Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология"
Для отдельных регионов и бассейнов рек установлены коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости – Кэ, учитывавшие природно-климатические особенности территории, значимость природных и социально-культурных объектов.
Плата за ПР (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие ПР) взимается: 1) за право пользования ПР в пределах установленных лимитов; 2) за сверхлимитное и нерациональное использование ПР; 3) на воспроизводство и охрану ПР. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование ПР определяется Правительством РФ в строгом соответствии с действующим законодательством.
Так, Лесной кодекс РФ требует взимать платежи за пользование ЛФ в виде лесных податей (при краткосрочном использовании) или арендной платы.
70. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
ЗК РФ (1991 г.) устанавливает следующие виды экономического стимулирования за рациональное использование и охрану земель: 1) выделение средств из бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли; 2) освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, на первые 10 лет пользования ими; 3) частичная компенсация из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли; 4) поощрение граждан, ведущих крестьянское хозяйство, колхозов, совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель ЛФ; 5) установление повышенных цен на экологически чистую продукцию. Оно направлено на повышение заинтересованности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности.
Закон РФ "Об охране ОПС" также предусматривает: 1) освобождение зкофондов от налогообложения; 2) передачу средств экофондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов ЗВ; 3) установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов; 4) применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; 5) введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; 6) применением льготного кредитования предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану ОПС.
Для решения неотложных природоохранных задач, восстановления потерь в ОПС, компенсации причиненного ущерба и т.п.
в РФ создана единая система внебюджетных государственных экофондов. Она состоит из федерального экофонда, республиканских, краевых, областных и местных экофондов. Фонды образуются из средств, поступающих от хозяйствующих субъектов, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан. Такими средствами являются: 1) платы за загрязнения ОПС; 2) суммы, полученные по искам о возмещении вреда, и штрафы за экологические правонарушения; 3) средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; 4) средства, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц; 5) инвалютные поступления от иностранных юридических лиц и граждан. Эти средства экофондов зачисляются на спецсчет учреждений банков.
В РФ также создаются общественные фонды охраны ОПС общественными экологическими объединениями и профсоюзами. Они образуются за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований объединений и других источников. Эти средства расходуются исключительно на охрану ОПС. Порядок образования и расходования этих фондов определяется общественными объединениями, учредившими данные фонды.
В РФ осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, организаций и учреждений, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. Фонды страхования используются на прогнозирование, предотвращение и ликвидацию последствий указанных выше бедствий, аварий и катастроф. Порядок экологического страхования и использования фондов устанавливается Правительством РФ.
71. Международное
сотрудничество в области
РФ осуществляет такое сотрудничество в области охраны ОС на двух- и многосторонней основе. Двухстороннее сотрудничество у нас развивается с Великобританией, Германией, Данией, Индией, Канадой, Китаем, Нидерландами, Норвегией, Республикой Корея, США, Финляндией, Францией и Швецией, а также в рамках Совета министров ОС Баренцевого региона. Оно направлено на предотвращение загрязнения воздуха, охрану вод от загрязнения, в
том числе и вод Мирового океана. При этом ведется совместная разработка правовых и административных мер, связанных с сохранением и поддержанием качества ОПС.
Многостороннее сотрудничество по охране ОС осуществляется путем участия представителей РФ в работе международных учреждений ООН, а также различных международных неправительственных организаций. Так, российские представители в области охраны ОС участвуют в работе учреждений "Программы ООН по ОС" (ЮНЕП), по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Комиссии ООН по устойчивому развитию, а также Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной организации по радиологической защите (МАГАТЭ), Международного союза ОП (МСОП), Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Всемирного фонда дикой природы и Межгосударственного экологического совета (МЭС). Такое сотрудничество способствует быстрому решению глобальных и региональных экологических проблем.
Кроме того, РФ ратифицировала и взяла международное обязательство выполнять 13 международных конвенций в области охраны ОС, а именно: о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, по защите Черного моря от загрязнений, об охране озонового слоя, о биологическом разнообразии, о международной торговле дикой флорой и фауной, находящейся под угрозой изчезновения; об охране всемирного и природного наследия, о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, по защите морской среды региона Балтийского моря, о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц; о трансграничном воздействии промышленных аварий, по регулировании китобойного промысла, по охране и использованию трансграничных водных путей и международных озер.
Чтобы концентрации 3В в приземном слое атмосферы не превышали МР ПДК, пылегазовые выбросы ИЗА чаще всего подвергают рассеиванию через высокие (от 40 до 520 м) трубы. В этом случае загрязнения достигнут приземного слоя на значительном расстоянии от трубы, когда они успевают рассеяться в атмосфере (ее верхних слоях) до ПДК. Конечно, это не лучший способ защиты атмосферы, так как он рассчитан на естественную самоочищающую способность биосферы.
Преимущества высоких труб для рассеивания промвыбросов в атмосфере практически сводятся на нет при расположении площадки жилой застройки выше площадки предприятия. Большую роль в загрязнении приземного слоя играют низкие (до 10 м) выбросы вентиляции и ряда технологических установок. Чтобы этого избегать, прибегают к применению различных планировочных мероприятий, которые зависят от рельефа местности, господствующих ветров, мощности предприятия и т.п.
Санитарные правила по охране атмосферного воздуха населенных пунктов требуют отделять предприятия от жилой застройки санитарно-защитной зоной (СЗЗ). Размеры СЗЗ устанавливаются в зависимости от мощности предприятия, условий осуществления технологического процесса, характера и количества выделяющих в ОПС вредных и пахнущих веществ, создаваемого шума, вибраций и других энергетических загрязнений. Все предприятия подразделены на пять классов вредности с соответствующей шириной СЗЗ: I класс - 1000 м; II - 500; III – 300; IV - 100 и V - 50 м. В частности, химические предприятия относят к I или II классу, а машиностроительные предприятия - к IV или V. В СЗЗ разрешается размещать пожарное депо, гаражи, склады, административные здания и т.п., имеющие более низкий класс вредности, чем основное производство.
Локализации ИЗА применяют для изоляции и герметизации наиболее загрязняющих источников. Для этого их заключают в боксы, камеры, кожухи и т.п., из которых затем ведут отсос ЗВ.
Очистка выбросов ИЗА и является наиболее распространенным атмосфероохранным методом защиты ОПС. Она представляет собой отделение от загрязненного воздуха пыли и газа. Часто их получают как вторичные отходы в чистом или концентрированном виде, токсичном, менее вредном или даже в безвредном состоянии. Накопление этих отходов создает проблемы хранения и утилизации их в стране.
На ТЭС, ТЭЦ, металлургических заводах, химических комбинатах и т.д. достаточно эффективным решением пока остается рассеивание нескольких очищенных выбросов в атмосфере с помощью высоких вертикальных труб. Они имеют два назначения: 1) создание тяги для подачи в топку в нужном количестве и с должной скоростью воздуха; 2) отвод продуктов горения из топки в верхние слои атмосферы. Благодаря непрерывному турбулентному движению в этих слоях вредные газы и твердые частицы уносятся далеко от источника их возникновения и рассеиваются.
На процесс рассеивания