Развитие экономических механизмов управления окружающей средой на примере экологических платежей и возмещения ущерба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проанализировать расчет экологических платежей экономических механизмов управления окружающей средой
Задачами данной курсовой работы являются:
изучить экологическое законодательство;
научиться рассчитывать экологические платежи.
охарактеризовать объект исследования;
механизмов управления окружающей средой

Содержание

Введение ___
1 Экономические механизмы управления окружающей средой ___
1.1.Характер экономических механизмов ___
1.2.Развитие экономических механизмов в Российской Федерации ___
1. 3 Экологические платежи и возмещение ущерба ___
2 Развитие экономических механизмов управления окружающей средой на примере экологических платежей и возмещения ущерба ___
2.1 Расчет экологических платежей ___
2.2 Возмещение ущерба за загрязнение воздуха ___
2.3 Экологические платежи как экономический механизм управления___
Заключение ___
Список литературы ___

Вложенные файлы: 1 файл

Хомякова 20.11.docx

— 115.51 Кб (Скачать файл)

где Ууд – показатель удельного ущерба от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в регионе, тыс. руб.; Уi – экономическая оценка нанесенного ущерба от i-го загрязняющего вещества по j-му фактору, тыс. руб.; МП – приведенная масса выбросов загрязняющих веществ за год на территории региона, тыс. усл. т. где Ууд – показатель удельного ущерба от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в регионе, тыс. руб.; Уi – экономическая оценка нанесенного ущерба от i-го загрязняющего вещества по j-му фактору, тыс. руб.; МП – приведенная масса выбросов загрязняющих веществ за год на территории региона, тыс. усл. т.

Приведенная масса выбросов определяется как 

где Мi – фактическая масса выбросов i-го загрязняющего вещества, Кэi – коэффициент относительной опасности i-го вещества.

Для определения  показателей удельных ущербов анализируются  и обрабатываются данные официальной  статистики, которые включают социальные, экономические и природно-географические показатели регионов – субъектов  РФ. Учитывается масса выбросов в  пределах данного региона и поступившая  из сопредельных регионов в результате трансграничного переноса. Оценка нанесенного  ущерба проводится с учетом влияния  загрязнения атмосферного воздуха  на почвы, земельные ресурсы, поверхностные  воды и биоресурсы. Показатели удельного  ущерба от загрязнения атмосферного воздуха по экономическим районам  РФ в ценах 1999 г. приведены в табл. 4.2 [59].

Оценка  экономического ущерба от загрязнения  атмосферного воздуха УА проводится по формулам:

УА = Ууд×Кэ×МП или УА = S Уi , где Уi = Ууд×Кэ×Мi×Кэi ,


здесь Уi – ущерб от загрязнения атмосферного воздуха выбросами i-го загрязняющего вещества, тыс. руб.; Кэ – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха территорий в составе экономических районов РФ.

 

2.3.Экологические платежи как  экономический механизм управления ОС

Налогообложение – один из важнейших стимулов рационального природопользования на уровне предприятия. Основная идея введения особых, экологических налогов заключается в попытке установить зависимость между отчислениями с предприятий в доход бюджетов и степенью вреда, наносимого ими окружающей природной среде и природным ресурсам. Среди экологических налогов выделяют следующие две группы:

- регулирующие налоги, направленные на непосредственное предотвращение действий, наносящих вред окружающей среде (например, платежи за загрязнение среды, за размещение отходов и др.). При определении ставок этих налогов учитываются показатели технической возможности и экономической рентабельности в рамках данного вида хозяйственной деятельности. Считается, что при большой дифференциации данного вида налогов расходы на предотвращение ущерба окружающей среде оказываются выгодными;

- финансирующие налоги, нацеленные на взимание денежных средств и аккумулирование их на особых счетах, в специальных (экологических и др.) фондах, используемых для финансирования различных природоохранных мероприятий (например, плата на восстановление и охрану водных объектов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и т.п.). При определении ставок этих налогов учитывают показатели прибыльности предприятия и непрерывности финансовых поступлений. В отличие от регулирующих налогов, финансирующие налоги не связаны напрямую с величиной отрицательного воздействия на среду и ресурсы.

