Роль государства в охране окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды обусловлена и тем, что невозможно решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов. При использовании природных ресурсов возникают экстерналии (внешние эффекты) — издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде, и затратами на его предотвращение. Подобные затраты трудно оценить количественно (дать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и (или) не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда и для будущих поколений. Например, народно-хозяйственные издержки на переработку или утилизацию отходов при производстве и потреблении некоторых товаров не всегда полностью учитываются в расчетах расходов и доходов предприятий. В результате товары предлагаются по более низкой цене, нежели та, которая была бы при учете всех расходов, вызванных охраной окружающей среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ СРЕДЫ………………………………………………5
1.1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……….5
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, ЗАДАЧИ.13
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ..17
МЕЖДУНАРОДНЫЕ-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЯ.docx

— 49.60 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ СРЕДЫ………………………………………………5

1.1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……….5

    1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, ЗАДАЧИ.13
  1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ..17
  2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ………………………………………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Окружающая среда обладает ассимилирующей способностью, т.е. способностью поглощать загрязнения и отходы без ущерба для экологических  систем. Например, биологическое равновесие в водоемах поддерживается, если вредные  органические вещества, попавшие в  воду в результате загрязнения, полностью  уничтожаются бактериями без каких-либо негативных последствий. Однако возможности  природы в самоочищении и самовосстановлении не безграничны. С возрастанием объемов  выбросов, особенно высокотоксичных  веществ, и их концентрации увеличивается  ущерб, наносимый окружающей среде. Происходит экологическая деградация окружающей среды и биосферы: опустынивание, сокращение площади лесов, уменьшение количества сырья и пресной воды, возникновение парникового эффекта, загрязнение Мирового океана, сокращение биологического разнообразия, накопление твердых, токсичных и радиоактивных  отходов, выпадение кислотных дождей и т.п. Все это может привести к непредсказуемым последствиям и угрожать существованию человека как вида.

Большинство нынешних экологических  проблем имеют глубокие корни  и достались “в наследство” с  советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических  кризисов привели к обострению проблем  в сфере экологии, разбалансированию  процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических  интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны.

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды обусловлена и  тем, что невозможно решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов. При использовании природных ресурсов возникают экстерналии (внешние эффекты) — издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде, и затратами на его предотвращение. Подобные затраты трудно оценить количественно (дать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и (или) не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда и для будущих поколений. Например, народно-хозяйственные издержки на переработку или утилизацию отходов при производстве и потреблении некоторых товаров не всегда полностью учитываются в расчетах расходов и доходов предприятий. В результате товары предлагаются по более низкой цене, нежели та, которая была бы при учете всех расходов, вызванных охраной окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ СРЕДЫ

 

1.1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

«Охрана окружающей среды от негативных воздействий человеческой деятельности и достижение порядка рационального природопользования обеспечивается путем установления в законодательстве правовых экологических требований к поведению субъектов права, применению правовых механизмов и процедур, при помощи которых такие требования реализуются, возложения прав и обязанностей на природопользователей, определения компетенции и функций органов государственной власти»1.

Целью правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды и природопользования является сохранение природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей среды, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Государственное управление в области охраны окружающей среды  осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными  в порядке, установленном Конституцией РФ и федеральным конституционным  законом «О Правительстве Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года № 1594 «О специально уполномоченных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды» установлено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы земельного кадастра России, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

«Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды осуществляется путем:

» разработки государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

» разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

» разработки и проведения мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

» установления платы за негативное воздействие на окружающую среду;

» установления лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

» проведения экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов;

» проведения экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

» предоставления налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

» поддержки предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

» возмещения в установленном порядке вреда окружающей среде;

» иных методов экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды»2.

Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды предназначен для создания экономической заинтересованности предприятий, учреждений, организаций и граждан в соблюдении экологических требований и нормативов. Экономический механизм включает порядок планирования мероприятий в области природопользования и охраны окружающей среды, установления и взимания платежей за пользование природными объектами, в том числе загрязнение окружающей среды, использование льготного кредитования, финансирования из государственного бюджета мер по охране природных объектов, экологическое страхование и экологический аудит.

Наиболее важное практическое значение в системе экономических  мер охраны окружающей среды и  регулирования природопользования имеет платность природопользования. По общему принципу специальное природопользование в Российской Федерации является платным. За пользование каждым видом  природного объекта установлена  собственная система платежей. Платежи за природопользование поступают в государственный бюджет и распределяются в установленном законом процентном соотношении между федеральным и субъектными бюджетами.

В целях планирования, разработки и осуществления мероприятий  по охране окружающей среды разрабатываются  федеральные программы в области  экологического развития Российской Федерации  и целевые программы в области  охраны окружающей среды субъектов  Российской Федерации. Порядок разработки, финансирования и реализации федеральных  программ в области экологического развития Российской Федерации устанавливается  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Разработка федеральных  программ в области экологического развития Российской Федерации и  целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом предложений граждан и общественных объединений.

Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды  осуществляются с учетом государственных  прогнозов социально-экономического развития, федеральных программ в  области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области  охраны окружающей среды субъектов  Российской Федерации на основании  научных исследований, направленных на решение задач в области  охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную  и иную деятельность, оказывающую  негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.

Сохранение благоприятной  окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности населения  осуществляется посредством государственного регулирования воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду, которое выражается в установлении экологических нормативов и стандартов.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

В Законе об охране окружающей среды определяются и закрепляются такие виды нормативов, как: а) общие  нормативы качества окружающей среды, устанавливаемые для оценки состояния  окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов; б) нормативы  допустимого воздействия на окружающую среду; в) нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; г) нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду и другие нормативы в области охраны окружающей среды.

Нормативы и нормативные  документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и  техники с учетом международных  правил и стандартов в области  охраны окружающей среды.

«Экологический норматив – это установленная величина использования природных ресурсов или техногенного (антропогенного) воздействия на окружающую среду и ее отдельные компоненты, при которой функционально структурные характеристики окружающей среды и ее отдельных компонентов не выходят за пределы естественных изменений»3.

Нормативы допустимого воздействия  на окружающую среду включают в себя следующие нормативы:

• допустимых выбросов и  сбросов веществ и микроорганизмов;

• образования отходов  производства и потребления и  лимиты на их размещение;

• допустимых физических воздействий;

• допустимого изъятия  компонентов природной среды;

• допустимой антропогенной  нагрузки на окружающую среду.

Экологические стандарты представляют собой эколого-правовые требования к новой технике, технологии, материалам, веществам и другой продукции способной оказать вредное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье человека, для предупреждения такого вреда. В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.

Экологическая стандартизация представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов  по установлению норм, правил и характеристик. Порядок проведения стандартизации, виды и уровни, объекты и субъекты стандартизации устанавливаются законом  Российской Федерации от 10 июня 1993 года «О стандартизации».

В целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной  и иной деятельности проводится экологическая  сертификация. Экологическая сертификация может быть обязательной и добровольной. Порядок проведения обязательной экологической сертификации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правовой механизм государственной  экологической экспертизы предназначен для предупреждения отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации проекта.

Информация о работе Роль государства в охране окружающей среды