Экологическое востание в процессе изучения раздела животные

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение экологического воспитания.
Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
изучить формы организации экологического воспитания в процессе изучения биологии;
рассмотреть систему экологического образования и воспитания (сущность, принципы, цель, задачи, формы и методы);
описать экологическое воспитание на уроках биологии;
представить практику экологического воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ №3
I. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ №5
I.1 Содержание работы по экологическому воспитанию в процессе изучения биологии №5
I.2 Система экологического образования и воспитания (сущность, принципы, цель, задачи, формы и методы) №7
Выводы: №13
II.ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЖИВОТНЫЕ» №14
II. 1. Экологическое воспитание на уроках биологии №14
II.2 Практика экологического воспитания №17
Вывод: №25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ №26

Вложенные файлы: 1 файл

эк-ское восп-ние в процессе из-ния раздела животные КУРС 3 настоящая курсовая.docx

— 65.69 Кб (Скачать файл)

Академик Ягодин Г.А. определяет цель экологического образования и воспитания как "образование человека, гражданина Вселенной, способного безопасно и счастливо жить в будущем мире, непрерывно совершенствуя его, не подрывая основ развития и жизни следующих поколений людей, осуществляющего на практике замену борьбы за различные ресурсы с другими людьми и другими живыми существами партнерством и объединением усилий в поддержании гармонической экосферы, человека, ответственного за другие формы жизни на Земле".[11]

В понятие экологической  культуры входят следующие элементы: экологизация знания о многообразии природы, взаимосвязи и взаимодействии ее компонентов, общества и природы; экология умения - умение правильно вести себя в природе, осуществлять природоохранную деятельность; экология убеждения - убеждение во взаимосвязи, единстве и целостности всех частей природы, природы и общества; формы отношения детей к природе, своему здоровью, любовь к природе, бережное и ответственное отношение к ней, необходимость осознания своего поведения в природе соблюдение правил здорового образа жизни.

В формировании экологической  культуры учащихся можно выделить три уровня: эмоциональный, морально-этический, научный. Эмоциональный уровень -  это воспитание и развитие любви к природе, которое необходимо начинать в раннем возрасте. Морально-этический уровень - воспитание у учащихся ответственности за состояние среды обитания на локальном, национальном, глобальном уровнях ее существования. Научный уровень - экологическое образование на основе тесного взаимодействия предметов естественного, социально-гуманитарного, профессионально-технического циклов. Под экологической культурой понимают систему знаний умений, ценностных ориентиров в области науки, искусства, верований, законов, обычаев и традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды.[2]

Таким образом, экологическая  культура представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных  компонентов:

  • экологических знаний: естественнонаучных, гуманитарных, технических, нормативных, практических и др.;
  • экологического мышления, включающего установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей, выяснение причин, сущностей и путей решения проблем, принятия решений в ситуации нравственного выбора и прогноза;
  • культуры чувств: "эмоционального резонанса", сочувствия, сопереживания, чувства гражданственности, патриотизма и др.;
  • культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося реализацией экологических знаний, мышления и культуры чувств в деятельности личности, осознавшей свое космопланетарное предназначение.
 

 

 

 

 

Выводы:

 

Экологическое образование и воспитание - это специальный, целенаправленный, организованный, систематический последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, нравственных качеств, o6eспечивающих становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности экологическое воспитание - это сотрудничество воспитатель с воспитанником, направленное на подготовку воспитании 
как духовно богатого, рачительного хозяина личных и общезначимых природных богатств.

Экологическое  мышление,  представление   об  окружающей  среде  и  месте  в  ней  человека,  должны  присутствовать  во  всех  проявлениях  его  активности.  Весьма  эффективным  средством  реализации  этого  принципа  и  является  экологизация  образования.  Оно состоит в том,  что практически все представляемые  дисциплины  школьного курса должны                                                                                                                                                                                    содержать экологический материал. 

Под экологической культурой  понимают систему знаний умений, ценностных ориентиров в области науки, искусства, верований, законов, обычаев и традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды. В формировании экологической культуры учащихся можно выделить три уровня: эмоциональный, морально-этический, научный. Эмоциональный уровень -  это воспитание и развитие любви к природе, которое необходимо начинать в раннем возрасте. Морально-этический уровень - воспитание у учащихся ответственности за состояние среды обитания на локальном, национальном, глобальном уровнях ее существования. Научный уровень - экологическое образование на основе тесного взаимодействия предметов естественного, социально-гуманитарного, профессионально-технического циклов.

