Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:03, реферат
В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Введение
В широком смысле под управлением
понимается руководство чем-либо (или
кем-либо). Управление в сфере взаимодействия
общества и природы представляет
собой совокупность предпринимаемых
соответствующими субъектами действий,
направленных на обеспечение исполнения
требований законодательства об окружающей
среде. Применительно к предмету
данной отрасли речь идет о распоряжении
природными ресурсами, об обеспечении
рационального использования и
воспроизводства природных
Управление
Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.
В широком смысле под управлением
понимается руководство чем-либо (или
кем-либо). Управление в сфере взаимодействия
общества и природы представляет
собой совокупность предпринимаемых
соответствующими субъектами действий,
направленных на обеспечение исполнения
требований законодательства об окружающей
среде. Применительно к предмету
данной отрасли речь идет о распоряжении
природными ресурсами, об обеспечении
рационального использования и
воспроизводства природных
Управление
Экологическое и социальное
значение управления в рассматриваемой
сфере в целом и
Прежде всего в рамках управления (а затем — с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные правом окружающей среды, и его эффективность.
Вопрос о субъектах
управления в данной сфере тесно
связан с вопросом о видах управления.
Управление природопользованием и
охраной, окружающей среды осуществляется
общественными формированиями, юридическими
лицами, государственными и муниципальными
органами. Соответственно, можно выделить
общественное, производственное, отраслевое
(ведомственное) и государственное
управление. Хотя муниципальные органы
не являются в соответствии с Конституцией
РФ государственными, но они наделяются
государственно-властными
Так как в соответствии
с экологическим
• создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
• подзаконное нормотворчество;
• координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
• распоряжение (управление) природными ресурсами;
• планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;
• экологическое нормирование;
• экологическая экспертиза;
• экологическое лицензирование;
• экологическая сертификация;
• экологический аудит;
• наблюдение за состоянием окружающей среды;
• учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
• экологическое воспитание и образование;
• контроль за использованием и охраной объектов природы;
• разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
Очевидно, что не все субъекты
управления осуществляют перечисленные
функции. Например, такие функции, как
экологическое нормирование, лицензирование,
сертификация выполняются лишь в
рамках государственного управления.
Для наиболее полного осуществления
функций соответствующие
Общественное управление охраной окружающей среды и природопользованием — проявление демократизации экологического права. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой — о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологический контроль.
Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется задачами конкретного предприятия по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Эти задачи с учетом специфики предприятий могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др. Специальная организация соответствующей деятельности поможет наиболее успешно решить такие задачи. При этом наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль. Управление осуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы. Если ранее на многих советских предприятиях создавались природоохранительные службы, то сейчас ответственность за охрану природы, как правило, возлагается на руководителя одного из функциональных подразделений, чаще всего главного инженера. Производственное управление природопользованием и охраной окружающей среды регулируется преимущественно локальными актами, т.е. актами предприятия, с учетом его специфики.
Отраслевое (ведомственное)
управление природопользованием и
охраной окружающей среды осуществляется
министерствами, государственными комитетами,
федеральными службами в пределах своей
отрасли или сферы
В природоохранительной практике
России сохраняется резерв для повышения
эффективности общественного, производственного
и отраслевого управления. Он касается
развития сотрудничества общественных
формирований и граждан, предприятий
и отраслевых министерств с государственными
специально уполномоченными органами
управления природопользованием и
охраной окружающей среды. Основа сотрудничества
— единство целей деятельности в
данной сфере. Такое сотрудничество,
несомненно, способствовало бы повышению
эффективности и
В масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах, осуществляющих государственное управление npиpoдопользованием и охраной окружающей среды. Конституционной основой их деятельности является ст. 10 Конституции РФ, закрепившая принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Государственное управление в области природопользования и краны окружающей среды — составная часть государственного правления в целом.
Роль государственного управления
в этой сфере определяется значением
государственных органов в
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется на основе ряда методов. Под методами управления понимаются способы государственного воздействия на поведение и деятельность управляемых. Методы делятся на административные (прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения), экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требований законодательства и управленческих решений) и моральные (награждение государственными наградами, присвоение почетных званий и т.п.).
С учетом роли государственного управления в данной области в сравнении с другими видами управления его содержание наиболее широко.
Принципы государственного
управления
Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:
• законности управления;
• комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
• сочетания бассейнового
и административно-
• разделения хозяйственно-эксплуатационных
и контрольно-надзорных
Принцип законности государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды означает, что функции управления могут и должны осуществляться в соответствии с требованиями экологического законодательства согласно компетенции того или другого государственного органа.
Комплексный (всесторонний)
подход в процессе государственного
управления природопользованием и
охраной окружающей среды обусловлен
объективным законом единства природы,
всеобщей взаимосвязью происходящих в
природе явлений. Он проявляется
в том, что в рамках данного
вида управления реализуются все
вытекающие из законодательства функции,
в сфере государственного управления
оказываются все
Принцип сочетания бассейнового
и административно-
Бассейновый принцип применяется
также в организации
Управление использованием
и охраной недр также осуществлять
с учетом существующих геологических
особенностей формирования месторождений
полезных ископаемых. Разделение хозяйственно-эксплуатационных
и контрольно-надзорных
Информация о работе Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды