Роль государства в охране окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды обусловлена и тем, что невозможно решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов. При использовании природных ресурсов возникают экстерналии (внешние эффекты) — издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде, и затратами на его предотвращение. Подобные затраты трудно оценить количественно (дать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и (или) не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда и для будущих поколений. Например, народно-хозяйственные издержки на переработку или утилизацию отходов при производстве и потреблении некоторых товаров не всегда полностью учитываются в расчетах расходов и доходов предприятий. В результате товары предлагаются по более низкой цене, нежели та, которая была бы при учете всех расходов, вызванных охраной окружающей среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ СРЕДЫ………………………………………………5
1.1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……….5
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, ЗАДАЧИ.13
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ..17
МЕЖДУНАРОДНЫЕ-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЯ.docx

— 49.60 Кб (Скачать файл)

Экологическое страхование — это мера финансовой защиты от возможных экологических последствий производственных аварий, производственной и иной деятельности, которая заключается в возмещении убытков специально создаваемой для этих целей организацией пострадавшего лица, регулярно уплачивавшего ей денежные взносы. Предусматривается порядок обязательного и добровольного экологического страхования. В соответствии с Законом РФ «Об использовании атомной энергии», работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок радиационных источников и пунктов хранения, подлежат обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии. Во всех других случаях экологическое страхование носит добровольный характер.

Правовой механизм заповедной охраны природы нацелен на охрану особой категории территорий, природных объектов и комплексов, которые представляют исключительную экологическую, научную, культурную или эстетическую ценность. В интересах их сохранения в своем первозданном, нетронутом человеческой деятельностью виде. Законом «Об особо охраняемых территориях» предусматривается изъятие таких территорий, природных объектов и комплексов частично или полностью из хозяйственного использования и передача их под особую охрану государства.

Им придается статус государственных  заповедников, национальных и природных  парков, заказников, памятников природы, дендрологических и ботанических садов, рекреационных зон, курортов и других охраняемых территорий.

Редкие и исчезающие виды животных и растений заносятся в  Красную книгу Российской Федерации  или красные книги субъектов  Российской Федерации. Охота, рыболовство  и иные формы изъятия животных и растений, занесенных в Красную  книгу РФ и красные книги субъектов  РФ, допускаются только в некоммерческих целях и по специальным государственным  разрешениям.

Часть особо охраняемых территорий и объектов в соответствии с Законом  «Об охране окружающей природной  среды» образует природно-заповедный фонд.

Природные объекты особо  охраняемых территорий используются для  научных и образовательных целей, организации отдыха населения, восстановления популяций животных, нарушенных природных  объектов.

Особо охраняемые территории могут быть федерального, регионального или местного значения и соответственно находятся в федеральной, субъектной либо муниципальной собственности.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных  воздействий хозяйственной и  иной деятельности на прилегающих землях либо акваториях могут создаваться  решениями субъектов РФ или местными органами самоуправления охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Разрешительная система  природопользования служит цели предупреждения возможных отрицательных последствий для окружающей природной среды хозяйственной и иной деятельности, обеспечения рационального природопользования, а также является средством оперативного экологического регулирования производственной и непроизводственной деятельности.

Она состоит из правовых требований и организационно-исполнительных мероприятий, связанных с выдачей  государственных разрешительных документов на природопользование и их аннулированием.

Экологический мониторинг или слежение за состоянием природной среды имеет своей целью своевременное выявление опасных изменений в состоянии окружающей среды и их оценку, прогнозирование стихийных бедствий, неблагоприятных условий для сельского, лесного и водного хозяйства, энергетики, строительства, транспорта и других отраслей экономики.

 

    1.  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, ЗАДАЧИ

 

Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной  среды понимается: правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок  аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы  за загрязнение окружающей среды  и иные вредные на неё воздействия, финансирования природоохранных мер  и экономического стимулирования хозяйствующих  субъектов путём применения налоговых  и иных льгот».

Сейчас в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей природной среды, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность – ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования.

Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действовавшие нормы, так и новые экономические стимулы (экологические фонды, плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхование и др.). В качестве обязательных элементов предусматривается включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений. Основу экономического механизма охраны окружающей среды в России сейчас составляют экологические платежи и в меньшей степени – экономические санкции за экологические правонарушения.

Учитывая, что экологические  стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологических  интересов с экономическими, то, исходя из этого, экономический механизм охраны окружающей природной среды  призван создать условия для  развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе, вырабатывать у субъектов права отношение, такое как - не надо вредить окружающей среде так как, тем самым вы вредите самим себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.

Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования, природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно, - наверное, стать органической составной системой управления и регулирования экономики.

Платежи на основании письма МНС РФ за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов в  окружающей природной среде взимаются  с предприятий независимо от форм собственности и ведомственной  принадлежности. Учитывая местные условия, областные администрации могут  освобождать предприятия, организации  и учреждения от платежей за выбросы  и сбросы загрязняющих веществ, производимых в границах предельно допустимых выбросов и сбросов.

Размеры платежей за выбросы  в атмосферу загрязняющих веществ  передвижными источниками устанавливаются  платы за эти выбросы и количества использованного горючего.

Лимиты сбросов загрязняющих веществ в поверхностные воды местного значения и размещения отходов, приводящих к загрязнению природных  ресурсов, устанавливаются для предприятий  по предоставлению органов Министерства охраны окружающей природной среды  Нормативом платы за выбросы и  сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных  лимитов, является размер платы за одну тонну конкретного загрязняющего  вещества или класса загрязняющего  вещества.

За выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленных  лимитов устанавливаются базовые  нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические  особенности. За сверхлимитные выбросы  и сбросы загрязняющих веществ, и  размещение отходов устанавливается  повышенный размер платы на основании  базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих территориальные экологические  особенности, и коэффициентов кратности  платы за сверхлимитные выбросы  и сбросы загрязняющих веществ, и  размещение отходов.

В случае отсутствия на предприятии  утвержденных в установленном порядке  лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, платы  за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов взимаются  как сверхлимитные.

«Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды заключаются в том, что должно производиться:

1.Планирование и финансирование  природоохранительных мероприятий;

2.Установление лимитов  использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих  веществ в окружающую природную  среду и размещение отходов;

3.Установление нормативов  платы и размеров платежей  за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих  веществ в окружающую природную  среду, размещение отходов и  другие виды вредного воздействия;

4.Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а  также гражданам налоговых, кредитных  и иных льгот при внедрении  ими малоотходных и ресурсосберегающих  технологий и нетрадиционных  видов энергии, осуществлении  других эффективных мер по  охране окружающей природной  среды;

5.Возмещение в установленном  порядке вреда, причиненного окружающей  природной среде и здоровью  человека»4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

 

В целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения экологического законодательства в  области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области  охраны окружающей среды, а также  обеспечения экологической безопасности проводится экологический контроль.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.

Государственный экологический контроль в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок проведения и перечень объектов, подлежащих государственному экологическому контролю, определяется Правительством РФ.

Производственный экологический  контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.

Муниципальный экологический  контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный экологический  контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Результаты общественного  экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

В настоящее время проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран и  регионов, а приобрели глобальный характер. В мире сложилась такая  ситуация, когда саморазвитие человеческой цивилизации ставит выживание человека под реальную угрозу экологической  катастрофы. Поэтому проблемы экологической  безопасности могут быть решены совместными  усилиями государств и неизбежно  требуют международного сотрудничества, совместных согласованных действий государств и международных организаций.

Спасение человечества от страшной экологической беды, сохранение нашей цивилизации должно стать  мировой объединяющей идеей.

Важной основой сотрудничества государств в области охраны окружающей среды является его международно-правовое регулирование. Федеральный закон  Российской Федерации «Об охране окружающей среды» устанавливает, что  «Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в  области охраны окружающей среды  в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области  охраны окружающей среды» (ст. 81).

Информация о работе Роль государства в охране окружающей среды