II.ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЖИВОТНЫЕ»

II. 1. Экологическое воспитание на уроках биологии

 

Концепция  экологического  воспитания  и  образования  должна  опираться   на  научный  анализ  реальности  и  некоторые  общие  положения  философского   характера.  Сегодня они формируются как результат обширных  исследований  специалистов  самого  разного  профиля. Нарушение   равновесия  биосферы  вследствие   стихийной  деятельности  человека  и  превращение  его  в  основную  природопреобразующую  силу  планеты неизбежно приведет  к  общепланетарному  экологическому   кризису.  Его  преодоление  будет означать  переход к состоянию коэволюции  природы и общества,  смысл и содержания  которого  еще  придется  познать.[12]

Производственная   деятельность  людей  должна  постепенно  менять  основу. Предстоит  новая  модернизация,  которую  естественно  предстоит  назвать  экологической,  поскольку  она  будет  ориентироваться   на  создание  производств,  не  разрушающих  равновесного  состояния  биосферы, т.е. вписывающихся   в  ее  биогеохимические  циклы.

Преодоление   экологического  кризиса  только  техническими  средствами  невозможно. Тем  более  невозможно  поддержать  состояния  равновесия,  если  общество  не  будет  преобразовывать   самое  себя,  свою  нравственность,  менталитет,  а будет опираться только  на  технические решения. Человечество  ожидает длительный  и весьма  трудный процесс совместного преобразования  природы и общества,  причем  решающее  значение  в  его  деятельности  будет  иметь  формирования  цивилизации,  отвечающей  новым  потребностям  человека,  согласованным  с  новыми  реалиями   окружающей  природы. Новая  цивилизация,  для  того  чтобы  она  оказалась  способной   обеспечить  дальнейшее  существование  на  Земле  человечества,  как  развивающегося  вида, должна  опираться  не  только  на  новую  технологическую   основу  производственной  деятельности  людей,  но  и  на  глубокое  понимание  места  человека  в  окружающем  мире, без  чего  невозможно  формирование  новой  нравственности,  т.е.  нового  общественно  необходимого  поведения   людей.  Широкая образованность населения планеты необходима  и для становления новой морали,  т.е.  духовного мира  людей.

Следовательно,  наряду  с новой модернизацией человечеству   предстоит создать новую культуру  во  взаимоотношениях,  как между людьми, так и с природой,  субъектом  которого  является  человек.  В ее  основе  должна  лежать  всеобъемлющее воспитание  и образования,   которое естественно следует   назвать экологическим.

Экологическое  воспитание  должно  представлять  собой  целостную  систему,  охватывающую  всю  жизнь  человека. Она  должна  иметь,  целью  формирование  у  человека  мировоззрения,  основанного  на  представлении  о  своем  единстве  с  природой  и о  направленности  культуры  и  всей  практической  деятельности  не  на  эксплуатацию  природы  и  даже  не на  сохранения  ее  в первозданном  виде,  а на  ее  развитие,  способное содействовать развитию  общества.[9]

Для  того,  чтобы реализовать этот  принцип,  экологическое воспитание  должно  начинаться  с самого  раннего детства.  Еще  в семье и в дошкольные  годы  ребенок  должен  получить  некоторые  начальные    сведения  об  окружающем  мире,  природе,  о  необходимости  и  целесообразности  бережного  отношения  к  растениям,  животным,  о  сохранении  чистоты  воды,  воздуха,  земли.  Эти  знания  должны  быть  развиты  и  закреплены  в  начальных  классах  средней  школы.  Одновременно  должна  быть  создана  атмосфера  благожелательности  по  отношению  к  природе,  чтобы  у  ребенка  сформировалось  миропредставление, включающее  его окружающий  мир не  как хозяина,  а как участника естественного   процесса  его развития. Существуют  два  разных  термина - «экологическое  воспитание» и  «экологическое  образование». Первое  невозможно  без  второго, и  поэтому  образование  должно  развиваться  в  контексте  второго,  тем  более,  что знания  сами  по  себе  еще  не  определяют  направленность  деятельности  человека.

Сегодня  много  говорят  об  экологизации  образования.  Это очень важный  элемент экологического   воспитания.  Экологическое мышление,  представление   об  окружающей  среде и месте в ней человека,  должны  присутствовать  во  всех  проявлениях его активности.  Весьма  эффективным средством реализации  этого принципа  и является  экологизация  образования.  Оно состоит в том,  что практически все представляемые  дисциплины  школьного курса должны                                                                                                                                                                                    2 содержать экологический материал.  Не  только  биология,  химия,  география,  но  и математика,  литература.  Все   они могут стать средством получения   экологических   представлений и экологических   знаний.

