Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:50, реферат
Сегодня нет острой необходимости доказывать, что принцип потребительства, точнее, условия природно-материальной жизни общества, послужившее его основанием, по существу уже исчерпаны. Изменения в биосфере, являющаяся активной человеческой деятельностью в нынешнем столетии (повышение температуры поверхности Земли, глобальное загрязнение воды, воздуха и почвы, опустынивание планеты, загрязнение Мирового океана, разрушение озонного слоя), известны сейчас каждому человеку. Поэтому современные концепции природопользования должны базироваться на принципах гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой.
Введение………………………………………………………….………...3
1. Основные понятия в экологическом мониторинге………….…..…….5
2. Мониторинг загрязнения природной среды………………….………10
2.1. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды……………………………………..…………………….…10
2.2. Министерство сельского хозяйства и продовольствия…....………12
2.3.Государственный комитет санитарно эпидемиологического надзора………………………………………....………………….……………..13
3. Мониторинг состояния природных ресурсов………………………...14
4. Единая государственная система экологического мониторинга……18
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины»
Кафедра общей химии и экологического мониторинга
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Мониторинг окружающей среды»
на тему: СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Троицк, 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основные понятия в
2. Мониторинг загрязнения
2.1. Федеральная служба России по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды……………………………………..…………………….
2.2. Министерство сельского хозяйства и продовольствия…....………12
2.3.Государственный комитет санитарно
эпидемиологического надзора………………………………………....…………
3. Мониторинг состояния
4. Единая государственная
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
В Российской Федерации функционирует несколько ведомственных систем мониторинга:
• служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Росгидромета;
• служба мониторинга лесного фонда Рослесхоза;
• служба мониторинга водных ресурсов Роскомвода;
• служба агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнения сельскохозяйственных земель Роскомзема;
• служба санитарно-гигиенического контроля среды обитания человека и его здоровья Госкомсанэпиднадзора России;
• контрольно-инспекционная служба Госкомэкологии России и др.
Перечисленные службы и системы мониторинга ориентированы на наблюдения и оценку состояния отдельных компонентов окружающей среды и природных ресурсов. Каждая из этих систем в настоящее время функционирует по самостоятельной программе.
1. Основные понятия в
Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.
Под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем, во-вторых, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются. [1.С.217]
В систему мониторинга должны входить следующие основные процедуры:
• выделение (определение) объекта наблюдения;
• обследование выделенного объекта наблюдения;
• составление информационной модели для объекта наблюдения;
• планирование измерений;
• оценка состояния объекта наблюдения и идентификации
его информационной модели;
• прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;
• представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.
Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:
• оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;
• выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются; создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.
Использованы разработки Государственного института прикладной экологии; Единая государственная система экологического мониторинга: Системный проект.
Исходя из этих трех основных целей экологический мониторинг должен быть ориентирован на ряд показателей трех общих видов: соблюдения, диагностики и раннего предупреждении
Кроме приведенных выше основных целей экологический мониторинг может быть ориентирован на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением необходимой информацией организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств государств в соответствующих областях.
Основные задачи экологического мониторинга: наблюдение за источниками антропогенного воздействия; наблюдение за факторами антропогенного воздействия; наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия; оценка фактического состояния природной среды; прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.
Экологические мониторинги окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, района, области, края, республики в составе федерации.
Характер и механизм обобщения информации об экологической обстановке при ее движении по иерархическим уровням системы экологического мониторинга определяются с помощью понятия информационного портрета экологической обстановки.
Последний представляет собой совокупность графически представленных пространственно распределенных данных, характеризующих экологическую обстановку на определенной территории, совместно с картоосновой местности. Разрешающая способность информационного портрета зависит от масштаба используемой картоосновы. При движении экологической информации от локального уровня (город, район, зона влияния промышленного объекта и т.д.) к федеральному масштабу картоосновы, на которую эта информация наносится, увеличивается, следовательно, меняется разрешающая способность информационных портретов экологической обстановки на разных иерархических уровнях экологического мониторинга. Так, на локальном уровне экологического мониторинга в информационном портрете должны присутствовать все источники эмиссий (вентиляционные трубы промышленных предприятий, выпуски сточных вод и т.д.).
На региональном уровне близко расположенные источники воздействия «сливаются» в один групповой источник. В результате этого на региональном информационном портрете небольшой город с несколькими десятками источников эмиссии выглядит как один локальный источник, параметры которого определяются по данным мониторинга источников. На федеральном уровне экологического мониторинга наблюдается еще большее обобщение пространственно распределенной информации. В качестве локальных источников эмиссии на этом уровне могут играть роль промышленные районы, достаточно крупные территориальные образования. При переходе от одного иерархического уровня к другому обобщается не только информация об источниках эмиссии, но и другие данные, характеризующие экологическую обстановку. При разработке проекта экологического мониторинга необходима следующая информация:
• источники поступления загрязняющих веществ в окружающую природную среду — выбросы загрязняющих веществ в атмосферу промышленными, энергетическими, транспортными и другими объектами; сбросы сточных вод в водные объекты; поверхностные смывы загрязняющих и биогенных веществ в поверхностные воды суши и моря; внесение на земную поверхность и (или) в почвенный слой загрязняющих и биогенных веществ вместе с удобрениями и ядохимикатами при сельскохозяйственной деятельности; места захоронения и складирования промышленных и коммунальных отходов; техногенные аварии, приводящие к выбросу в атмосферу опасных веществ и (или) разливу жидких загрязняющих и опасных веществ, и т.д.;
• переносы загрязняющих веществ — процессы атмосферного переноса; процессы переноса и миграции в водной среде;
• процессы ландшафтно-геохимического перераспределения загрязняющих веществ — миграция загрязняющих веществ по почвенному профилю до уровня грунтовых вод; миграция загрязняющих веществ по ландшафтно-геохимическому сопряжению с учетом геохимических барьеров и биохимических круговоротов; биохимический круговорот и т.д. Наблюдение за этими процессами целесообразно проводить периодически на специально выделенной системе пунктов, например, контрольных водосборов, катенов, площадок, створов;
• данные о состоянии антропогенных источников эмиссии — мощность источника эмиссии и месторасположение его, гидродинамические условия поступления эмиссии в окружающую среду.
В зоне влияния источников эмиссии организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей природной среды.
1. Атмосфера: химический и радионуклидный составы газовой и аэрозольной фаз воздушной сферы; твердые и жидкие осадки (снег, дождь) и их химический и радионуклидный составы; тепловое и влажностное загрязнение атмосферы.
2. Гидросфера: химический и радионуклидный составы среды поверхностных вод (реки, озера, водохранилища и т.д.). грунтовых вод, взвесей и донных отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.
3. Почва: химический и радионуклидный составы деятельного слоя почвы.
4. Биота: химическое и радиоактивное
загрязнение
5. Урбанизированная среда: химический и радиационный фоны воздушной среды населенных пунктов; химический и радионуклидный составы продуктов питания, питьевой воды и т.д.
6. Население: характерные демографические параметры (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врожденных уродств и аномалий); социально-экономические факторы.
Системы мониторинга природных сред и экосистем включают в себя средства наблюдения: экологического качества воздушной среды, экологического состояния поверхностных вод и водных экосистем, экологического состояния геологической среды и наземных экосистем.
Наблюдения в рамках мониторинга данного вида проводятся без учета конкретных источников эмиссии и не связаны с зонами их влияния. Основной принцип организации — природно-экосистемный.
Целями наблюдений, проводимых в рамках мониторинга природных сред и экосистем, являются: оценка состояния и функциональной целостности среды обитания и экосистем; выявление изменений природных условий в результате антропогенной деятельности на территории; исследование изменений экологического климата (многолетнего экологического состояния) территорий.Следует отметить, что в отдельных регионах разрабатывают мониторинг экологического состояния геологической среды?
мониторинг экологического состояния поверхностных вод и связанных с ним экосистем. На территории Российской Федерации функционирует ряд систем мониторинга загрязнения природной среды и состояния природных ресурсов.