало цикл познавательных мероприятий, которые способствовали более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Для знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой.
4. Результаты работы по экологическому воспитанию младших школьников
Эксперимент проводимый во 2 классе показал, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе. В заключении формирующего эксперимента нами был проведен повторный срез.
Задачи контрольного эксперимента:
Эксперимент проводился в естественных условиях для младших школьников, общение велось непринужденно, с учетом возрастных особенностей, интереса и желания детей выполнять задания.
Детям был предложен повторный тест, как в начале занятий. Данные повторного среза показали, что после занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов (Приложение №1)
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Что такое природа?
Как видно из графика (Диаграмма №1), большинство учащихся дали достаточно точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы школьники наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных, человека.
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Что природа дает человеку?», приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся дали правильные ответы на этот вопрос (Диаграмма №2).
Как видно из графика (Диаграмма №3), на вопрос: «Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?» большинство учащихся назвали охраняемых животных.
Приведенные данные говорят о том, что многие учащиеся познакомились на занятиях с безопасным видом охоты в природе – фотоохотой (Диаграмма №4).
Как видно из графика, большинство учащихся узнали достаточное число видов лекарственных растений (Диаграмма №5).
Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?» (Диаграмма №6) показывают, что у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности.