Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:48, реферат
Экологический менеджмент изучает постоянно меняющиеся, естественные условия среды обитания человека и уровни использования обществом окружающей природной среды. Как и другие экономические науки, экологический менеджмент изучает производственные отношения между людьми, в данном случае по поводу использования людьми сил и ресурсов природы. Процесс труда есть взаимодействие между обществом и природой.
Являясь общеэкономической наукой, экологический менеджмент применяет данные конкретных экономических наук, а также естественных наук — геологии, биологии, почвоведения, лесоведения, метеорологии, демографии и других наук, их выводы и положения, которые необходимы для обоснования наиболее эффективных методов использования условий и ресурсов природы.
Постановлением правительства
установлены три норматива
В пределах допустимых объемов выбросов;
В пределах установленных лимитов выбросов;
Сверх максимально допустимого объема
выбросов.
Размер второго норматива в 5 раз выше
первого, а третьего в 5 раз выше второго.
Нельзя считать эффективным нынешний порядок исчисления штрафов за загрязнение окружающей среды, когда берутся в расчет только токсичность и объем выбросов и не учитывается их отрицательное влияние на почву, водоемы, растительный и животный мир.
Другим постановлением установлено, что платежи в пределах допустимых нормативов включаются в текущие затраты и входят в себестоимость продукции, а платежи сверх допустимых нормативов производятся за счет прибыли предприятия.
В себестоимость продукции также включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, фильтров и других природоохранных объектов.
Затраты общества на возврат окружающей среды в прежнее состояние зависит от многих факторов, таких, как состояние природной среды, масштабность намеченных к осуществлению природоохранных мер, специфика природного объекта и особенности региона и т.д.
Плата за пользование природными ресурсами
Плата за использование земли, атмосферный
воздух, полезные ископаемые, водные, растительные
и животные ресурсы производится по ставкам,
тарифам и ценам, устанавливаемым государственным
и муниципальными органами власти.
Действующая система платы за природные
ресурсы имеет много
Обычно из руды извлекается один или два полезных компонента, ради чего осваивалось данное месторождение, а остальные, может быть, менее ценные компоненты идут в отвалы. Разработчик месторождения не заинтересован вести дополнительные научные и лабораторные работы по его полному использованию и тратить на это материальные и финансовые ресурсы. Для природы и общества – это огромный ущерб.
Другая проблема состоит в том, что разработчики не заинтересованы в полной добыче имеющихся запасов сырья на данном месторождении, поскольку они платят только за фактически добытый объем. По этой причине не извлеченным остается от 30 до 70% утвержденных запасов.
Земельный налог призван стимулировать рациональное использование земель, ее охрану и повышение плодородия почвы. При установлении ставки налога учитываются качество земли, ее назначение, категория пользователей.
Также утверждены ставки арендной платы за земельные участки, используемые на сельскохозяйственные нужды.
Кроме этого действует так называемая нормативная цена земли, которая утверждается правительством и применяется при покупке и выкупе земельных участков, передаче их по наследству и дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка и т.д.
Плата за воду определяется по тарифу 1м 3 воды, забираемой потребителем из водохозяйственных систем. Для предприятий и организаций устанавливаются лимиты водопользования.
Существует также плата за энергию, три вида лесного налога.
Лекция 8. Тема: Экологический менеджмент
Состояние экологического менеджмента
в Казахстане
Международный подход к экологическому
менеджменту.
Зарубежные модели организации мирового
хозяйства.
Каждое государство проявляет заботу
о сохранении и экономном использовании
и воспроизводстве природных ресурсов
станы, работает над разрешением противоречия
между потребностями общества и возможностями
природы, занимается экологическим образованием
и воспитанием своих граждан. Правительство
стран выступают как представители народа
или агенты по управлению охраной природной
среды.
В РК вопросами управления охраны природной
среды занимаются государственные, законодательные,
исполнительные и судебные ветви власти,
объединения граждан, международные и
другие общественные организации.
Конституцией Казахстана законодательные
функции по вопросам охраны природы
возложены на Парламент республики,
который осуществляет право собственности
на землю и ее недра, леса, воды, растительный
и животный мир и другие природные
ресурсы, разрабатывает и совершенствует
законодательство об охране окружающей
природной среды и отдельных
частей биосферы, определяет государственную
экологическую политику и международное
сотрудничество в области использования
ресурсов и охраны окружающей среды,
осуществляет контроль за исполнением
природоохранительного
В РК приняты следующие законы и кодексы (своды законов) по основным вопросам природопользования, сохранения и воспроизводства, а также охраны природы.
Так, в 1980 г –Закон об охране атмосферного
воздуха, В 1990 г – Земельный Кодекс,
В 1991 г – Закон о земельной
реформе, В 1991 г – Закон об охране
окружающей природной среды, В 1992 г
– Закон об охране здоровья народа,
В 1992 г – Кодекс о недрах и переработке
минерального сырья, В 11993 г – Лесной,
водный, кодексы и закон об охране,
использовании и
Правительством республики возложены обязанности по охране отдельных частей биосферы на министерства и государственные комитеты.
Министерство науки и высшего образования, Национальная Академия Наук руководит вопросами внедрения в производство передовой техники и технологий в области природопользования, сохранения и воспроизводства, а также защиты природных ресурсов.
Министерство экологии и биоресурсов пользуется правом подведомственного управления и контроля за деятельностью министерств и ведомств, предприятий и организаций в области охраны окружающей среды и т.д. Министерство геологии и охраны недр отвечает за охрану минерально-сырьевых ресурсов, регулирует использование и охрану подземных вод.
Комитет здравоохранения осуществляет ведомственный контроль за состоянием природной среды с точки зрения охраны здоровья граждан.