Наряду с этим различают прямые и косвенные экологические налоги и платежи. Например, платежи за выбросы  являются прямыми, так как представляют загрязнителю прямой стимул для снижения выбросов вредных веществ. Платежи  за экологически грязную продукцию  являются косвенными, поскольку поощряют снижение потребления такой продукции  и лишь опосредованно приводят к  снижению загрязнения среды.

Налоговое стимулирование может быть как негативным (в виде дополнительного  налогообложения экологически вредной  продукции, производимой с использованием экологически опасных технологий), так и позитивным (льготное, частичное  налогообложение или полное освобождение от уплаты налогов за экологически более безвредную деятельность, технологии, готовую продукцию, использование  отходов и т.п.). Налоговые льготы применяются в качестве экономического механизма, компенсирующего относительно большие затраты на производство продукции, отвечающей экологическим  требованиям.

Платежи за загрязнение среды и  вредные воздействия на природные  условия и ресурсы (в более широком смысле – за любое отрицательное воздействие на природные ресурсы и окружающую среду) являются одним из основных экономических стимулов, заставляющих природопользователей, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, самих принимать меры по уменьшению отрицательного воздействия.

Плата за загрязнение может выступать  в двух формах: налоговой ( в виде сборов в рамках государственной налоговой системы) и вненалоговой (сборы поступают во внебюджетные специализированные фонды).

Считается, что в идеальном случае система платного природопользования должна включать как платежи, так  и налоги.


 

 

 

 

 

Заключение

Плата за нормативное загрязнение  окружающей среды, как правило, определяется с учетом допустимых по действующим стандартам объемов отходов (выбросов в атмосферу, сбросов в воду, твердых отходов), а также уровней шума, радиации, теплового воздействия и т.д. Её применение соответствует принципу «загрязнитель платит». Платежи за загрязнение окружающей среды, помимо регулирующего, имеют и чисто экономическое значение, особенно на региональном и местном (локальном) уровне. Правильно установленные платежи за загрязнение могут существенно повлиять на затраты предприятий-производителей и их конкурентоспособность. Однако в основном они пока выполняют перераспределительную функцию, так как их уровень относительно низок для непосредственного влияния на поведение природопользователей.

В России система платежей за загрязнение  окружающей среды была повсеместно  введена в 1991 г., при этом вначале  была установлена вненалоговая форма взимания платы, основная часть (90%) которой до 2001 г. поступала в государственные внебюджетные экологические фонды.

В настоящее время плата за загрязнение  взимается за:

• выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных  источников;

• сброс в водные объекты или  на рельеф местности загрязняющих веществ, в том числе осуществляемый предприятиями  и организациями через системы  коммунальной канализации;

• размещение отходов (твердых);

• вредные физические воздействия  на окружающую среду (акустическое, тепловое, электромагнитное и др.)

В России в настоящее время при  рентабельности предприятия в 25% максимальный процент от прибыли, в пределах которого взимаются платежи за загрязнение  окружающей среды, составляет 20%, до 50 – 50%, свыше 50 – 70%. Полное освобождение от платы распространяется на природопользователей, деятельность которых финансируется из бюджета любого уровня, а частичное – на природопользователей, деятельность которых связана с оказанием услуг населению по линии жилищно-коммунального хозяйства. Введение такой нормы представляет собой льготу природопользователям, носит временный характер и с наступлением улучшения экономической ситуации в стране будет отменено.


 

 


Список литературы

1. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.

2. Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об использовании и охране животного мира

3. Федеральный законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральный законом от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"

4. ст. 8.21 КоАП

5. п. 5.3.3.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства России от 30.07.2004 N 401

6. ст. 14 Закона "Об охране атмосферного воздуха", п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2004 N 370

7. п. 4, 7 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.08.92 N 545

8. ст. 51, 57, 62 БК РФ

9. ст. 5 Закона N 189-ФЗ и ст. 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"

10. Федеральный закон от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" и Федеральный закон от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год"

11. http://ru.wikipedia.org/wiki/Экологические_налоги

12. http://www.akdi.ru/nalog/pr_news/471.htm

13. http://rudiplom.ru/lectures/ekonomika-organizacii/906.html

14 http://www.otkhodov.net/ecoguide/guide/chapter5.htm

 

 

 


Приложения

Информация о работе Развитие экономических механизмов управления окружающей средой на примере экологических платежей и возмещения ущерба