Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология"
Неблагоприятные эффекты ТЗ вод требуют повсеместного внедрения систем для охлаждения производственных стоков (градирен). Важную роль играет экономия топлива. Защита от ТЗ атмосферного воздуха больших городов и промцентров обеспечивается рациональными объемно-планировочными решениями, создающими условия для проветривания жилых кварталов, разделением промышленной и селитебной зон, уменьшением удельной энергоемкости продукции, выбором ресурсо- и энергосберегающих технологий, использованием "вторичного" тепла для различных целей (в том числе и для обогревания парников, теплиц и зданий), повсеместной экономией тепло- и энергоресурсов и т.п.
В основе взаимодействия человеческого общества и природы лежит естественный процесс изъятия из ПС необходимых для существования человека веществ (пищи, воды, леса, сырья и т.д.) и одновременное выделение в ОПС продуктов жизнедеятельности, отходов обработки и переработки сырья.
Современная модель взаимодействия общества и природы представлена на рис. 6.1. С функциональной точки зрения ее рассматривают как систему прямых и обратных связей, функционирующих в двух органически связанных между собой подсистемах. Подсистема-”природа – общество” выполняет экологическую функцию. имеющую жизнеобеспечительное значение. Она отражает экологические интересы общества и отдельного человека в здоровой и продуктивной для жизни ПС. Действие этой подсистемы подчиняется естественным законам развития. Подсистема "общество - природа" построена на обратном воздействии человека на среду своего обитания через потребление ПР и использование ее в качестве условия, средства и места жизни. Она выполняет экономическую функцию, подчиняется социальным законам развития материи и выражает экономические интересы общества.
В центре системы "природа - общество - природа" стоит человек, развитие которого подчинено в равной степени естественным и социальным законам движения материи. По своей биосоциальной сущности он одновременно выступает объектом и субъектом этой эколого-экономической системы. Как объект системы он испытывает на себе влияние законов развития естественного мира, являясь звеном единой экологической системы природы. Выступая субъектом» человек сам оказывает влияние на природу, приспосабливая ее в соответствии с законами общественного развития для удовлетворения своих материальных потребностей, действуя как звено социального организма, элемент его производительных сил. Налицо двуединая сущность человека. Она консолидирует естественную и социальную подсистемы в единую эколого-экономическую систему "природа - общество - природа".
Взаимодействие человека и среды его обитания в этой системе общественных связей приобретает характер общественного производственного отношения. Особенность такого отнесения в том, что оно выражает единство и борьбу двух противоположностей - экологических и экономических интересов развития общества. Единство этих интересов обеспечивается тем, что оба они образуют жизненный статус человека как субъекта данного общественного отношения, а противоположность обуславливается функционированием в этой системе двух разнохарактерных подсистем (естественной и социальной), развивающихся по свойственнымим законам движения.
Таким образом, противоположность экономических и экологических интересов существует объективно. Она заложена в самой системе "природа - общество - природа".
Критериями оценки экологических последствий являются: 1) уровень отклонения в нормальном функционировании природных экосистем; 2) характер экологических потерь в ПС; 3) возможность влияния изменений в ПС на здоровье человека, а также на состояние растительного и животного мира. Экономические последствия определяются показателями: 1) затраты на мероприятия по предупреждению вредного воздействия на ОПС; 2) экономическая эффективность от планов и мероприятий по ОП; 3) экономический ущерб от наступления отрицательных последствий вредного воздействия на ОПС либо от внедрения мер экологической защиты ОПС. В зависимости от оценки последствий хозяйственного воздействия на ОПС в рамках социальной эффективности принимают варианты решения взаимоотношений общества и природы. Их может быть три.
Критериями оценки экологических последствий являются: 1) уровень отклонения в нормальном функционировании природных экосистем; 2) характер экологических потерь в ПС; 3) возможность влияния изменений в ПС на здоровье человека, а также на состояние растительного и животного мира. Экономические последствия определяются показателями: 1) затраты на мероприятия по предупреждению вредного воздействия на ОПС; 2) экономическая эффективность от планов и мероприятий по ОП; 3) экономический ущерб от наступления отрицательных последствий вредного воздействия на ОПС либо от внедрения мер экологической защиты ОПС. В зависимости от оценки последствий хозяйственного воздействия на ОПС в рамках социальной эффективности принимают варианты решения взаимоотношений общества и природы. Их может быть три.
Первый вариант строится на альтернативе экономических и экологических интересов с приоритетом требований ООС. Это связано с очевидностью необратимости экологических потерь и неотвратимости негативных изменений в естественной среде, что создает угрозу здоровью человека и нормальному функционированию экосистем. Поэтому в РФ действует решение об ограничении строительства новых и расширения действующих энерго- и водоемких производств в Европейской ее части.
Второй вариант основывается на сочетании экологических и экономических интересов. Он применяется в случаях, когда развитие хозяйственной деятельности сопровождается мерами по защите ОПС, предупреждений и устранению наносимого вреда и воспроизводству ПР региона, страны. Примером является установление
и применение в РФ и других странах ПДК, ПДВ и ПДС вредных веществ в ОПС, Они не ограждают ее от влияния хозяйственного развития, но служат гарантией отсутствия в ней негативных изменений, а также нарушения здоровья человека или воспроизводства растительного и животного мира.
Третий вариант исходит из возможности совмещения хозяйственных и природных интересов в рамках единого эколого-зкономического отношения к охране ОПС. Достигаемый при этом экологический эффект становится экономической выгодой деятельности предприятия, которая одновременно оборачивается для него экологическим эффектом. Примером является внедрение мало- и безотходной технологий, минимизация и утилизация отходов, регенерация исходных материалов, утилизация и рекуперация вторичных топливо энергетических ресурсов и т.п.
Наиболее целесообразным и перспективным
является третий вариант. Для его
реализации человечество должно научиться
у природы безотходной
63. Законодательство
в области охраны окружающей
среды и экологической
Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений. Законодательство в области охраны окружающей природной среды Российской Федерации разрабатывается уже на протяжении десятков лет.
Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.
64. Управление природопользованием и охраной окружающей среды в РФ.
Государственное управление природоохранной деятельностью в РФ осуществляют ее высшие органы власти: Федеральное собрание (Государственная Дума и Совет Федерации) с одной стороны (через Комитет по экологии) и Правительство РФ с другой (через Государственный комитет РФ по охране окружающей среды или сокращенно Госкомэкология РФ). Они руководствуются принципами:
плановости, единства человека и природы,
комплексного подхода, учета местных
условий, разграничения контрольно-надзорных
и хозяйственно-
ФС РФ осуществляет законотворческие и контрольно-надзорные функции по ОП, а также рассматривает и утверждает государственную экологическую программу и контролирует ход ее выполнения. При ФС РФ создан Высший экологический совет (ВЭС) России, Он является консультативным и экспертным органом парламента. В ВЭС входят экологи, геофизики, экономисты, юристы и психологи. Его целью является всемерная помощь парламенту, так как экологическая обстановка в стране сейчас очень тяжелая, Это принципиально, новая форма взаимодействия законодателей и ученых. Нижестоящие законодательные собрания субъектов РФ решают идентичные функции, но для своих курируемых территорий.
Большую помощь государственным и муниципальным органам по ООС в РФ оказывают общественные экологические движения, К ним относятся: Всероссийское общество ОП (наиболее массовая организация), молодежные движения дружин по ОП (в основном при университетах), экологический Союз, общественный комитет спасения Волги. Всероссийское общество охотников и рыболовов и др.
В последние годы в РФ появились и сторонники международной экологической организации "Гринпис", которая является в настоящее время наиболее активной и целеустремленной общественной организацией мира по защите природы планеты.
Общественность в нашей стране неоднократно предупреждала грубейшие экологические ошибки (например, затопление Западно-Сибирской низменности и поворот северных рек на юг), используя радио, телевидение и средства массовой информации. В настоящее время она включена в качестве одной из решающих сторон в разработку проектов новых и реконструкции, технического перевооружения и расширения действующих технических объектов, введение новых и совершенствование действующих технологий. Без согласия общественности такие проекты не реализуются, особенно в том случае, когда они ведут к изменению привычных условий жизни и традиционных форм занятости населения, или же к возможности его переселения в другие районы.
65. Экологический контроль и мониторинг.
Все возрастающее воздействие человека на ОПС и угроза серьезных экологических последствий требуют получения детальной информации о состоянии ОС. Для этого необходима система специальных наблюдений, которая бы выделяла антропогенные изменения состояния ОПС на фоне естественных. Такую систему, обеспечивающую слежение за состоянием ОПС и предупреждающую о создавшихся критических ситуациях для людей и природы, в экологии принято называть системой экологического мониторинга (ЭМ). Она может охватывать как локальные районы (региональный ЭМ) или отдельные страны (национальный ЭМ), так и земной шар в целом (глобальный ЭМ).
Первой ступенью биосферного ЭМ является биоэкологический (санитарно-гигиенический) мониторинг с конечной целью защитить людей, флору и фауну региона или страны; второй ступенью – геоэкологический (природохозяйственный) мониторинг с конечной целью выявить генезис изменений в природнотехнических системах (в городе, промзоне, сельской местности и т.д.) и взаимную связь тех явлений в ОС, которые являются индикаторами биоэкологического мониторинга; третьей ступенью - биосферный мониторинг с конечной целью защитить жизнь человечества в нашей биосфере и выявить глобальные изменения ОС, вызванные деятельностью общества.
В РФ действует Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Ее пункты наблюдения организованы в городах, промзонах, на водных объектах и в сельскохозяйственных районах, подверженных значительному влиянию хозяйственной деятельности, а также в районах с минимальным загрязнением для излучения фоновых загрязнений. ЕГСЭМ состоит из подсистем:
ЕГСЭМ состоит из тематических и территориальных подсистем ЭМ. Первые осуществляют наблюдения и контроль состояния отдельных антропогенных объектов (например, промышленных, энергетических, транспортных, ядерно-энергетических или потенциально опасных объектов) и компонентов ОПС (атмосферы, водной среды, почв, земель и т.п.). Каждая из тематических подсистем состоит из одной или нескольких ведомственных систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу общности объекта ЭМ. Эти подсистемы ЕГСЭМ обеспечивают наблюдение и контроль: