Система национального мониторинга РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 16:50, реферат

Краткое описание

Сегодня нет острой необходимости доказывать, что принцип потребительства, точнее, условия природно-материальной жизни общества, послужившее его основанием, по существу уже исчерпаны. Изменения в биосфере, являющаяся активной человеческой деятельностью в нынешнем столетии (повышение температуры поверхности Земли, глобальное загрязнение воды, воздуха и почвы, опустынивание планеты, загрязнение Мирового океана, разрушение озонного слоя), известны сейчас каждому человеку. Поэтому современные концепции природопользования должны базироваться на принципах гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой.

Содержание

Введение………………………………………………………….………...3
1. Основные понятия в экологическом мониторинге………….…..…….5
2. Мониторинг загрязнения природной среды………………….………10
2.1. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды……………………………………..…………………….…10
2.2. Министерство сельского хозяйства и продовольствия…....………12
2.3.Государственный комитет санитарно эпидемиологического надзора………………………………………....………………….……………..13
3. Мониторинг состояния природных ресурсов………………………...14
4. Единая государственная система экологического мониторинга……18
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

мониторинг окруж среды реферат октябрь.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшей составной частью по организации ЕГСЭМ является организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду». [5.С.136]

 Наблюдения за источниками выбросов и сбросов проводятся предприятиями, организациями и учреждениями, загрязняющими окружающую среду. Ответственность за создание и эксплуатацию средств наблюдения и контроля состояния источников антропогенного воздействия возлагается на природопользователей.

Каждое министерство и ведомство в соответствии со своей спецификой и имеющимися нормативными документами организует службы ведомственного контроля на своих предприятиях и отчитывается перед контролирующими органами Госком-экологии России по принятым формам статистической отчетности и другим разработанным и утвержденным документам.

Организационное и производственное обеспечение контроля промышленных выбросов и сбросов не отвечает требованиям, предъявляемым к автоматизированным измерительно-информационным системам, основной объем данных о количественном составе выбросов в атмосферу получают, используя главным образом инструментально-лабораторные методы контроля.

Территориальными подразделениями Госкомэкологии России осуществляется мониторинг источников антропогенного воздействия на атмосферный воздух. Задачей наблюдений этого вида является определение состава и количества загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от источников выбросов. Объекты наблюдения — предприятия (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.), имеющие источники загрязнения атмосферы, а также сами источники. Указанным мониторингом охвачено 18 380 предприятий в 459 городах России. Эти наблюдения включают:

• ведомственный контроль, который производится силами ведомственных лабораторий контроля промышленных выбросов, прошедших метрологическую аттестацию, либо с привлечением лицензированных (аккредитованных) лабораторий;

• государственный контроль, осуществляемый лабораториями контроля промышленных выбросов при территориальных органах Госкомэкологии России.

Специализированные инспекции аналитического контроля (СИАК) осуществляют надзор за деятельностью ведомственных служб и лабораторий, определяющих содержание загрязняющих веществ в выбросах и сбросах предприятий.

Мониторинг загрязнения абиотической составляющей окружающей природной среды в рамках ЕГСЭМ ведет Государственная служба наблюдения (ГСН) за загрязнением окружающей природной среды.

Основными задачами ГСН являются:

• обеспечение ЕГСЭМ данными о состоянии и уровнях загрязнения атмосферного воздуха, вод суши и морей, почв, геологической среды и происходящих в них изменениях;

• обеспечение органов и организаций, входящих в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной прогностической и фактической информацией в целях безопасности населения, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, снижения ущерба экономике от стихийных бедствий, аварий и катастроф природного и техногенного характера;

• обеспечение отраслей экономики (сельского, лесного, водного и коммунального хозяйств, энергетики, строительства, транспорта и т.д.) информацией о фактических и ожидаемых неблагоприятных для их деятельности изменениях в состоянии окружающей природной среды.

Таким образом, в части решения чисто экологических задач ГСН оказывает информационную поддержку ЕГСЭМ данными о состоянии и изменении абиотических параметров природной среды.

В рамках ГСН наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся в 284 городах на 664 стационарных постах, в том числе в 234 городах — непосредственно подразделениями Росгидромета. Режимные наблюдения за загрязнением поверхностных вод Российской Федерации осуществляются в 1928 пунктах, 2617 створах, 2958 вертикалях и 3407 горизонтах, расположенных на 1363 водных объектах, из них на 1204 водотоках и 159 водоемах.

Подсистема мониторинга загрязнения состоит из центральной и 10 региональных лабораторий, а также экспедиционных обследований. Мониторинг загрязнения морских вод (по химическим и гидробиологическим показателям) базируется на данных более чем 500 станций, расположенных на всех морях России. В состав сети наблюдений за радиоактивным загрязнением природной среды входят 1456 гидрометстанций и постов, осуществляющих измерения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения (1394 пункта), наблюдения за радиоактивными атмосферными выпадениями (487 пунктов) и аэрозолями (51 пункт). На 30 пунктах проводятся наблюдения за содержанием трития в атмосферных осадках, на 82 — за содержанием строн-ция-90 и других долгоживущих радионуклидов в водах суши и морей. Созданные в сетевых подразделениях оперативные группы осуществляют маршрутные и экспедиционные обследования радиационной обстановки в районах, прилегающих к ра-диационно-опасным объектам.

Минатом России в рамках системы ЕГАСКРО является ответственным исполнителем разработки подсистемы автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО). В рамках этой подсистемы Сибирским химическим комбинатом создается и внедряется автоматизированная система промышленного мониторинга (АСПРОМ), которая должна обеспечивать выработку управленческих решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сферах деятельности комбината (производство, экология, радиационная и

химическая безопасность персонала и населения, управление технологическими процессами и контроль за ними).

