Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 11:16, курсовая работа
Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды обусловлена и тем, что невозможно решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов. При использовании природных ресурсов возникают экстерналии (внешние эффекты) — издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде, и затратами на его предотвращение. Подобные затраты трудно оценить количественно (дать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и (или) не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда и для будущих поколений. Например, народно-хозяйственные издержки на переработку или утилизацию отходов при производстве и потреблении некоторых товаров не всегда полностью учитываются в расчетах расходов и доходов предприятий. В результате товары предлагаются по более низкой цене, нежели та, которая была бы при учете всех расходов, вызванных охраной окружающей среды.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ СРЕДЫ………………………………………………5
1.1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……….5
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, ЗАДАЧИ.13
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ..17
МЕЖДУНАРОДНЫЕ-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……….5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….26
ВВЕДЕНИЕ
Окружающая среда обладает
ассимилирующей способностью, т.е. способностью
поглощать загрязнения и отходы
без ущерба для экологических
систем. Например, биологическое равновесие
в водоемах поддерживается, если вредные
органические вещества, попавшие в
воду в результате загрязнения, полностью
уничтожаются бактериями без каких-либо
негативных последствий. Однако возможности
природы в самоочищении и самовосстановлении
не безграничны. С возрастанием объемов
выбросов, особенно высокотоксичных
веществ, и их концентрации увеличивается
ущерб, наносимый окружающей среде.
Происходит экологическая деградация
окружающей среды и биосферы: опустынивание,
сокращение площади лесов, уменьшение
количества сырья и пресной воды,
возникновение парникового
Большинство нынешних экологических проблем имеют глубокие корни и достались “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны.
Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды обусловлена и тем, что невозможно решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов. При использовании природных ресурсов возникают экстерналии (внешние эффекты) — издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде, и затратами на его предотвращение. Подобные затраты трудно оценить количественно (дать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и (или) не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда и для будущих поколений. Например, народно-хозяйственные издержки на переработку или утилизацию отходов при производстве и потреблении некоторых товаров не всегда полностью учитываются в расчетах расходов и доходов предприятий. В результате товары предлагаются по более низкой цене, нежели та, которая была бы при учете всех расходов, вызванных охраной окружающей среды.
1.1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
«Охрана окружающей среды от негативных воздействий человеческой деятельности и достижение порядка рационального природопользования обеспечивается путем установления в законодательстве правовых экологических требований к поведению субъектов права, применению правовых механизмов и процедур, при помощи которых такие требования реализуются, возложения прав и обязанностей на природопользователей, определения компетенции и функций органов государственной власти»1.
Целью правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды и природопользования является сохранение природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей среды, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.
Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года № 1594 «О специально уполномоченных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды» установлено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы земельного кадастра России, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
«Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды осуществляется путем:
» разработки государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
» разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
» разработки и проведения мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
» установления платы за негативное воздействие на окружающую среду;
» установления лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
» проведения экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов;
» проведения экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
» предоставления налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
» поддержки предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
» возмещения в установленном порядке вреда окружающей среде;
» иных методов экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды»2.
Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды предназначен для создания экономической заинтересованности предприятий, учреждений, организаций и граждан в соблюдении экологических требований и нормативов. Экономический механизм включает порядок планирования мероприятий в области природопользования и охраны окружающей среды, установления и взимания платежей за пользование природными объектами, в том числе загрязнение окружающей среды, использование льготного кредитования, финансирования из государственного бюджета мер по охране природных объектов, экологическое страхование и экологический аудит.
Наиболее важное практическое
значение в системе экономических
мер охраны окружающей среды и
регулирования
В целях планирования, разработки
и осуществления мероприятий
по охране окружающей среды разрабатываются
федеральные программы в
Разработка федеральных
программ в области экологического
развития Российской Федерации и
целевых программ в области охраны
окружающей среды субъектов Российской
Федерации осуществляется с учетом
предложений граждан и
Планирование и разработка
мероприятий по охране окружающей среды
осуществляются с учетом государственных
прогнозов социально-
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.
Сохранение благоприятной
окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности населения
осуществляется посредством государственного
регулирования воздействия
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
В Законе об охране окружающей
среды определяются и закрепляются
такие виды нормативов, как: а) общие
нормативы качества окружающей среды,
устанавливаемые для оценки состояния
окружающей среды в целях сохранения
естественных экологических систем,
генетического фонда растений, животных
и других организмов; б) нормативы
допустимого воздействия на окружающую
среду; в) нормативы допустимых выбросов
и сбросов веществ и
Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
«Экологический норматив – это установленная величина использования природных ресурсов или техногенного (антропогенного) воздействия на окружающую среду и ее отдельные компоненты, при которой функционально структурные характеристики окружающей среды и ее отдельных компонентов не выходят за пределы естественных изменений»3.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду включают в себя следующие нормативы:
• допустимых выбросов и
сбросов веществ и
• образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
• допустимых физических воздействий;
• допустимого изъятия компонентов природной среды;
• допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Экологические стандарты представляют собой эколого-правовые требования к новой технике, технологии, материалам, веществам и другой продукции способной оказать вредное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье человека, для предупреждения такого вреда. В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.
Экологическая стандартизация представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов по установлению норм, правил и характеристик. Порядок проведения стандартизации, виды и уровни, объекты и субъекты стандартизации устанавливаются законом Российской Федерации от 10 июня 1993 года «О стандартизации».
В целях обеспечения экологически
безопасного осуществления
Правовой механизм государственной экологической экспертизы предназначен для предупреждения отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации проекта.
Информация о работе Роль государства в охране окружающей среды