Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:01, курсовая работа
Целью данной работы является проанализировать расчет экологических платежей экономических механизмов управления окружающей средой
Задачами данной курсовой работы являются:
изучить экологическое законодательство;
научиться рассчитывать экологические платежи.
охарактеризовать объект исследования;
механизмов управления окружающей средой
Введение ___
1 Экономические механизмы управления окружающей средой ___
1.1.Характер экономических механизмов ___
1.2.Развитие экономических механизмов в Российской Федерации ___
1. 3 Экологические платежи и возмещение ущерба ___
2 Развитие экономических механизмов управления окружающей средой на примере экологических платежей и возмещения ущерба ___
2.1 Расчет экологических платежей ___
2.2 Возмещение ущерба за загрязнение воздуха ___
2.3 Экологические платежи как экономический механизм управления___
Заключение ___
Список литературы ___
- размещение отходов.
- хранение отходов
За иные виды вредного воздействия, предусмотренные п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в частности за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т. п., экологические взносы не уплачиваются: из-за отсутствия нормативов платы невозможно определить размер этих взносов. Природопользователь, планирующий осуществление деятельности, связанной с загрязнением окружающей среды, должен иметь соответствующее разрешение.
Отсутствие разрешения влечет увеличение норматива платы за загрязнение в пять раз, поскольку весь объем выбросов (сбросов, размещения) в этом случае признается сверхлимитным.
Выдача разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, а также на вредные физические воздействия на атмосферный воздух относится к полномочиям Ростехнадзора .
Нормативные
объемы устанавливаются органами Министерства
экологии и природных ресурсов РФ,
другими специально уполномоченными
органами в области охраны окружающей
природной среды и
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним осуществляют администраторы платежей.
Начиная с 2005 г. контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты данных платежей осуществляет исключительно Ростехнадзор. ФНС России администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду не является.
Соответственно на данные платежи не распространяются и нормы НК РФ, позволяющие взыскивать недоимку в бесспорном порядке.
Таким образом, если плата за негативное воздействие на окружающую среду плательщиком не внесена в бюджет, взыскать ее можно только в судебном порядке. Об этом свидетельствует и арбитражная практика.
Ущерб от
загрязнения окружающей среды может
рассматриваться в нескольких аспектах
— экономическом, социальном, экологическом,
моральном. Оценка экономического ущерба
имеет большую теоретическую
базу в экономической науке и
широкое практическое применение. Несмотря
на постоянное совершенствование методических
основ количественного
Законом "Об охране окружающей среды" установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду (или плата за загрязнение окружающей среды) является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде, и перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:
выброс в атмосферу
сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
размещение отходов.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года). Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года N 344 установлены два вида нормативов платы по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), с учетом степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения: за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в пределах допустимых нормативов; за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Платежи рассчитываются исходя из массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, указанных в выданных организациям разрешениях на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.
Порядком определения
платы и ее предельных размеров за
загрязнение окружающей природной
среды, размещение отходов, другие виды
вредного воздействия, утвержденным, Постановлением
Правительства РФ от 28.08.92 г. N 632 (с
изменениями на 12 февраля 2003 года) определены
три вида платежей за загрязнение
окружающей среды: в размерах, не превышающих
установленные
в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.
При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение. Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Фактическая масса годового выброса загрязняющих веществ подразделяется:
на массу загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу в пределах установленных нормативов выбросов и указанную в ежегодном разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферу на массу загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу в пределах установленных лимитов по отдельным веществам на период достижения нормативов выбросов и указанную в ежегодном разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;
на сверхлимитную массу.
Исходными данными для определения фактической массы выброса могут служить:
данные контрольно-
данные о расходе топлива, сырья, материалов;
данные о режиме работы основного оборудования предприятия за год;
данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования.
2.1 Расчет экологических платежей
Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.
Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием:
-коэффициента 0,3 при размещении
отходов на специализированных
полигонах и промышленных
-коэффициента 0 при размещении
в соответствии с
Коэффициенты, учитывающие экологические факторы
(состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов Российской Федерации.
Экономические районы Российской Федерации |
Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного
воздуха и почвы), по территориям
экономических районов |
Северный |
1,4 |
Северо-Западный |
1,5 |
Центральный |
1,9 |
Волго-Вятский |
1,1 |
Центрально-Черноземный |
1,5 |
Поволжский |
1,9 |
Северо-Кавказский |
1,6 |
Уральский |
2 |
Западно-Сибирский |
1,2 |
Восточно-Сибирский |
1,4 |
Дальневосточный |
1 |
Калининградская область |
1,5 |
* Применяется с дополнительным
коэффициентом 1,2 при выбросе
загрязняющих веществ в
Во-первых, следует определить дифференцированную ставку платы по каждому виду загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу в пределах допустимых нормативов (ДСн). А также в рамках установленных лимитов (ДСл). Она рассчитывается исходя из базовых нормативов по загрязняющим веществам (приложение N 1 к постановлению N 344)*(3) и коэффициента, учитывающего состояние атмосферы (КоэфАВ).
Коэффициенты приведены в приложении N 2 к постановлению N 344*(4)
Формула расчета платы:
ДСн = БНн x КоэфАВ; ДСл = БНл x КоэфАВ.
Значение коэффициентов умножаются на 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов соответствующих экономических районов.
Во-вторых, следует определить количество каждого вида загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу. И в-третьих, рассчитать сумму платежа. Для этого количество каждого вида загрязняющих веществ, попавших в атмосферу, надо умножить на соответствующую дифференцированную ставку платы. При выбросе нескольких видов следует рассчитать плату по каждому из них в отдельности, а затем сложить полученные показатели.
Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты аналогичен - при расчете используют коэффициент, учитывающий их состояние (приложение N 2 к постановлению N 344).
2.2 Возмещение ущерба за
Под экономической оценкой ущерба
или экономическим ущербом, наносимым
окружающей среде, следует понимать
выраженные в стоимостной форме
фактические и возможные
УА = УудКэМП или УА = Уi , где Уi = УудКэМiКэi , десь Уi – ущерб от загрязнения атмосферного воздуха выбросами i-го загрязняющего вещества, тыс. руб.; Кэ – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха территорий в составе экономических районов РФ. Для Западно-Сибир-ского района Кэ равен 1,2. Ущерб рассчитывается на основе значений показателя удельного ущерба с учетом массы и опасности загрязняющих веществ. Под удельным ущербом от загрязнения атмосферного воздуха понимается удельная стоимостная оценка ущерба от выброса единицы условной тонны приведенной массы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух. Показатель удельного ущерба определяется отношением величины суммарной оценки нанесенного (фактически причиненного) экономического ущерба от выбросов загрязняющих веществ за год к приведенной массе выбросов загрязняющих веществ в этот же период времени в рассматриваемом регионе: