Развитие экономических механизмов управления окружающей средой на примере экологических платежей и возмещения ущерба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проанализировать расчет экологических платежей экономических механизмов управления окружающей средой
Задачами данной курсовой работы являются:
изучить экологическое законодательство;
научиться рассчитывать экологические платежи.
охарактеризовать объект исследования;
механизмов управления окружающей средой

Содержание

Введение ___
1 Экономические механизмы управления окружающей средой ___
1.1.Характер экономических механизмов ___
1.2.Развитие экономических механизмов в Российской Федерации ___
1. 3 Экологические платежи и возмещение ущерба ___
2 Развитие экономических механизмов управления окружающей средой на примере экологических платежей и возмещения ущерба ___
2.1 Расчет экологических платежей ___
2.2 Возмещение ущерба за загрязнение воздуха ___
2.3 Экологические платежи как экономический механизм управления___
Заключение ___
Список литературы ___

Вложенные файлы: 1 файл

Хомякова 20.11.docx

— 115.51 Кб (Скачать файл)

- размещение отходов.

- хранение отходов

За иные виды вредного воздействия, предусмотренные п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в частности за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т. п., экологические взносы не уплачиваются: из-за отсутствия нормативов платы невозможно определить размер этих взносов. Природопользователь, планирующий осуществление деятельности, связанной с загрязнением окружающей среды, должен иметь соответствующее разрешение.


Отсутствие разрешения влечет увеличение норматива платы за загрязнение в пять раз, поскольку весь объем выбросов (сбросов, размещения) в этом случае признается сверхлимитным.

Выдача  разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, а  также на вредные физические воздействия  на атмосферный воздух относится  к полномочиям Ростехнадзора .

Нормативные объемы устанавливаются органами Министерства экологии и природных ресурсов РФ, другими специально уполномоченными  органами в области охраны окружающей природной среды и использования  природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического  надзора. Они указываются в разрешении на соответствующий вид загрязнения, выдаваемом на год. Точно измерить фактический  объем выбросов (сбросов) загрязняющих веществ каждого вида зачастую можно  только с помощью специального оборудования. При отсутствии такового организации  приходится пользоваться услугами специализированных лабораторий, что недешево. Порой  плата за подобные услуги превышает  сумму экологического взноса в десятки  раз. Правовая квалификация платежей за негативное воздействие на окружающую среду длительное время является предметом обсуждения. После принятия КС РФ Определения N 284-О в Бюджетный  кодекс РФ (далее - БК РФ) были внесены  изменения, в соответствии с которыми платежи за негативное воздействие  на окружающую среду были отнесены к неналоговым доходам бюджета.

Контроль  за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним осуществляют администраторы платежей.

Начиная с 2005 г. контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты данных платежей осуществляет исключительно Ростехнадзор. ФНС России администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду не является.

Соответственно  на данные платежи не распространяются и нормы НК РФ, позволяющие взыскивать недоимку в бесспорном порядке.

Таким образом, если плата за негативное воздействие  на окружающую среду плательщиком не внесена в бюджет, взыскать ее можно  только в судебном порядке. Об этом свидетельствует и арбитражная  практика.

Ущерб от загрязнения окружающей среды может  рассматриваться в нескольких аспектах — экономическом, социальном, экологическом, моральном. Оценка экономического ущерба имеет большую теоретическую  базу в экономической науке и  широкое практическое применение. Несмотря на постоянное совершенствование методических основ количественного исчисления экономического ущерба, существующие на данный момент методы имеют много недостатков. Поскольку понятие экономического ущерба является единой мерой оценки техногенного влияния на различные сферы жизни общества, его расчет требует множества исходных данных, многие из которых либо практически не фиксируется, либо просто не поддаются формализации. Часть социального, морального, эстетического и прочих ущербов, имеющих некий экономический эквивалент, теоретически может быть выражен при помощи стоимостных оценок, однако это лежит пока вне пределов возможностей современного экономического аппарата, поэтому расчетный экономический ущерб всегда является заниженным по отношению к реально существующему.

2 Развитие экономических механизмов управления окружающей средой на примере экологических платежей и возмещения ущерба


Законом "Об охране окружающей среды" установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду (или плата за загрязнение окружающей среды) является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде, и перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных  источников;

сброс загрязняющих веществ в поверхностные  и подземные водные объекты;

размещение отходов.

Порядок определения платы  и ее предельных размеров за загрязнение  окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года). Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года N 344 установлены два вида нормативов платы по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), с учетом степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения: за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в пределах допустимых нормативов; за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Платежи рассчитываются исходя из массы загрязняющих веществ, поступающих  в окружающую среду, указанных в  выданных организациям разрешениях  на выбросы, сбросы загрязняющих веществ  и размещение отходов.


Порядком определения  платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной  среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным, Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 г. N 632 (с  изменениями на 12 февраля 2003 года) определены три вида платежей за загрязнение  окружающей среды: в размерах, не превышающих  установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов;

в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

за сверхлимитное загрязнение  окружающей среды.

При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение. Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Фактическая масса годового выброса загрязняющих веществ подразделяется:

на массу загрязняющих веществ  выбрасываемых в атмосферу в  пределах установленных нормативов выбросов и указанную в ежегодном  разрешении на выброс загрязняющих веществ  в атмосферу на массу загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу в пределах установленных лимитов по отдельным веществам на период достижения нормативов выбросов и указанную в ежегодном разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

на сверхлимитную массу.

Исходными данными для  определения фактической массы  выброса могут служить:

данные контрольно-измерительной  лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ лаборатории;

данные о расходе топлива, сырья, материалов;

данные о режиме работы основного  оборудования предприятия за год;


данные о  времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования.

2.1 Расчет экологических платежей

Расчет  представляется плательщиками в  одном экземпляре в территориальные  органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

Нормативы платы за размещение отходов  производства и потребления в  пределах установленных лимитов  применяются с использованием:

-коэффициента 0,3 при размещении  отходов на специализированных  полигонах и промышленных площадках,  оборудованных в соответствии  с установленными требованиями  и расположенных в пределах  промышленной зоны источника  негативного воздействия;

-коэффициента 0 при размещении  в соответствии с установленными  требованиями отходов, подлежащих  временному накоплению и фактически  использованных (утилизированных) в  течение 3 лет с момента размещения  в собственном производстве в  соответствии с технологическим  регламентом или переданных для  использования в течение этого  срока.

Коэффициенты, учитывающие экологические  факторы

(состояние  атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических  районов Российской Федерации.

Экономические районы Российской Федерации

Коэффициенты, учитывающие  экологические факторы

(состояние атмосферного  воздуха и почвы), по территориям  экономических районов Российской  Федерации

Северный

1,4

Северо-Западный

1,5

Центральный

1,9

Волго-Вятский

1,1

Центрально-Черноземный

1,5

Поволжский

1,9

Северо-Кавказский

1,6

Уральский

2

Западно-Сибирский

1,2

Восточно-Сибирский

1,4

Дальневосточный

1

Калининградская область

1,5


* Применяется с дополнительным  коэффициентом 1,2 при выбросе  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух городов.

Во-первых, следует определить дифференцированную ставку платы по каждому виду загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу в  пределах допустимых нормативов (ДСн). А также в рамках установленных лимитов (ДСл). Она рассчитывается исходя из базовых нормативов по загрязняющим веществам (приложение N 1 к постановлению N 344)*(3) и коэффициента, учитывающего состояние атмосферы (КоэфАВ).

Коэффициенты приведены  в приложении N 2 к постановлению N 344*(4)

Формула расчета платы:

ДСн = БНн x КоэфАВ; ДСл = БНл x КоэфАВ.

Значение коэффициентов  умножаются на 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов  соответствующих экономических районов.

Во-вторых, следует определить количество каждого вида загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу. И в-третьих, рассчитать сумму платежа. Для этого количество каждого  вида загрязняющих веществ, попавших в  атмосферу, надо умножить на соответствующую  дифференцированную ставку платы. При  выбросе нескольких видов следует  рассчитать плату по каждому из них  в отдельности, а затем сложить полученные показатели.

Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты  аналогичен - при расчете используют коэффициент, учитывающий их состояние (приложение N 2 к постановлению N 344).


 

2.2 Возмещение ущерба за загрязнение  воздуха


Под экономической оценкой ущерба или экономическим ущербом, наносимым  окружающей среде, следует понимать выраженные в стоимостной форме  фактические и возможные убытки, причиняемые загрязнением окружающей среды, или дополнительные затраты на компенсацию этих убытков. Ущерб, наносимый загрязнением окружающей среде некоторой территории, определяется как сумма ущербов от загрязнения атмосферного воздуха УА, водных ресурсов УВ, почв и земель УПЗ, биоресурсов, в том числе растительного покрова УБ Оценка экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха УА проводится по формулам: У = УА + УВ + УПЗ + УБ .

УА = УудКэМП или УА =  Уi , где Уi = УудКэМiКэi , десь Уi – ущерб от загрязнения атмосферного воздуха выбросами i-го загрязняющего вещества, тыс. руб.; Кэ – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха территорий в составе экономических районов РФ. Для Западно-Сибир-ского района Кэ равен 1,2. Ущерб рассчитывается на основе значений показателя удельного ущерба с учетом массы и опасности загрязняющих веществ. Под удельным ущербом от загрязнения атмосферного воздуха понимается удельная стоимостная оценка ущерба от выброса единицы условной тонны приведенной массы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух. Показатель удельного ущерба определяется отношением величины суммарной оценки нанесенного (фактически причиненного) экономического ущерба от выбросов загрязняющих веществ за год к приведенной массе выбросов загрязняющих веществ в этот же период времени в рассматриваемом регионе:

Информация о работе Развитие экономических механизмов управления окружающей средой на примере экологических платежей и возмещения ущерба