Роль государства в охране окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды обусловлена и тем, что невозможно решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов. При использовании природных ресурсов возникают экстерналии (внешние эффекты) — издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде, и затратами на его предотвращение. Подобные затраты трудно оценить количественно (дать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и (или) не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда и для будущих поколений. Например, народно-хозяйственные издержки на переработку или утилизацию отходов при производстве и потреблении некоторых товаров не всегда полностью учитываются в расчетах расходов и доходов предприятий. В результате товары предлагаются по более низкой цене, нежели та, которая была бы при учете всех расходов, вызванных охраной окружающей среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ СРЕДЫ………………………………………………5
1.1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ……….5
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, ЗАДАЧИ.13
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ..17
МЕЖДУНАРОДНЫЕ-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЯ.docx

— 49.60 Кб (Скачать файл)

В рамках современного международного права сложилась самостоятельная  отрасль права, регулирующая отношения  между государствами по обеспечению  экологической безопасности в мировом  масштабе – международное экологическое  право.

Международное экологическое  право (международное право окружающей среды) – это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие между государствами и другими субъектами международного права, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны окружающей природной среды.

Международно-правовая охрана окружающей среды осуществляется на основе следующих принципов:

› принцип защиты окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;

› принцип недопустимости трансграничного ущерба;

› принцип экологически обоснованного, рационального использования природных ресурсов;

› принцип недопустимости радиоактивного заражения;

› принцип защиты экологических систем Мирового океана;

› принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду в концентрированном виде;

› принцип обеспечения экологической безопасности;

› принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды;

› принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде.

Международно-правовые принципы по охране окружающей природной среды  были сформулированы в различных  программных документах международных  конференций, проводимых под эгидой ООН по проблемам охраны окружающей среды.

Первой международной  экологической конференцией, проведенной  под эгидой ООН, является Стокгольмская  конференция ООН по проблемам  окружающей среды, которая состоялась в июне 1972 года в Швеции. По итогам этой конференции были приняты Декларация принципов и План действий. Эти  документы получили одобрение Генеральной  Ассамблеи ООН и явились началом регулярной программы ООН по охране окружающей среды.

Дальнейшее развитие принципов  международного экологического права  продолжила Всемирная хартия природы, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и провозглашена в резолюции от 28 октября 1988 года.

В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция  ООН, которая приняла Декларацию по охране окружающей среды и развитию. Итогом этой конференции стал глобальный программный документ, содержащий около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных  проблем окружающей среды и социально-экономического развития на долгосрочную перспективу  с предложениями о путях и  средствах достижения поставленных целей.

В мае 2000 года в Мальмё (Швеция) прошел Первый Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров  – шестая специальная сессия Совета управляющих Программы Организации  Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). По итогам форума была принята  Мальменская Декларация министров от 31 мая 2000 года. В этой Декларации были сформулированы основные направления природоохранной деятельности правительств – стран участников Первого Глобального форума по окружающей среде. Необходимой составляющей программы сохранения и восстановления окружающей среды должны стать технические нововведения, новые ресурсосберегающие технологии, разработки альтернативных видов топлива, приоритет экологических интересов над экономическими при принятии решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды и другие направления охраны окружающей среды.

Россия также участвовала  в этом Глобальном форуме и подписала  Декларацию министров. Участие Российской Федерации на данном форуме проявилось в принятии ею соответствующих нормативно-правовых актов. В частности в статье 82 федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливается, что «Международные договоры Российской Федерации в  области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания  внутригосударственных актов, применяются  к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора».

Основную долю в решении  экологических проблем в мире занимают международные экологические  организации. По правовому статусу  они делятся на неправительственные и межправительственные.

К межправительственным экологическим  организациям относятся:

• Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП (United Nations Environment Programme), включающая в себя: Совет управляющих, секретариат и фонд окружающей среды;

• Комиссия ООН по устойчивому  развитию, при Экономическом и  социальном Совете ООН – ЭКОСОС;

• Международное агентство  по атомной энергетике – МАГАТЭ;

• Всемирная организация  здравоохранения – ВОЗ;

• Всемирная метеорологическая  организация – ВМО и другие организации.

Наряду с межправительственными  экологическими организациями в  охране мирового экологического правопорядка принимают участие и неправительственные  экологические организации. В мире функционируют более 500 таких организаций, наиболее значимыми и имеющими резонанс в экологической деятельности являются:

◊ Международный союз охраны природы и природных ресурсов – МСОП;

◊ Гринпис – Greenpeace;

◊ Всемирный фонд охраны дикой природы – WWF;

◊ Всемирный фонд охраны дикой живой природы;

◊ Международный совет по охране птиц;

◊ Всемирная федерация по охране животных и другие организации.

Межправительственные экологические  организации в своей деятельности руководствуются принципами международно-правовой охраны окружающей среды и в отличие  от неправительственных экологических  организаций имеют реальные рычаги воздействия на нарушителей международных  экологических норм. Эти меры воздействия  заключаются в наложении экономических  санкций на государства, не соблюдающие  установленные международные правила  охраны окружающей среды, исключении этих государств из претендентов на международную  экономическую помощь и другие международно-правовые меры охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В конечном счете, задача экономического механизма охраны окружающей среды заключается в том, чтобы обеспечить с помощью экономических мер достижение целей экологической политики государства, определяемой законодательством, другими нормативными правовыми актами и иными документами. Эта задача будет решена тем успешнее, чем оптимальнее будут урегулированы и реализованы отдельные элементы экономического механизма.

Низкая эффективность  экономических механизмов, инструментов и стимулов, на которые переносится центр тяжести в деле охраны окружающей природной среды и рационального природопользования при переходе России к рыночной экономике, лишний раз доказывает уже проверенный другими странами вывод о необходимости соблюдения баланса между такими механизмами и государственным управлением (администрированием).

Наряду с улучшением экологического воспитания и образования важнейшей  задачей государства является создание таких условий функционирования предприятий, чтобы они были вынуждены  заниматься природоохранной деятельностью  или материально заинтересованы в ее проведении.

Первый вариант связан с административным механизмом управления, который основывается на установлении норм, стандартов, правил природопользования и соответствующих плановых заданий  предприятиям по охране окружающей природной  среды и наказаний от выговора до тюремного заключения или снятия с работы и выплаты штрафов  предприятием и его руководством. Этот путь был характерен для нашей  страны до конца 80-х годов. Однако он дорогостоящ и малоэффективен, так  как требует большого количества проверяющих и постоянного контроля.

Гораздо эффективнее путь экономического стимулирования, когда  с помощью различных рычагов (цен, платежей, налоговых льгот и наказаний) государство делает для предприятий  более выгодным материально, т. е. более  прибыльным, соблюдать природоохранительное законодательство, чем нарушать его.

Отметим только, что как "чистое" администрирование, не связанное с  материальной заинтересованностью, не может заставить предприятия  постоянно и эффективно заниматься природоохранной, так и одни только экономические методы, не подкрепленные  прямым принуждением в наиболее важных экологических вопросах, тоже не всегда обеспечивают нужный качественный уровень  и сроки проведения природоохранной  деятельности, тем более что некоторые  административные и экономические  методы переплетаются друг с другом. Например, штраф - это и административная, и экономическая мера, а установление лимитов использования и загрязнения природных ресурсов опирается на такую административную меру, как нормирование.

Поэтому наилучшие результаты получаются при разумном сочетании  экономической заинтересованности с достаточно жестким контролем  вплоть до принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. "РГ" - Федеральный выпуск №4831

  1. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 05.04.2013)г.
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2013)
  3.    Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) "Об охране окружающей среды"

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. бакунина Т.С. Женщины за охрану окружающей среды // Государство и право. - 1994. - № 4
  2. Боголюбов С.А. Название: Экологическое право. Учебник М.: Издательство. Юрайт,  2011
  3. Бурцева Н.Н., Алиев Э.Д., Черепахина О.Н. О характерных нарушениях природоохранного законодательства в России // Правовые вопросы охраны окружающей среды. - 1994. - № 14
  4. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: «Просвещение», 2008
  5. Экологическое право. Учебник. Автор: Пуряева А.Ю. М.:  Издательство: Юстицинформ, 2012

 

1 Экологическое право. Учебник. Автор: Пуряева А.Ю. М.:  Издательство: Юстицинформ, 2012

2 Боголюбов С.А. Название: Экологическое право. Учебник М.: Издательство. Юрайт,  2011

3 Боголюбов С.А. Название: Экологическое право. Учебник М.: Издательство. Юрайт,  2011

4 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) "Об охране окружающей среды"

 


Информация о работе Роль государства в охране окружающей среды