Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:25, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология"

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект.doc

— 782.00 Кб (Скачать файл)

 

66. Оценка воздействия  на окружающую среду (ОВОС).

 

Как известно,  загрязнения  ОПС  наносят  ущерб не только природе, но и народному хозяйству, здоровью и самочувствию людей. Он  проявляется  одновременно в нескольких аспектах:  моральном, эстетическом,  престижном,  натуральном,  социальном, экономическим и правовом.

В моральном плане ущерб от загрязнения  ОПС наиболее  ощутим в  ухудшении  настроения  из-за потери свободного времени, предназначенного  для другого использования,  в  отрицательных эмоциях по поводу болезни родных и близких, гибели зеленых насаждений в месте проживании или на даче и т.д.  В эстетическом аспекте такой  ущерб  ощутим  в виде утраты важных для нас качеств ОПС (например,  красивых пейзажей и гармоний  ландшафта, памятников истории  и т.п.).  В престижном плане ущерб от загрязнений ОПС проявляется в отрицательном отношении человека  к загрязненному району проживания и места отдыха его семьи. Названные выше виды ущерба трудно поддаются выражению в  денежной форме, но легко их определяют методом опроса,

В натуральной форме ущерб от загрязнений ОПС выражается в  натурных показателях (например,  кг, ч и т.д.,  имеющих стоимостное выражение) снижения  урожайности  сельскохозяйственных культур или  продуктивности  скота  и птицы,  уменьшения срока службы основных фондов, увеличение числа заболеваемости людей. Социальный ущерб  от  загрязнений ОПС проявляется в повышенной заболеваемости населения,  сокращении продолжительности  жизни людей или увеличении затрат населения на борьбу с загрязнением в домашнем хозяйстве, а также в росте стоимости очистки воды и т.п. Моральный,  эстетический, престижный, натуральный и социальный ущербы очень тесно взаимосвязаны. Поэтому в экономических расчетах их объединяют в одну форму ущерба - социальную.

Экономический ущерб отражает  фактические  или  возможные потери, отрицательные изменение природы  и живых существ, которые возникают от каких-либо действий (или воздержания от них), наступления событий и их комбинаций,  выраженные в стоимостной форме. В обобщенном виде он является как бы стоимостным  отражением отрицательных изменений в природе, человеческом обществе и неживых объектах,  происходящих  в  результате  нарушения экологического равновесия  в  ОПС.  Экономический  ущерб часто классифицируют по пяти группам: 1) потенциальный, не требующий затрат на его ликвидацию в настоящее время; 2) возможный, наблюдаемый при отсутствии природоохранных мероприятий, снижавших выброс или  сброс  3В.  Он  показывает ущерб в перспективе при возможном загрязнении воздушного или водного бассейна; 3) фактический (расчетный),  который  оценивает в денежном выражении потери или отрицательные изменения флоры и фауны при загрязнении ОПС; 4) предотвращенный,  т.е. разность между возможным и фактическим ущербами за какой-то период времени; 5) ликвидированный, т.е.  часть фактического ущерба,  на которую он уменьшился в результате осуществления  мероприятий по  ООС.  Более подробно вопросы экономики природопользования рассматриваются ниже, а также в специальных разделах дисциплины "Экономика".

Правовой аспект  ущерба проявляется  в виде денежных штрафов или санкций,  вытекающих из УК РФ (детально см.  подраздел 7.3). Он является  в  какой-то  степени  эквивалентом  других ущербов.

По времени действия ущерб может  быть явным и скрытым, текущим и прогнозируемым (например,  на 5, 10 или 13 лет, на период далекой перспективы). По масштабу действия ущерб различают: глобальный, континентальный, региональный и локальный (от предприятия или источника загрязнения).

 

67. Экологическая  экспертиза хозяйственной и иной  деятельности.

 

Экологическая экспертиза (ЭЭ) - это  установление  соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации  объекта ЭЭ.  Ее целью является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОПС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий при реализации данного объекта. Она является обязательной мерой охраны ОПС до принятия хозяйственной и иной деятельности.

ЭЭ основывается на принципах: 1) презумпции потенциальной экологической опасности  любой намечаемой деятельности; 2) обязательности проведения  государственной ЭЭ до принятия решений о реализации объекта ЭЭ;  3) комплексности оценки  воздействия на ОПС деятельности и его последствий; 4) обязательности учета

требований экологической безопасности при проведении ЭЭ; 5) достоверности и полноты информации, представляемой на ЭЭ; 6) независимости экспертов ЭЭ в ходе осуществления ими своих полномочий; 7) научной обоснованности, объективности и законности заключений ЭЭ; 8) гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; 9) ответственности участников ЭЭ и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество ЭЭ.

