Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:03, реферат
В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо). Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции
Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы.
Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.
К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:
• Федеральное Собрание РФ;
• Президент России;
• Правительство России;
• администрация субъектов РФ;
• органы местной администрации.
При анализе системы органов
государственного управления в области
охраны окружающей среды и природопользования
общей компетенции
С учетом действия принципа
разделения властей роль Федерального
Собрания РФ в государственном управлении
природопользованием и охраной
окружающей среды минимальна. Она
сводится, в частности, к принятию
решения об объявлении зоны чрезвычайной
экологической ситуации и зоны экологического
бедствия в соответствии с Законом
«Об охране окружающей среды». Кроме
того, на парламент возлагается ряд
контрольных полномочий, предусмотренных
Конституцией РФ, которые имеют косвенное
отношение к рассматриваемой
сфере. Причем в основном они принадлежат
Государственной Думе. Контрольные
полномочия Государственной Думы проявляются
в том, что она дает согласие Президенту
РФ на назначение Председателя Правительства
России и решает вопрос о доверии
Правительству России. С учетом того,
что государственное
Природоохранительная
Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом РФ, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальными структурами в администрации Президента были Советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья, Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ. Однако первая из названных структур упразднена.
Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами — как общими, так и экологическими. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:
• обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
• осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
• проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.
Правительство РФ:
• обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
• принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
• организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
• координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Более подробно полномочия Правительства РФ регламентированы в Законе «Об охране окружающей среды», иных актах законодательства об окружающей среде. В частности, Приятельство РФ:
• обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ;
• координирует деятельность министерств и ведомств на территории РФ в области охраны окружающей среды;
• устанавливает порядок образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда;
• организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды;
• устанавливает порядок
разработки и утверждения экологических
нормативов выбросов и сбросов загрязняющих
веществ в окружающую природную
среду, лимитов использования
• устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;
• принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации;
• организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан и др.
Деятельность органов общей компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов Российской Федерации регулируется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Она включает обеспечение реализации государственной экологической политики; координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.
Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования определены как Федеральным законом от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и отдельными актами экологического законодательства. Местное самоуправление осуществляется на всей территории России в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Это — наиболее многочисленная система органов в стране, призванная решать задачи в сфере взаимодействия общества и природы. При оценке этих органов важно иметь в виду, что экологические проблемы, как правило, имеют локальный характер.
Местное самоуправление есть выражение власти народа, представляет собой признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. К органам местного самоуправления относятся как выборные, так и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам местного значения относятся:
• владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
• обеспечение санитарного благополучия населения;
• регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
• контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
• регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
• благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
• участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
• организация и содержание муниципальной информационной службы.
С учетом того, что организация
государственного управления на федеральном
уровне отнесена в соответствии с
Конституцией РФ к компетенции Президента
России и в законодательстве, как
правило, не называются конкретные органы
как адресаты норм, для органов
общей компетенции важнейшей
является функция координации
При характеристике деятельности
органов общей компетенции в
области природопользования и охраны
окружающей среды важно подчеркнуть,
что эти органы как самостоятельно,
так и совместно со специально
уполномоченными органами в данной
сфере, по их предложениям решают задачи
по выработке и реализации государственной
экологической политики, разработке
государственных экологических
программ. Органы общей компетенции
определяют порядок осуществления
некоторых функций
Специальные
органы государственного
В решении задач обеспечения
рационального
К специализированным относятся
органы, созданные исключительно
для решения задач в сфере
взаимодействия общества и природы.
Поскольку власть этих органов по
специальным вопросам охраны природы
и рациональному
В ряду эколого-правовых проблем в России организация системы специально уполномоченных государственных органов управления в этой сфере остается наиболее острой. В отечественной науке права окружающей среды к исследованию соответствующих вопросов обращались многие ученые. Однако традиционно рекомендации ученых на практике реализуются избирательно и неадекватно общественным потребностям.
В последние годы система
центральных органов
Существовавший с 1988 г. Государственный комитет РСФСР по экологии и природопользованию в 1991 г. был преобразован в Министерство экологии и природных ресурсов РФ. В 1992 г. Минэкологии было переименовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. А в 1993 г. природоресурсные органы на базе которых создавался Государственный комитет по экологии и природопользованию, вышли из его состава и стали вновь самостоятельными государственными структурами.
В 1996 г. при очередном формировании структуры органов федеральной исполнительной власти решением Президента РФ Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов было упразднено. Вместо него создан Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология). Одновременно на базе упраздненной Минприроды, Комитета РФ по водному хозяйству и Комитета РФ по геологии и использованию недр было образовано Министерство природных ресурсов РФ.
Информация о работе Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды