Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:51, курсовая работа
Ведущая идея данной программы – показать детям, что рядом с человеком существует загадочный, многообразный мир природы, и способствовать развитию восприятия этого мира и формированию у детей эмоциональной мотивации к новым открытиям и знаниям. Необходимо, чтобы ребята осознано отказались от лозунга «Человек – царь природы» и поняли, что он лишь его малая частица.
Согласовано: Начальник Управления образования Вожегодского муниципального района ____________ О.П. Горюнова «___» _____________2012 год |
Утверждаю: Исполнитель: Директор МБОУ «Верхне-Кубинская средняя общеобразовательная школа» _______________ С.А.Клевцов «___» _____________2012 год |
МБОУ «Верхне –Кубинская средняя общеобразовательная школа»
Вожегодский район
ПРОГРАММА
«Экологическая тропа»
экологического лагеря
«Юный эколог»
Возраст участников:
5-8 класс, 11-13 лет
Руководитель:
Школьникова Ольга Александровна-
учитель биологии и химии
2012 год
Пояснительная записка
Основная проблема и ее актуальность
Экологическое образование, воспитание и просвещение населения является основой формирования образа жизни человека, ориентированного на обеспечение устойчивого развития страны. Изучение мира природы - одна из сторон деятельности человека.
Ребенок еще в детстве должен понять сложность взаимоотношений природы и человеческого общества, чтобы в будущем грамотно строить свою деятельность по отношению к природе. Существующие формы экологического образования и воспитания школьников ставят своей целью усвоение обучающимися систематизированных знаний о взаимодействии человеческого общества и природы.
Сегодня как никогда важно формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения, потому как экологически безграмотное поведение является сегодня причиной возникновения экологических бедствий и катастроф. И в этой связи важно разбудить у ребят чувство сопереживания к происходящему с окружающей средой, понимание того, что ее нужно беречь и охранять. Представляется, что это можно сделать через влияние на эмоционально-чувственную сферу ребенка (ведь находясь на природе мало кто остается равнодушным и не испытывает никаких чувств), через изучение процессов, происходящих в природе; причем изучение в тесном контакте с природой и через практическую деятельность по ее сохранению.
Наиболее полно познакомить обучающихся с природой малой родины представляется только в период летних каникул. Именно лето благотворная пора и для педагогов, и для обучающихся: предостаточно времени для непосредственного изучения, ознакомления детей с природой родного края, организации дел по сохранению природы.
Научно-исследовательская деятельность является активным средством мотивации деятельности обучающихся на использование научных знаний для понимания и решения проблем экологии и охраны окружающей среды, а экологический лагерь это пример гармоничного существования детей с окружающей средой.
Цели программы:
=образовательный аспект- освоение школьниками – участниками лагеря методик полевых исследований, отработка практических навыков, обращение к специальной литературе; поддержка обучающихся, проявляющих интерес к исследовательской и практической работе по экологии; изучение природных сообществ с целью выбора объекта мониторинга;
=воспитательный аспект- приобретение обучающимися опыта коммуникативной, эмоциональной, физической, умственной и трудовой деятельности, приобретение опыта творчества, а также опыта общественных и личностных отношений, формирование эмоционально-ценностных отношений к миру, к людям, к самому себе. Воспитание у школьников экологического мировоззрения, любви к природе, расширение кругозора через изучение своего края;
= развивающий аспект- развитие
потенциальных способностей школьников,
укрепление их здоровья, развитие
Задачи, которые необходимо решать для достижения целей программы:
= в обучении - формировать у школьников знания и умения, необходимые для участия в экологическом лагере, навыки самостоятельной работы с полевым оборудованием и научной литературой, умения выполнять разнообразные действия по применению знаний в новых, нестандартных условиях. Расширить и углубить эколого-краеведческие знания о родном крае. Ориентировать на выбор профессии, связанной с природоохранной деятельностью.
= в воспитании - научить подростка вести себя таким образом, чтобы он своими действиями не приносил вреда природе, окружающим его людям и самому себе, формировать экологическую культуру, коммуникативные качества, навыки здорового образа жизни у подрастающего поколения.
= в развитии - совершенствовать навыки жизни в новых условиях, проводить оздоровление детей, развивать исследовательские умения и навыки, умение творчески подходить к решению возникающих проблем, учить адаптироваться в различных условиях.
Актуальность данной программы:
= восполнение синдрома дефицита общения с природой у детей, который ведёт к ослаблению чувственного восприятия человека, как в физиологическом, так и в психологическом плане;
= расширение и углубление теоретических знаний по экологии, зоологии, ботанике, географии и формирование социальной активности подростков;
= данная программа дополняет школьный курс по экологии и биологии;
= предоставляет возможность детям из сельской местности познакомиться с красивейшими уголками природы родного края.
Научная новизна и практическая значимость
Естественно - научный подход- один из методов, позволяющих наиболее эффективно решать поставленные задачи. Необходимость охраны природы можно понять только на практике, при непосредственном общении с природой. Основной формой работы лагеря является самостоятельная учебно- исследовательская деятельность детей под руководством педагогов.
Актуальность работы состоит в том, что результаты исследовательской работы будут использованы на уроках биологии, географии, экологии, во внеурочной деятельности. Описание природных сообществ позволит выяснить, в каком состоянии они находятся, выявить территории, где произрастают растения, занесенную в Красную книгу Вологодской области и растения, требующие охраны.
Принципы деятельности лагеря:
1. Принципы самореализации
2. Принцип включённости
3. Принцип взаимосвязи
4. Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой, спортивно-оздоровительной деятельностью подростков предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического
Содержание программы.
Методические подходы к реализации программы
Ведущая идея данной программы – показать детям, что рядом с человеком существует загадочный, многообразный мир природы, и способствовать развитию восприятия этого мира и формированию у детей эмоциональной мотивации к новым открытиям и знаниям. Необходимо, чтобы ребята осознано отказались от лозунга «Человек – царь природы» и поняли, что он лишь его малая частица.
В отличие от телевизора природа не крадёт время, она раздвигает его границы. Природа залечивает раны ребёнка, которого не поняли дома и в школе. Она – тот чистый лист бумаги, на котором ребёнок рисует, превращая в образы свои фантазии. Природа побуждает ребёнка к творчеству, требуя наблюдательности и использования в полной мере всех органов чувств.
Общей особенностью программы является сочетание классических биологических «полевых» знаний и навыков с постоянным развитием эмоционально-чувственного отклика и мотивации в получении новых знаний. Использование социально-привлекательных форм работы с детьми, учёт возможностей каждого ребенка, адекватность используемых форм и видов обучения избранным и заявленным цели и задачам педагога также является особенностью программы.
Любая деятельность
в лагере должна быть
Основные вопросы.
Учебно-исследовательская деятельность
Родной дом, природа, Родина, Россия - это понятия близки каждому человеку нашей страны. В курсе изучения биологии, экологии и географии особое значение имеет региональный компонент. В настоящее время возникла необходимость в более близком изучении территории, на которой мы живем. Экологическая тропа это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования, воспитания, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума. В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний и умений школьников.
Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы – создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.
Экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет обучающимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.
Цель работы: Составить описание маршрута школьной
экологической тропы.
Задачи:
1.Показать познавательно-
2. Провести фенологические
3. Выявить экологические
4. Определить видовой состав растений и животных.
5. Провести мониторинг состояния воды, почвы, воздуха на различных участках исследуемой территории.
6. Собрать материал и провести описание остановок экологической тропы .
7.Провести
встречи со старожилами села,
собрать информацию об
Маршруты рассматриваем таким образом, чтобы на небольшом отрезке пути можно было увидеть как можно больше разнообразных экологических, биологических и географических объектов и явлений.
Программу экологической тропы мы немного расширили, включив в неё вопросы не только из биологии и географии, но и из химии. Этим самым поставили задачу формировать у школьников целостный взгляд на окружающий мир, т. е. использовать межпредметные связи, объединяя родственные дисциплины в единую линию познания.
Информация о работе Программа «Экологическая тропа» экологического лагеря «Юный эколог»