Ведь,  что  такое  экология - это раздел  биологии,  изучающий взаимоотношения животных  и растений  с окружающей  средой.   Экологи выделяют  три группы  факторов,  определяющих  особенности жизни живых существ: биотические (растения, животные, микроорганизмы, которые  так или иначе оказывают влияние на  существование организма),  абиотические (климат, почва, химический  состав  воды, воздуха и  прочие)  и  антропогенные  (воздействие  человека  на природу). Таким  образом,  среды  обитания   любого  живого  существа  составляет  все  то,  что его окружает  и прямо или косвенно  влияет  на  его состояние,  развитие,  возможность выживания и размножения. [5]

Утверждение  о  необходимости   экологического  образования  стало  уже  всеобщим.  И  это  начинает  понимать  широкий  круг  людей,  даже  весьма  далеких  от  проблем  экологии.  По-видимому, уже начало  осознаваться  необходимость неосферной  ориентации  не  только  образования, но и  всей  современной  цивилизации.   

II.2 Практика экологического воспитания

 

Живая  природа  издавна  признавалось в педагогике  одним из  важнейших факторов  образования и воспитания   школьников.  Общаясь с ней,  изучая  ее  объекты и явления,  дети  постепенно  постигают мир,  в котором живут: открывают удивительное  многообразие  растительного и животного мира,  осознают  роль  природы в жизни человека, ценность  ее  познания,  испытывают  нравственно-эстетические   чувства  и  переживания,  побуждающие  их  заботиться  о  сохранности  и  приумножении природных  богатств. Содержание  природоведения  обеспечивает  естественнонаучную  основу  понимания  школьниками  необходимости  охраны  природы,  поскольку  в  этом  курсе  уделяется  особое  внимание  формированию  конкретных  знаний  о  живой  природе. В   программе  природоведения  выделяются  такие  вопросы  охраны  и  укрепления  здоровья  человека, необходимым  условием  сохранения  и  улучшения  природного  окружения.

Воспитание  трудолюбия  школьников,  ответственного  отношения  к  использованию  и  приумножению  природных  богатств  может  выразиться  в следующих делах учащихся:  соблюдение  культуры  поведения в природе; изучение  и оценка  состояния природного  окружения;  некоторых элементах планирования  по  благоустройству ближайшего   природного  окружения (например, озеленение); выполнение  посильных трудовых  операций  по  уходу за  растениями, их защите. [15]

Ведущие  идеи  содержания  экологического  образования  создают  основу  для  группировки  и  раскрытия  как  общих, так  и  некоторых  частных  понятий  о  взаимодействии  человека  и  природы.  Конечно, можно  верить, а  можно  и  не  верить  в спасательный  свет  экологического  образования.  Но действовать  необходимо  в  любом  случае. Надежда,  как  говорят, умирает  последней. К  числу  самых  волнующих, несомненно  относятся проблемы  связанные с загрязнением  окружающей  среды.  Загрязняется  все: воздух, вода, почва.  И это в свою  очередь,  не может не  сказаться  губительно  на  растениях, животных, на  здоровье  человека.  Изучая  учебный материал  природоведения, биологии выясняется,  что главными  отравителями  атмосферы является  промышленное  и сельскохозяйственное  производство,  выхлопные газы автотранспорта.  К этому следует добавить  выбросы, сделанные железнодорожным,  авиационным, морским и речным  транспортом,  сельскохозяйственной  и военной техникой, а также большое количество  вредных веществ,  поступающих в атмосферу при сжигании  топлива, мусора, при пожарах.

Рассматриваем  на  уроке,  конкретный  пример  о  загрязнении  воздуха  на  примере  нашей  школы.  Она  отапливается  жидким  топливом (мазут). За  отопительный  сезон  сгорает  более  100 т  угля, из  них примерно  70т,  в буквальном  смысле  слова вылетает  в  трубу  в  виде  угольной  пыли, сажи, и т.д. Детям  предоставляется  возможность  представить,  сколько  килограммов  угольной  пыли  и  сажи  ложится  на  земле  около  школы.[1]

На  уроках  так  же  рассматривались  воздушные  экологические  проблемы  нашей  республики. Территория,  на  которой  проживаем  мы  с  вами, географически  расположена  в  так  называемой  яме, куда   естественным  путем  направлены  стоки  близлежащих  территорий.  Анализ  хозяйственной  деятельности  показал,  что основные  истоки  химического  загрязнения  находится  вне  республики.  Регионы,  которые  окружают  Калмыкию,  имеют  развитую  топливно-энергетическую и химическую  промышленность,  напрямую влияют  на  природу  и  здоровье  республики.  Так  состав  пыли  и  атмосферного  воздуха на  территории  республики  показал  присутствие  в  ней  практически  всех  элементов,  входящих  в  состав  выбросов  крупнейшего  Астраханского  газоконденсатного  завода.

Информация о работе Экологическое востание в процессе изучения раздела животные