Государственный мониторинг геологической среды (ГМГС) представляет собой федеральную систему наблюдений, оценки, контроля и прогноза состояния геологической среды. Система ГМГС действующая практически на всей территории Российской Федерации, включает:

• государственную опорную наблюдательную сеть, состоящую из 15 тыс. пунктов наблюдений за подземными водами, 700 участков наблюдений за опасными экзогенными процессами, пяти полигонов и 30 наблюдательных скважин для изучения предвестников землетрясений и слежения за ними, одного геохимического полигона и пяти геокриологических стационаров;

• локальные наблюдательные сети на объектах недропользо-вания;

• 57 территориальных центров ГМГС в составе территориальных геологических комитетов и унитарных геологических предприятий;

• три региональных центра ГМГС в составе Центрального Северо-Западного и Северо-Кавказского региональных геологических центров.

Среди всех блоков экологического мониторинга в рамках ЕГСЭМ мониторинг биоты является наиболее сложным и наименее разработанным не только в России, но и во всем мире.

Многочисленные публикации по мониторингу отдельных видов биоты или проблемам биоиндикации не позволяют применять большинство из них в ЕГСЭМ, поскольку нет единой методологии использования объектов живой природы в системе экологического мониторинга с целью не только оценки, но и регулирования качества окружающей среды.

В настоящее время в системе Госкомэкологии России идет разработка системы мониторинга живой природы в рамках ЕГСЭМ. Она включает три основных блока мониторинга: растительный мир, животный мир, живую природу на охраняемых природных территориях.

Первоочередная задача — определение приоритетных показателей для каждого из блоков мониторинга на федеральном и территориальном уровнях.

Методы мониторинга биоты проходят апробацию в рамках разработанной подпрограммы мониторинга особо охраняемых территорий. В ряде заповедников (Центрально-Лесной, Приокско-Террасный) ведется мониторинг биоты эталонных наземных экосистем.

На территории некоторых областей (Амурская, Калужская, Кировская и Курганская) мониторинг биоты выделен в отдельную программу. Цели мониторинга биоты:

• наблюдение, оценка и прогноз состояния редких и исчезающих видов природной флоры (кроме лесов) и фауны; редких, исчезающих и типичных растительных сообществ, нуждающихся в особой охране; ботанических памятников природы;

• информационное обеспечение органов власти, тематических федеральных подсистем мониторинга животного и растительного мира, других юридических и физических лиц в части природопользования и охраны окружающей природной среды.

Согласно разработанным положениям, на некоторых территориях (Амурская, Калужская, Курганская области) осуществляется следующая деятельность:

• инвентаризация (кадастр) мест обитания и распространения редких и исчезающих растений, в первую очередь находящихся под угрозой исчезновения (категория 1);

• оценка, контроль и прогноз состояния исчезающих видов;

• инвентаризация (кадастр) и оценка состояния редких, исчезающих и типичных фитоценозов (составление «Зеленой книги» Амурской области);

• инвентаризация флоры с целью выявления изменений видового состава; оценка экологических причин, вызывающих эти изменения;

• выявление видов, не вошедших в «Красную Книгу», но подпадающих под статус исчезающих в силу негативных изменений их состояния;

• создание долговременной наблюдательной сети для ведения фонового (в ненарушенных ценозах) и импактного  мониторингов.

 

Заключение

 

В заключение можно сделать следующие выводы:

Все виды мониторингов включают три основные функции: наблюдение за состоянием окружающей среды; оценка и прогноз ее состояния. Наблюдение (слежение) состоит в сборе информации об источниках антропогенных воздействий, о реакции окружающей среды на действие этих источников, о состоянии здоровья и жизнедеятельности населения.

Оценка предполагает выявление трех групп сведений: определение возможного ущерба от антропогенных и естественных факторов воздействия на окружающую среду; определение природных резервов для использования их в интересах человека; определение оптимальных способов человеческой деятельности как с экологических, так и с экономических позиций.

Прогноз предполагает выявление оптимальных способов для принятия пресекательных (для устранения причин и условий возможных негативных изменений в окружающей природной среде) мер.

В силу глобального единства окружающей природной среды и неразрывной взаимосвязи всех ее экосистем национальный мониторинг тесно взаимосвязан с международным мониторингом, который осуществляется в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) и охватывает национальные и региональные (межнациональные) системы мониторинга.

 

Список использованной литературы:

  1. Акимова А.П.Экология. -  М.: «Юнити»,2001
  2. М.И. Будыко. Современные проблемы экологии. - М.: Высш. шк.,1994
  3. Гальперин М В.Экологические основы природопользования: Учебник.- М.: ФОРУМ: ИНФА – М,2002
  4. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ6 ИНФРА – М,2002
  5. Коробкин В.И., Передельский Л. В. Экология.- Ростов на/Д: Феникс,2003
  6. Миркин Б.М., Наумова Л.Г.Популярный экологический словарь. – М.: Устойчивый мир, 1999
  7. Петров Н.Н.Человек  в  чрезвычайных  ситуациях:Учебное  пособие  -     Челябинск:  Южно-Уральское  кн. изд-во, 1995
  8. Приморский край. Уроки рыночных реформ. – Владивосток.: Изд – во ДВ университета,1999
  9. Степановских А.С. Экология: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001
  10. Трифонова Т.А., Селиванова Н.В., Мищенко Н.В. Прикладная экология:   Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005

 


Информация о работе Система национального мониторинга РФ