Министерство сельского
Министерство внутренних дел ведет надзор за соблюдением правил охраны атмосферного воздуха и водных источников транспортными средствами и землеройной техникой.
Комитет по водному хозяйству контролирует соблюдение требований Водного Кодекса, отвечает за состояние охраны водные ресурсов от загрязнения, засорения и истощения.
Комитет по гидрометеорологии обеспечивает охрану атмосферного воздуха от загрязнения, проводит физическое наблюдение за состоянием воздуха, водоемов и поверхности почвы.
Высший надзор за точностью и
единообразным, а также неуклонным
соблюдением
Закон об окружающей природной среде
устанавливает дисциплинарную, материальную,
административную и у головную ответственность
за нарушение
Привлечение к ответственности не освобождает виновных от возмещения причиненного вреда окружающей среде.
Обострение экологической
Свыше 100 государств мира имеют государственные
органы управления охраны окружающей
среды, названные в одних странах министерствами
охраны среды в других - агентствами по
охране, в третьих – департаментами охраны
окружающей среды.
Раньше говорилось, что экологические проблемы носят глобальный характер и для своего решения требуют объединения усилий нескольких государств. Мировое сообщество с 70-х годов нынешнего столетия встало на путь совместного рассмотрения и осуществления мер по практическому преодолению экологического кризиса.
Первое международное
5 июня 1972 г в Стокгольме открылась
конференция ООН по окружающей
среде, и эта дата считается
началом международного
27 сессия Генеральной Ассамблей
ООН этот день провозгласила
Всемирным днем защиты
По различным экологическим проблемам государства вступают в многосторонние отношения, часто под эгидой международных организаций, союзов, программ, входящих в систему ООН, а также других неправительственных организаций.
К международным организациям, союзам и программам относятся: Международный совет научных союзов (МСНС) , объединяющий академии и научные союзы почти всех стран. МСНС занимается исследованием космического пространства, Мирового Океана, Антарктиды. Разрабатывает международную программу по проблемам окружающей среды.
Научный комитет по проблемам окружающей среды (СКОПЕ) , изучающий биохимические циклы токсикологию окружающей среды. Занимается вопросами мониторинга природной среды.
Программа ЮНЕСКО ''Человек и биосфера''
(МАБ) изучает экологические
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) изучает проблемы охраны почв и вод, защиту Мирового океана от загрязнений.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) проводит санитарно – гигиеническую оценку качества окружающей среды.
Глобальная система
Международный союз охраны природы (МСОП)
изучает вопросы сохранения и
разумного использования
Всемирная метеорологическая организация (ВМО) следит за состоянием земной атмосферы.
Международная океанографическая комиссия (МОК) следит за состоянием Мирового океана.
Всемирная организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) занимается вопросами обучения и подготовки специалистов в области охраны природы.
Международный союз студентов (МСС) в своем составе имеет группу по охране природы. Она собирает и публикует информацию по всем странам и контингентам.
Международное сотрудничество направлено
на быстрое решение
Экологическая обстановка последних
десятилетий беспокоит не только
хозяйственников – потребителей
природных ресурсов, на и научную
общественность, крупных ученых мира,
пытающихся глубже вникнуть в проблему,
прогнозировать будущее природной
среды и дать научно обоснованные
предложения и рекомендации по организации
мирового хозяйства. Некоторые из них
обнародовали свои выводы и научные
рекомендации в печати. Вот вкратце
их суть.
Модель мира №1. Она построена на ''теории
индустриализма'', распространенной в
последние годы. Эта модель исходит из
того, что уровень общественно-экономического
развития определяется не социальной
или общественной формацией, а промышленным
потенциалом. Единицей измерения считают
величину валового национального продукта
(ВНП) на душу населения.
Если ВНП не превышает нескольких сот долларов в год, то это ''доиндустриальное общество'', к нему относят большинство стран Африки, Азии и Латинской Америки, если ВНП составляет несколько тысяч долларов, то это – ''индустриальное общество'', к нему относят развитые страны Европы, Северной Америки, Японию и т.д.
Когда в развитых странах ВНП
достигнет несколько десятков тысяч
долларов, то они переходят к разряду
''постиндустриального
Модель мира №2. (или первый доклад Римскому клубу) . Авторы из сложного комплекса глобальных социально – экономических процессов вычленили несколько решающих, на их взгляд, для судеб человечества факторов (рост мирового населения, рост промышленного производства, производства продовольствия, уменьшение минеральных ресурсов и рост загрязнения окружающей среды) .
Моделирование этого на ЭВМ показало, что при существующих темпах роста населения (удвоение за 33 года) и промышленного производства (удвоение за 10-14 лет) в течение первых десятилетий 21 века минеральные ресурсы окажутся исчерпанными, рост производства прекратится, а загрязнение природной среды станет необратимым.
Для избежания вышеперечисленного и последствий авторы предложили концепцию ''нулевого роста'', т.е. резко сократить темпы роста населения и промышленного производства, сведя к уровню простого воспроизводства людей и машин по принципу – ''новое только взамен выбывающего старого''. То есть кто успел уйти вперед и кто отстал – все должны оставаться на том же уровне.
Модель мира №3. (второй доклад Римскому клубу) .
Авторы предложили взамен ''нулевого
роста'', не устраивающего развивающиеся
страны, принцип сокращения разрыва
в уровне развития между странами.
Рекомендовали пути решения продовольственной
и энергетической проблем. Эти предложения
можно считать справедливыми
и приемлемыми для бедных. Однако
реализация их потребовала бы изменения
существующего международного порядка,
основанного на частной собственности,
на зависимость развивающихся