Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:25, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология"

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект.doc

— 782.00 Кб (Скачать файл)

Неблагоприятные эффекты   ТЗ  вод  требуют  повсеместного внедрения систем для охлаждения производственных стоков  (градирен). Важную роль играет экономия топлива.  Защита от ТЗ атмосферного воздуха больших городов и промцентров обеспечивается рациональными объемно-планировочными решениями,  создающими условия для проветривания жилых кварталов, разделением промышленной и  селитебной  зон,  уменьшением удельной энергоемкости продукции, выбором ресурсо- и энергосберегающих технологий, использованием "вторичного"  тепла  для  различных  целей (в том числе и для обогревания парников, теплиц и зданий), повсеместной экономией тепло- и энергоресурсов и т.п.

62. Взаимоотношения человеческого  общества и природы, варианты его решения.

В основе взаимодействия человеческого  общества и природы лежит естественный процесс изъятия из ПС необходимых для существования человека веществ (пищи, воды, леса, сырья и т.д.) и одновременное выделение в ОПС продуктов жизнедеятельности, отходов обработки и переработки сырья.

Современная модель  взаимодействия общества и природы представлена на рис. 6.1. С функциональной точки зрения ее рассматривают как систему прямых и обратных связей, функционирующих в двух органически связанных между собой подсистемах. Подсистема-”природа – общество” выполняет экологическую функцию. имеющую жизнеобеспечительное значение. Она отражает экологические интересы общества и отдельного человека в здоровой и продуктивной для жизни ПС. Действие этой подсистемы подчиняется естественным законам развития. Подсистема "общество - природа" построена на обратном воздействии человека на среду своего обитания через потребление ПР и использование ее в качестве условия, средства и места жизни. Она выполняет экономическую функцию, подчиняется социальным законам развития материи и выражает экономические интересы общества.

В центре системы "природа - общество - природа" стоит человек, развитие которого подчинено в равной степени естественным и социальным законам движения материи. По своей биосоциальной сущности он одновременно выступает объектом и субъектом этой эколого-экономической системы. Как объект системы он испытывает на себе влияние законов развития естественного мира, являясь звеном единой экологической системы природы. Выступая субъектом» человек сам оказывает влияние на природу, приспосабливая ее в соответствии с законами общественного развития для удовлетворения своих материальных потребностей, действуя как звено социального организма, элемент его производительных сил. Налицо двуединая сущность человека. Она консолидирует естественную и социальную подсистемы в единую эколого-экономическую систему "природа - общество - природа".

Взаимодействие человека и среды  его обитания в этой  системе общественных  связей  приобретает  характер общественного производственного отношения.  Особенность такого  отнесения  в том, что  оно выражает единство и борьбу двух противоположностей - экологических и экономических интересов развития общества. Единство  этих  интересов обеспечивается тем,  что оба они образуют жизненный статус человека как  субъекта  данного  общественного отношения,   а  противоположность  обуславливается функционированием в этой системе двух разнохарактерных подсистем (естественной и социальной), развивающихся по свойственнымим законам движения.

Таким образом, противоположность  экономических и экологических интересов существует объективно.  Она заложена в  самой системе  "природа - общество - природа".

Критериями оценки экологических  последствий являются:  1) уровень  отклонения  в  нормальном  функционировании  природных экосистем; 2)  характер экологических потерь в ПС;  3) возможность влияния изменений в ПС на здоровье человека,  а также на состояние растительного  и животного мира.  Экономические последствия определяются показателями:  1) затраты на мероприятия по предупреждению вредного воздействия на ОПС;  2) экономическая эффективность от планов и мероприятий по ОП;  3)  экономический ущерб от наступления отрицательных последствий вредного воздействия на ОПС либо от внедрения мер  экологической защиты ОПС. В  зависимости  от оценки последствий хозяйственного воздействия на ОПС в рамках  социальной  эффективности  принимают варианты решения взаимоотношений общества и природы.  Их может быть три.

 

Критериями оценки экологических  последствий являются:  1) уровень  отклонения  в  нормальном  функционировании  природных экосистем; 2)  характер экологических потерь в ПС;  3) возможность влияния изменений в ПС на здоровье человека,  а также на состояние растительного  и животного мира.  Экономические последствия определяются показателями:  1) затраты на мероприятия по предупреждению вредного воздействия на ОПС;  2) экономическая эффективность от планов и мероприятий по ОП;  3)  экономический ущерб от наступления отрицательных последствий вредного воздействия на ОПС либо от внедрения мер  экологической защиты ОПС. В  зависимости  от оценки последствий хозяйственного воздействия на ОПС в рамках  социальной  эффективности  принимают варианты решения взаимоотношений общества и природы.  Их может быть три.

Первый вариант  строится  на альтернативе экономических и экологических интересов с приоритетом требований ООС. Это связано с очевидностью необратимости экологических потерь и неотвратимости негативных изменений в естественной среде, что создает угрозу  здоровью  человека и нормальному функционированию экосистем. Поэтому в РФ действует решение об ограничении строительства новых  и  расширения действующих энерго- и водоемких производств в Европейской ее части.

Второй вариант основывается на сочетании экологических и экономических интересов.  Он применяется в случаях, когда развитие  хозяйственной деятельности сопровождается мерами по защите ОПС, предупреждений и устранению наносимого вреда и воспроизводству ПР региона, страны. Примером является установление

и применение в РФ и других странах  ПДК,  ПДВ и ПДС вредных веществ в  ОПС,  Они  не  ограждают ее от влияния хозяйственного развития, но служат гарантией отсутствия в ней негативных  изменений, а  также  нарушения  здоровья  человека или воспроизводства растительного и животного мира.

Третий вариант исходит из возможности совмещения хозяйственных и природных интересов в рамках единого  эколого-зкономического отношения к охране ОПС.  Достигаемый при этом экологический эффект становится экономической выгодой деятельности предприятия, которая  одновременно оборачивается для него экологическим эффектом.  Примером является внедрение мало- и  безотходной технологий,  минимизация и утилизация отходов, регенерация исходных материалов,  утилизация и рекуперация вторичных топливо энергетических ресурсов и т.п.

Наиболее целесообразным и перспективным  является  третий вариант. Для  его  реализации  человечество должно научиться  у природы безотходной технологии,  прекратить выбросы отходов  в  ОПС, полностью перерабатывая их во вторичные полезные обществу продукты. При этом отходы  одного  промышленного  производства могут служить исходным сырьем для другого. Именно такой комплексный подход к проблеме взаимодействия  общества  и  природы обеспечит успешное развитие нашей цивилизации.

 

63. Законодательство  в области охраны окружающей  среды и экологической безопасности.

 

Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений. Законодательство в области охраны окружающей природной среды Российской Федерации разрабатывается уже на протяжении десятков лет.

Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.

 

64. Управление  природопользованием и охраной  окружающей среды в РФ.

 

Государственное управление природоохранной деятельностью в РФ осуществляют ее высшие органы власти:  Федеральное собрание (Государственная Дума и Совет Федерации) с одной стороны  (через Комитет по экологии) и Правительство РФ  с  другой  (через Государственный комитет РФ по охране окружающей среды или сокращенно Госкомэкология РФ). Они  руководствуются  принципами:

плановости, единства человека и природы, комплексного подхода, учета местных  условий,  разграничения  контрольно-надзорных  и хозяйственно-организационных  функций, госучета и ста-тистической отчетности.

ФС РФ  осуществляет законотворческие и контрольно-надзорные функции по ОП,  а также рассматривает и  утверждает  государственную экологическую  программу и контролирует ход ее выполнения. При ФС РФ создан Высший  экологический  совет  (ВЭС) России, Он  является консультативным и экспертным органом парламента. В ВЭС входят экологи, геофизики, экономисты, юристы и психологи. Его целью является всемерная помощь парламенту, так как экологическая обстановка в стране  сейчас  очень  тяжелая, Это принципиально, новая  форма взаимодействия законодателей и ученых. Нижестоящие законодательные собрания субъектов РФ  решают идентичные функции, но для своих курируемых территорий.

Большую помощь государственным и  муниципальным органам по ООС в РФ оказывают общественные экологические движения,  К ним относятся: Всероссийское  общество ОП (наиболее массовая организация), молодежные движения дружин по  ОП  (в  основном  при университетах), экологический Союз,  общественный комитет спасения Волги.  Всероссийское общество охотников и  рыболовов  и др.

В последние годы в РФ появились  и сторонники  международной экологической  организации "Гринпис",  которая  является в настоящее время наиболее активной и  целеустремленной  общественной организацией мира по  защите природы планеты.

Общественность в нашей стране неоднократно  предупреждала грубейшие  экологические  ошибки  (например,  затопление Западно-Сибирской низменности и поворот северных рек  на  юг),  используя радио,  телевидение и средства массовой информации.  В настоящее время она включена в качестве одной из решающих сторон в разработку проектов новых и реконструкции,  технического перевооружения и расширения действующих технических  объектов, введение новых и совершенствование действующих технологий. Без согласия общественности такие проекты не реализуются,  особенно в том случае,  когда они ведут к изменению привычных условий жизни и традиционных форм занятости населения,  или  же  к возможности его переселения в другие районы.

65. Экологический контроль и мониторинг.

 

Все возрастающее воздействие человека на ОПС и угроза серьезных экологических  последствий требуют получения  детальной информации о состоянии ОС. Для этого необходима система специальных наблюдений, которая бы выделяла антропогенные изменения состояния ОПС на фоне естественных. Такую систему, обеспечивающую слежение за состоянием ОПС и предупреждающую о создавшихся критических ситуациях для людей и природы, в экологии принято называть системой экологического мониторинга (ЭМ). Она может охватывать как локальные районы (региональный ЭМ) или отдельные страны (национальный ЭМ), так и земной шар в целом (глобальный ЭМ).

Первой ступенью биосферного ЭМ является биоэкологический (санитарно-гигиенический) мониторинг с конечной целью  защитить людей, флору и фауну региона или страны; второй ступенью – геоэкологический (природохозяйственный) мониторинг с конечной целью выявить генезис изменений в природнотехнических системах (в городе, промзоне, сельской местности и т.д.) и взаимную связь тех явлений в ОС, которые являются индикаторами биоэкологического мониторинга; третьей ступенью - биосферный мониторинг с конечной целью защитить жизнь человечества в нашей биосфере и выявить глобальные изменения ОС, вызванные деятельностью общества.

В РФ действует Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Ее пункты наблюдения организованы в городах, промзонах, на водных объектах и в сельскохозяйственных районах, подверженных значительному влиянию хозяйственной деятельности, а также в районах с минимальным загрязнением для излучения фоновых загрязнений. ЕГСЭМ состоит из подсистем:

  1. ЭМ источников антропогенного воздействия на ОС;
  2. ЭМ загрязнения абиотической компоненты ОПС;
  3. ЭМ биотической компоненты ОПС;
  4. обеспечения функционирования экологических информационных систем.

ЕГСЭМ состоит из тематических и  территориальных подсистем ЭМ. Первые осуществляют наблюдения и контроль состояния отдельных антропогенных объектов (например, промышленных, энергетических, транспортных, ядерно-энергетических или потенциально опасных объектов) и компонентов ОПС (атмосферы, водной среды, почв, земель и т.п.). Каждая из тематических подсистем состоит из одной или нескольких ведомственных систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу общности объекта ЭМ. Эти подсистемы ЕГСЭМ обеспечивают наблюдение и контроль:

  1. экологического состояния антропогенных объектов;
  2. экологически безопасного для людей состояния компонентов ОПС;
  3. состояния и качества ПР, используемых в конкретных видах деятельности;
  4. состояние источников антропогенного воздействия на ОПС. Вся информация интегрируется информационно-аналитическими центрами (ИАЦ) этих подсистем.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"