Система национального мониторинга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:50, реферат

Краткое описание

Сегодня нет острой необходимости доказывать, что принцип потребительства, точнее, условия природно-материальной жизни общества, послужившее его основанием, по существу уже исчерпаны. Изменения в биосфере, являющаяся активной человеческой деятельностью в нынешнем столетии (повышение температуры поверхности Земли, глобальное загрязнение воды, воздуха и почвы, опустынивание планеты, загрязнение Мирового океана, разрушение озонного слоя), известны сейчас каждому человеку. Поэтому современные концепции природопользования должны базироваться на принципах гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой.

Содержание

Введение………………………………………………………….………...3
1. Основные понятия в экологическом мониторинге………….…..…….5
2. Мониторинг загрязнения природной среды………………….………10
2.1. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды……………………………………..…………………….…10
2.2. Министерство сельского хозяйства и продовольствия…....………12
2.3.Государственный комитет санитарно эпидемиологического надзора………………………………………....………………….……………..13
3. Мониторинг состояния природных ресурсов………………………...14
4. Единая государственная система экологического мониторинга……18
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мониторинг окруж среды реферат октябрь.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Мониторинг загрязнения природной  среды

2.1. Федеральная служба России  по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды

Государственная система мониторинга Росгидромета базируется на сети пунктов режимных наблюдений. За один исследуемый год ее показатели характеризовались следующими данными.

Наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха проводились в 334 городах Российской Федерации, из них регулярно — на стационарных постах в 255 городах и поселках, в большинстве из которых измерялись концентрации от 5 до 25 ингредиентов. Общий объем определений содержания вредных веществ в атмосферном воздухе городов и населенных пунктов за год составляет около 4 млн. проб.

Степень загрязнения почв оценивается по результатам более 30—50 тыс. определений из проб, отбираемых в отдельные годы в 300—500 хозяйствах.

Загрязнение поверхностных вод суши контролируется по всем основным водотокам и водоемам. Так, за год отбирается и анализируется до 40 тыс. проб воды, выполняется около 950 тыс. определений по 160—170 гидрохимическим показателям. Гидробиологическими наблюдениями охватывается более 200 водных объектов.

Наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим показателям проводятся на 600 морских станциях». [10.С.122]

Сеть станций наблюдения транспортного переноса вредных веществ ориентирована на западную границу Российской Федерации. На трех станциях наблюдения проводится отбор проб на атмосферные аэрозоли, диоксиды серы и азота, а также проб атмосферных осадков.

В настоящее время насчитывается около 40 постов наблюдения системы комплексного мониторинга загрязнения природной среды и состояния лесной растительности, осуществляемого службами Росгидромета и лесного хозяйства.

Система контроля загрязнения снежного покрова на территории России осуществляется на 645 метеостанциях, охватывая

площадь 17 млн. км2. В пробах определялись ионы сульфата, нитрата, аммония, значения рН, а также бенз(а)пирен и тяжелые металлы.

Сеть системы глобального атмосферного фонового мониторинга (БАПМОН) состоит из станций трех типов: базовых, региональных и региональных с расширенной программой.

На территории России шесть станций комплексного фонового мониторинга (СКФМ) расположены в биосферных заповедниках. Создана система мониторинга важнейших компонентов атмосферы: озона, диоксида углерода, оптической плотности аэрозоля, химического состава осадков, атмосферно-электрических характеристик. Наблюдения за этими компонентами входят в обязательную программу исследований в рамках ГСА (глобальной службы атмосферы) БАПМОН, а входящие в них станции являются частью глобальных международных наблюдательных сетей. Наблюдения за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации ведутся ежедневно. Более чем на 1300 метеостанциях измеряются уровни радиации на местности, на 300 пунктах — уровни радиационных выпадений (на 50 из них — концентрации). Кроме того, проводятся интенсивные работы по обследованию территорий, пострадавших после аварии на Чернобыльской АЭС, в том числе подворные обследования в населенных пунктах на территории с плотностью загрязнения более 5 Ки/км2.

В Росгидромете создана система оперативного выявления и расследования опасных эколого-токсикологических ситуаций, связанных с аварийным загрязнением окружающей природной среды.

 

2.2. Министерство сельского хозяйства  и продовольствия

Мониторинг загрязнения почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами и нитратами в агропромышленном комплексе осуществляется на 300 постоянно действующих реперных участках. Кроме того, на 350 стационарных контрольных участках проводятся наблюдения за радиационной обстановкой, в которые входит раннее определение коэффициентов перехода радионуклидов из почвы в растения.

В 12 областях, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и в трех областях по восточно-уральскому следу проводится сплошное наземное радиологическое обследование сельскохозяйственных угодий, осуществляется контроль за качеством сельскохозяйственной продукции от поля до перерабатывающего предприятия.

 

2.3. Государственный комитет санитарно  эпидемиологического надзора

Санитарно-эпидемиологическая служба ежегодно собирает информацию о состоянии окружающей природной среды в связи с его влиянием на здоровье населения. Ежегодно исследуются:

водопроводная вода — более 2 млн. анализов проб;

поверхностные воды суши — около 90 тыс. анализов;

почва — более 5 тыс.анализов;

атмосферный воздух — около 500 тыс. анализов;

пищевые продукты — более 3,2 млн. анализов;

источники шума — около 500 тыс. замеров;

источники вибрации — более 500 тыс. замеров;

источники электромагнитных и других излучений — более 2 млн. замеров.

Однако эти наблюдения в основном не являются регламентированными и постоянными. Таким требованиям удовлетворяют лишь отдельные системы.

С 1982 г. функционирует автоматизированная государственная информационная система (АГИС) «Здоровье», охватывающая 80 городов Российской Федерации, на базе которой осуществляется поиск зависимости заболеваемости населения от уровня загрязнения окружающей среды.

С 1986 г. на территории Российской Федерации функционирует унифицированная система санитарно-гигиенического надзора за остаточными количествами пестицидов в пищевых продуктах и продовольственном сырье (УСК «Пестициды») и другие системы.

 

3. Мониторинг состояния природных  ресурсов

Атмосферный воздух практически не учитывается как природный ресурс, и контроль за его компонентами, за исключением диоксида углерода, не ведется. В то же время отмечаемое снижение содержания кислорода в промышленных центрах нарушает нормальное клеточное дыхание живого организма, осложняет ведение технологических процессов, в частности, в металлургической промышленности.

Водные ресурсы. Мониторинг водных ресурсов проводится в рамках государственного водного кадастра. Учет водных ресурсов (кроме подземных) и наблюдение за режимом велись на сети гидрометеорологических обсерваторий, станций и постов Росгидромета по единой в стране системе. Роскомвод обеспечивает на предприятиях, в организациях и учреждениях кон-

троль правильности учета количества вод, забранных из водоисточников, и сброса в них использованных вод, осуществляя учет использования вод.

Несмотря на существующие стандартные формы отчетности, методологические несоответствия и технические сложности учета водозабора и водосброса приводят к значительному расхождению величин одних и тех же показателей, представляемых различными ведомствами.

Государственный учет подземных вод (в том числе и эксплуатационных запасов) осуществляют организации Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Контролю подлежат количество отбираемых питьевых и технических вод и распределение этого отбора по видам использования. В связи с тем, что водопользователи отчитываются нерегулярно, а водозаборы обследуются периодически (один раз в 5—6 лет), получаемые данные приблизительны.

Наблюдение за запасами и состоянием минеральных вод и лечебных грязей, а также контроль этих запасов ведут режимно-эксшгуатационные станции территориальных советов профсоюзов. Они отмечают почти повсеместное истощение гидроминеральных ресурсов, ухудшение их качества и угрозу деградации.

Земельные ресурсы. Мониторинг земельных ресурсов осуществляется как землепользователями, так и государственными землеустроительными органами. Инвентаризация земель, проводится один раз в 5 лет.

Сведения государственной регистрации землепользования, учет количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель фиксируются в Государственном земельном кадастре.

В результате перераспределения земель наблюдаются выбытие из оборота сельскохозяйственных угодий и ухудшение их качества.

Минерально-сырьевые ресурсы. Мониторинг минерально-сырьевых ресурсов ведется на различных стадиях их освоения. Геологическое изучение недр, учет состояния и движения запасов полезных ископаемых входят в компетенцию органов Министерства природных ресурсов РФ. Надзорную деятельность в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов осуществляет Госгортехнадзор России. Последний представляет собой специализированный контрольный орган, который осуществляет наряду с надзором за состоянием безопасности работ в промышленности надзор за соблюдением порядка пользования недрами при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья.

«В соответствии с возложенными на него задачами Госгор-технадзор России согласовывает и контролирует нормативы потерь и разубоживания полезных ископаемых при добыче и нормативы потерь при переработке минерального сырья; налагает санкции на сверхнормативные потери; ограничивает, приостанавливает или запрещает сброс в недра сточных вод, захоронение вредных веществ и отходов производства, подземное хранение веществ и материалов.

Министерству природных ресурсов РФ в части охраны недр подконтрольно около 3650 предприятий по добыче и переработке минерального сырья, в составе которых более 171 тыс. объектов (шахты, рудники, карьеры и разрезы). Надзор за безопасным ведением работ в промышленности и горный надзор осуществляют 39 округов». [9.С. 217]

В результате контрольной деятельности в части нарушения требований правил и норм по использованию недр за один год было выявлено свыше 36 тыс. нарушений, работы приостанавливались в 1410 случаях, оштрафовано свыше 700 работников предприятий. Принятые меры позволили сохранить на балансе предприятий следующие объемы полезных ископаемых: угля — свыше 130 млн. т, руд черных металлов — 14,5 млн. т, руд цветных, благородных и редких металлов — 7,2 млн. т и 2 млн. м3 песков, агрохимического сырья — 2 млн. т и более 120 млн. т нерудных полезных ископаемых.

Биологические ресурсы. Учет охотничьих и промысловых животных возложен на службы Главохоты РФ, которая на основании имеющихся сведений составляет прогнозы рационального использования животных ресурсов. Отсутствие кадастров животного мира и слабая их инвентаризация не позволяют говорить о существовании мониторинга.

Мониторинг рыбных ресурсов ведется во всех рыбопромысловых бассейнах и в местах, наиболее подверженных антропогенному воздействию. Осуществляют его сотрудники рыбохо-зяйственных институтов, ихтиологических служб органов рыбоохраны, находящихся в подчинении Комитета Российской Федерации по рыболовству.

В настоящее время нет возможности охватить контролем все рыбохозяйственные водоемы страны.

Работы по изучению и картографированию запасов диких растений ведут преимущественно научно-исследовательские институты и кафедры соответствующих вузов. Однако даже для используемых в качестве промышленного сырья лекарственных трав не определены запасы в пределах их ареалов, недостаточны сведения о существующих районах их размещения. Можно говорить только о работах по оценке флористического разно-

образия отдельных регионов, регулированию пастбищных нагрузок на природные группировки, контролю за изъятием промысловых растений.

Мониторинг лесных ресурсов включает в себя учет лесною фонда, охрану лесов от пожаров, санитарно-лесопатологи-ческий контроль и контроль за рубкой и восстановлением лесов, а также специализироанный мониторинг производственно-территориальных комплексов, зон экологического неблагополучия, северных территорий и др. Мониторинг строится на двух уровнях: региональном и локальном. Учет лесного фонда и фоновый мониторинг осуществляют при проведении непрерывного и периодического лесоустройства.

Функционально-технологическая структура национального уровня системы мониторинга лесов включает лесоустроительные предприятия, службу лесопатологического мониторинга, а также специализированные предприятия и станции по защите леса, ПО «Авиалесохрана», ВНИИЦлесресурс, в состав которого входят аэрокосмическая экспедиция и спецпредприятие, научно-исследовательские институты отрасли и вузы.

 

4. Единая государственная система  экологического мониторинга

В государственной системе управления природоохранной деятельностью важная роль отводится формированию Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) как источнику объективной комплексной информации о состоянии окружающей природной среды.

ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:

• мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

• мониторинг загрязнения абиотической компоненты окружающей природной среды;

• мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды;

• обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

Организация работ по созданию ЕГСЭМ осуществляется во исполнение Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. № 1229, соответствующих приказов и распоряжений Госкомэкологии России, МГС. России, Минобороны России, Минтопэнерго России. Роскомзема, Госгортехнадзора России и т.д. Соответствующими приказами и постановлениями предусматриваются разработка и создание территориальных подсистем ЕГСЭМ.

«По созданию подсистем ЕГСЭМ ведутся работы на территориях Амурской, Калужской, Курганской и Челябинской областей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, республик Мордовия, Карелия и Чувашия, эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды и др. Кроме того, организуются региональные единые системы экологического мониторинга. Например, на территории Уральского региона в такую систему должны войти Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская и Тюменская области, а также межрегиональные комплексные программы экологического мониторинга Северо-Западного и Северного регионов. Минприроды Чувашии, Минэкологии Республики Мордовии и Пермский облкомприроды решили создать межрегиональную комплексную программу экологического мониторинга бассейна р. Суры.

Информация о работе Система национального мониторинга РФ