Объектами обязательной ГЭЭ федерального уровня являются:

  1. проекты правовых актов РФ, нормативно-технических и инструктивно-методических документов РФ, реализация которых может привести к негативным воздействиям на ОПС;
  2. материалы, подлежащие утверждению органами госвласти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производственных сил на территории РФ (т.е. проекты комплексных и целевых федеральных программ, генпланов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования, схем развития отраслей народного хозяйства РФ, генсхем расселения, природопользования и территориальной организации производственных сил РФ, крупных регионов и национально-государственных образований и т.п.);
  3. ТЭО и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности РФ и другие проекты» осуществление которых может оказать негативное воздействие на ОПС в пределах двух и более субъектов РФ;
  4. ТЭО и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на  ОПС  сопредельных государств;
  5. материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование ПР, которые находятся в ведении РФ;
  6. проекты международных договоров;
  7. проекты технической документации на новую технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги,  которые входят в  перечень, утвержденный Госкомэкологией РФ;
  8. проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других ПР, находящихся в ведении РФ;
  9. объекты ГЭЭ,  ранее получившие положительное заключение ГЭЭ,  в случае их доработки, изменения условий природопользования, реализации  с  отступлениями  от утвержденной документации, истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ или внесения изменений в проектную или иную документацию после получения положительного заключения ГЭЭ  (полный  их перечень см. в ст. 11 вышеуказанного ФЗ РФ).

Объектами обязательной ГЭЭ на уровне субъектов РФ являются вышеперечисленные  объекты,  но находящиеся в ведении  конкретного субъекта РФ,  а также  все виды градостроительной, документации.

Начало срока проведения ГЭЭ  устанавливается не позднее одного месяца после ее оплаты.

 Итоговым результатом  проведения ГЭЭ является заключение.

Оно подготавливается назначенной  экспертной комиссией и содержит обоснованные выводы о допустимости воздействия на ОПС рассматриваемого объекта и о возможности его реализации в жизнь. Заключение считается принятым, если его одобрило квалифицированное большинство списочного состава указанной экспертной комиссии. К нему прилагают особые обоснованные мнения ее экспертов, несогласных с принятым этой экспертной комиссией заключением. Оно подписывается руководителем, ответственным секретарем и всеми членами экспертной комиссии и не может быть изменено без их согласия.

Заключение ГЭЭ по всем объектам, за исключением проектов нормативных правовых актов РФ и ее субъектов, может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта ГЭЭ в течение определенного срока, установленного органом ГЭЭ. Правовым последствием отрицательного заключения является

запрет реализации этого  объекта.  При получении отрицательного заключения ГЗЭ  Заказчик  вправе представить материалы на повторную ГЭЭ при условии их переработки с учетом изложенных  замечаний. Несоблюдение  требования обязательного проведения ГЭЭ проекта международного договора является основанием для  признания его недействительным.  Заключение ГЭЭ по проектам нормативных правовых актов РФ или ее субъектов рассматриваются принимающими эти акты органами госвласти.

ОЭЭ проводится  до ГЭЭ или одновременно с ней.  Она может проводиться  независимо от ГЭЭ на тех же объектах  ЭЭ.  Общественные организации  (объединения),  осуществляющие ОЭЭ,  имеют право: 1) получать от Заказчика документацию,  подлежавшую ЭЭ, в требуемом объеме; 2) знакомиться с НТД, устанавливающей требования к проведению ГЭЭ: 3) участвовать в качестве наблюдателей через  своих представителей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и в проводимом ими обсуждении заключений ОЭЭ.  Эти организации (объединения) обязаны известить население о начале и результатах проведения ОЭЭ.

Заключение ОЭЭ направляется в  орган ГЭЭ РФ или ее субъекта, заказчику документации, подлежащей ОЭЭ, органам, принимающим решение о реализации данного объекта, органам местного самоуправления и другим заинтересованным лицам.  Она приобретает юридическую силу  после  утверждения его органом ГЭЭ РФ или ее субъекта. Финансирование ОЭЭ осуществляется  за  счет  средств общественных организаций (объединений),  общественных экологических и других фондов,  целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых органами местного самоуправления.

Заказчики документации,  подлежащей ЭЭ,  имеют определенные права и обязанности,  а также несут уголовную, административную, материальную  и гражданско-правовую ответственность за нарушения законодательства об ЭЭ. Такую же ответственность несут органы  ГЭЭ,  руководители  и члены экспертных комиссий за соответствующие нарушения (детально см.  раздел UII ФЗ РФ  "Об экологической экспертизе").

 

68. Ответственность за экологические правонарушения.

 

Под правонарушениями понимается  виновное  противоправное деяние (действие  или бездействие) совершенное вменяемым  человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения бывают двух видов:  проступки и преступления. Под проступками понимаются нарушения правовых норм  и  правил  поведения, влекущие за собой дисциплинарную, административную и гражданскую (материальную) ответственность.  Под преступлением понимается общественно опасное деяние, предусмотренные Уголовным кодексом (УК) РФ.

В рассмотренных  выше  источниках  правовых экологических норм приведены  виды правонарушений и определены  меры  ответственности за  них.  В самом общем виде к правонарушениям относятся несоблюдения установленных норм,  невыполнение  экологических требований при проектировании и эксплуатации промпредприятий, загрязнение ОПС, порча природных объектов и разрушение природных экосистем,  невыполнение  мер по восстановлению ОПС, нарушение установленных правил сбора, заготовки, вывоза и ввоза видов  флоры и фауны,  нарушение правил размещения отходов, несвоевременная или неверная информация о состоянии ОПС и т.д. Для каждого  из объектов природопользования имеются и специфические виды правонарушений.  Так, для водных объектов к правонарушениям относят  самовольное водопользование,  ввод промышленных объектов без очистных устройств, нарушение водоохранного режима (например,  вырубка леса в водоохранной зоне), самовольные гидротехнические работы и т.п.  В земельном законодательстве установлена ответственность за физические деформации земель, повреждение посевов и т.п.;  в законодательстве по охране атмосферного воздуха - выброс в атмосферу 3В без разрешения специально уполномоченных органов, эксплуатацию транспортных средств, выбросы от которых превышают установленные нормативы, и т.п.

Юридическую ответственность за экологические  правонарушения несут не только физические лица,  но и  юридические  лица, т.е. организации,  обладающие обособленным имуществом, имеющие соответствующие права и обязанности. К физическим лицам применяются меры дисциплинарной, административной,  гражданской и уголовной ответственности, к юридическим лицам - только административной и гражданской.

Дисциплинарная ответственность  реализуется путем  наложения дисциплинарных взысканий в виде замечания, выговора, строгого выговора,  переводу на нижеоплачиваемую работу на срок до 3 месяцев, смещения на низшую должность на тот же срок, увольнения. Правом наложения перечисленных взысканий обладает руководитель предприятия,  организации или учреждения. Порядок наложения дисциплинарных взысканий изложен в Кодексе законов о труде РФ.

При административной ответственности  взыскания налагаются уполномоченными на  то  должностными лицами Госкомэкологии РФ, органами Госкомсанэпидемнадзора РФ и Госатомнадзора  РФ,  инспекциями Рыбхознадзора,  а также комиссиями по административным правонарушениям  администраций  регионов.

Гражданская ответственность  заключается в возложении невыгодных имущественных последствий на физические и юридические лица, в результате неправомерных действий которых был причинен ущерб. При этом виновники ущерба  возмещают  этот  ущерб  полностью добровольно,  по  суду  или арбитражному суду.  Законом также предусмотрена возможность возмещения  ущерба  в натуре. Возмещение ущерба флоре и фауне проводится по таксам, величина которых, как правило, существенно превышает фактический ущерб, При этом за незаконный отстрел (или уничтожение) животных, занесенных в Красную книгу или находящихся в государственных заповедниках, заказниках  и  зонах  запрета охоты,  данная такса увеличивается соответственно в 10 или 5 раз.  Суммы возмещения ущерба юридическими лицами еще более велики.

За правонарушения нормативных актов по охране ОПС,  признаваемых как преступления,  физические лица могут привлекаться к уголовной ответственности. 

Помимо известных наказаний  как штраф, лишение свободы, запрещение занимать определенные должности и др., новым УК РФ введены ограничение свободы,  т.е.  пребывание под надзором на  срок  до 3 лет в специальных учреждениях,  но без изоляции от внешнего мира;  арест до 6  месяцев;  обязательные работы в свободное от основной работы время на 60...240 ч., но не более 4 часов в сутки.  Размеры штрафов по суду  от  25  до 1000 МРОТ.  Максимальные  сроки лишения свободы - 20 лет и пожизненное заключение.

 

69. Экономический  механизм природопользования в  РФ.

 

Основными элементами современного экономического механизма природопользования в РФ являются плата за загрязнения ОПС и за пользования ПР. Так, с 1993 г. Правительством РФ введен новый механизм  определения  платы  и  ее предельных размеров за загрязнения ОПС, размещение отходов и другие виды (шум, вибрация, электромагнитные,  радиационные  и т.п.) вредных воздействий.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"