Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:47, курсовая работа
Цель работы – изучение экологического воспитания.
Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
изучить формы организации экологического воспитания в процессе изучения биологии;
рассмотреть систему экологического образования и воспитания (сущность, принципы, цель, задачи, формы и методы);
описать экологическое воспитание на уроках биологии;
представить практику экологического воспитания.
ВВЕДЕНИЕ №3
I. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ №5
I.1 Содержание работы по экологическому воспитанию в процессе изучения биологии №5
I.2 Система экологического образования и воспитания (сущность, принципы, цель, задачи, формы и методы) №7
Выводы: №13
II.ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЖИВОТНЫЕ» №14
II. 1. Экологическое воспитание на уроках биологии №14
II.2 Практика экологического воспитания №17
Вывод: №25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ №26
Нерешенность экологических проблем выливается в угрозу генофонду калмыцкого народу, в республики снизился уровень продолжительности жизни, исчезают уникальные травы, нарушается климат, пески пожирают пастбища. Образовывается первая пустыня в Европе. Все это не может оставить уже сейчас детей равнодушными к будущему свой республики и какой воздух их будет окружать через несколько лет. На доступных, наглядных примерах учатся дети понимать, что можно, а чего нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий.
Далее, при рассмотрении раздела «Вода» особо обращалось внимание на то, что их основными источниками загрязнения являются промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, химические удобрения (при неправильном внесении их в почву) и нефтепродукты. Обсуждая с учащимися влияние загрязнения среды обитания на жизнедеятельность водной фауны и флоры, ребята самостоятельно подводят беседы к тому, что для сохранения этих водных растений и животных нужно защитить водоемы от загрязнения.
На уроках ребята знакомятся с системой мероприятий, осуществляемых в нашей стране для предотвращения загрязнения водоемов, рассказывается о строительстве и введении в эксплуатацию комплексов для очистки сточных вод промышленных и сельскохозяйственных производств, о разработке нормативов внесения удобрений на поля и др.
С целью выработки у детей осознанного отношения к природной среде, понимания необходимости учитывать законы природы в практической деятельности рассматривалась характеристика болот, которая раскрывала их роль в природе, и сводилась к тому, что в заболоченных местах необходимо проводить мелиоративные работы по осушению заболоченных земель, повышению их плодородия. При этом обращалось внимание учащихся на обязательное условие мелиорации - научную обоснованность всех осуществляемых работ. [14]
Нарушение этого условия проведения мероприятия без учета экологических закономерностей может повлечь за собой отрицательные последствия (обмеление рек, возникновения водного дефицита и др.). Используя на уроках « национальный компонент» обсуждалась проблема Каспийского моря. Что случилось с Каспийским морем за последние десять лет, чем вызван такой большой скачек в поднятии уровня моря. Ведь не так давно в этом море, была проблема плохого нереста рыб из-за того, что уровень моря понижался, что затрудняло выход рыб к местам метания икры. Проблема сегодняшнего дня привила к снижению численности водоплавающих птиц: уток, лебедей. Вода затопляет места, где они устраивают свои кладки яиц, для выведения потомства. В связи с сегодняшней «болезнью» Каспийского моря страдают не только птицы, но и люди. Ведь объектом затопления стал г. Лагань. После этой проблемы, ученики могут теперь сами рассуждать о положительной и отрицательной роли воды в природе. При изучении вопроса о роли воды в природе и жизни человека важно не только раскрыть ее практическое значение, но и убедить школьников в том, что вода - это важнейшая составная часть природной среды для человека.[2]
Дальнейшее развитие экологических знаний происходит при изучении темы «Растительные сообщества», в которой раскрывается, что загрязнения почв происходит, прежде всего, из-за массированного применения в сельском хозяйстве ядохимикатов (пестицидов). Но если бы только пестициды загрязняли почву. Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в землю - кормилицу свинца, ртути, меди, марганца и др. веществ. Поскольку речь идет о почве, нельзя не сказать, что загрязнение, конечно, не единственная беда, которая ей угрожает. Хорошо известно, каким опасным недругом почв является фактор эрозии почв. Степень развития водной эрозии почв на нашей территории республики, определяется природными факторами. К их числу относятся климат, растительный покров, животный мир, хозяйственная деятельность человека. На уроках учащиеся знакомятся с определенными условиями возникновения эрозий, на примере нашей республики. Ведь эрозия проявляется в различных районах земного шара по-разному. А в нашей стране она наиболее интенсивно проявляется в зоне степей. Что, как раз и затрагивает нашу местность.
Большую роль в развитии эрозии почв в степной зоне играет то обстоятельство, что значительное количество жидких осадков здесь на почву поступает весной и ранним летом при отсутствии развитого растительного покрова. Обнаженная почва сильно разрушается дождем всего потому, что подвергается воздействию дождевых капель, разбивающих почвенные комочки, тогда как на участках, покрытых растениями, удары дождевых капель глушатся растительным покровом. Кроме того, интенсивность эрозии в это время еще велика и потому, что почва под слаборазвитой растительностью не скреплена корневыми системами. Уничтожение естественной растительности стадами овец и в результате пастьбы приводит к катастрофически быстрому разрушению и сносу почвы. В ряде случаев и животные существенно влияют на противоэрозийную стойкость почв. В одних условиях они усиливают эрозию, в других - существенно уменьшают ее. Например, в районах наших сухих степей резкое увеличение стада сайгаков после введения закона об их охране привело к сильному стравливанию естественной растительности, что резко усилило развитие оврагов на такой территории.[10]
Деятельность землероев-сусликов, сурков, разрыхляющих почву и создающих норы и бугорки из выбросов, уменьшает эрозию. Дождевые черви, разрыхляя почву, увеличивают фильтрационную способность почв и также способствуют уменьшению эрозии.
Специфические экологические проблемы складываются в каждой природной зоне нашей страны. На уроках, детям дается материал нашей степной зоны- судьба ее трагична! Здесь почти не осталось степей они распахиваются! На волоске висит жизнь целого ряда видов степных растений и животных, ютящихся на уцелевших пяточках целины. Необъяснимое стремление распахать и эти пяточки, неумеренный выпас на них скота, следствием чего является прогрессирующее опустынивание,- вот только некоторые проблемы этой природной зоны, которые постоянно затрагиваются нами в ходе уроков.
В последние годы,
когда человек всерьез озабочен
собственным экологическим будущем,
на второй план зачастую
отходит беспокойство о наших соседях
по планете - разнообразных видах
растений и животных. А они испытывают
двойной гнет. Здесь, дается
возможность учащимся самим
предположить о возможном гнете
со стороны человека и не только.
В классе обсуждаются все
предложенные варианты учащимися
и отбираются самые основные
и главные. Таким образом,
эстетическое воспитание проводится
в единстве с экологическим
и нравственным воспитанием
учащихся, формированием у них
заботливого бережного отношения
к природе, нетерпимости к
неразумному истреблению растений.
С этой целью разъясняется
ребятам, как отражается на
многообразии цветковых растений
бездумное поведение человека
в природе, загрязнение окружающей
среды, нарушение мест обитания
растений, изменения экологических
знаний мелиоративных работ
по осушению и орошению земель,
вырубок лесов, освоения степей
и др. Особое внимание учащихся
обращается на вред массовых
сборов цветущих растений на
букеты,
В ходе беседы мною предлагается учащимся перечислить основные причины значительного сокращения численности некоторых видов растений и затем с помощью фотографий, цветных иллюстраций дети знакомятся с редкими видами растений местной флоры, такие как тюльпан и многие др. Особо рассматривается вопрос о Красной книги России и основной документ нашей республики «Закон Степного Уложения», где разъясняется их значение в деле сохранения исчезающих и редких видов растений и о принятии мер по охране окружающей среды. Затем обсуждаются вопросы об участии самих школьников в охране растений, путем проведения разъяснительной работы среди населения об ограничении сбора пищевых и лекарственных растений, запрещении сбора дикорастущих растений. Изучаемый материал позволяет убедительно раскрыть экологические и экономические последствия влияния непродуманной деятельности человека на природу, обосновать необходимость применения экологических знаний при проведении всех агротехнических мероприятий.
Программа раздела «Животные» нацеливает учителя на формирование у учащихся знаний о многообразии видов животных, их месте обитания и роли в природе, значении в жизни человека; о среде обитания, особенностях строения, процессов жизнедеятельности и поведении животных в связи с приспособленностью к среде обитания; о взаимосвязях животных с факторами живой и неживой природы; о правовых основах охраны животного мира и окружающей среды.
Для успешного усвоения экологических понятий важно постоянно уделять внимание их развитию и включать в общую систему зоологических знаний. Так уже на первом уроке по изучению животных учащиеся знакомятся с их многообразием и широким распространением; обсуждается вопрос о месте и роли животных в природе. Разбираются примеры положительного и отрицательного воздействия животных на растения. Школьники, вспоминают, что насекомые опыляют растения, животные распространяют семена и плоды, рыхлят почву, питаются растениями, вытаптывают их и т.д.[4]
Приводится конкретные приметы последствий отрицательного воздействия человека на среду обитания животных. Важно разъяснить учащимся, что воздействия человека на природу чрезвычайно многообразно. Например, в последнее время все большее значение приобретает « фактор беспокойства», одна из форм устранения которого-соблюдения правил индивидуального поведения в природе. Обсуждение сведений о влиянии деятельности человека позволяет убедить школьников в необходимости охраны природы. Экологические знания этой темы конкретизируются и углубляются на последних уроках. Так как в процессе изучения необходимо постоянно обогащать знания учащихся о взаимосвязи и взаимовлиянии животных и окружающей среды обитания. Постоянное внимание формированию экологических понятий позволяет преодолеть эпизодический, декларативный характер, который часто носит в школах природоохранительную работу. Усвоение этих понятий служит основой для воспитания у школьников любви к природе, понимания значения сохранения существующих взаимосвязей, участия в охране природы.[10]
Мы коснулись лишь некоторых экологических проблем, не претендуя на систематичность и полноту изложения и оставив в стороне очень многие вопросы (например, радиактивное загрязнение среды, невосполнимые потери генофонда живой природы и др.). И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического образования школьников не надуманна и что решение ее должна стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практикой.
Таким образом, на сегодняшней день в России уже существуют, пусть в очень ограниченном количестве, основные звенья экологического воспитания и образования.
Новыми видами деятельности при этом имеющем общественную значимость, является проведения силами школьного учреждения (взрослых вместе с детьми) некоторых акций, направленных на защиту окружающей среды. Проведение подобного рода мероприятий: позволяют затронуть чувства и сознания людей, втянуть в практическую деятельность педагогический коллектив школьного учреждения, детей и их родителей, население близлежащей территории.
Существуют два разных термина - «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте второго, тем более, что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека.
Для успешного усвоения экологических понятий важно постоянно уделять внимание их развитию и включать в общую систему зоологических знаний.
Программа раздела «Животные» нацеливает учителя на формирование у учащихся знаний о многообразии видов животных, их месте обитания и роли в природе, значении в жизни человека; о среде обитания, особенностях строения, процессов жизнедеятельности и поведении животных в связи с приспособленностью к среде обитания; о взаимосвязях животных с факторами живой и неживой природы; о правовых основах охраны животного мира и окружающей среды.
Постоянное внимание формированию экологических понятий позволяет преодолеть эпизодический, декларативный характер, который часто носит в школах природоохранительную работу. Усвоение этих понятий служит основой для воспитания у школьников любви к природе, понимания значения сохранения существующих взаимосвязей, участия в охране природы.
Системность, систематичность, связь теории с практикой предполагают обобщение знаний о научных основах рационального природопользования, органическую связь экологических знаний с практикой, с овладением способами их применения в каждом конкретном случае.
Непрерывность подразумевает осуществление экологического воспитания, начиная с дошкольного возраста и в течение всей жизни.
Наиболее эффективными формами и методами экологического образования и воспитания является учебный процесс на межпредметной основе, исследовательская работа в малых академиях и пр.; общественная деятельность, пропаганда экологических знаний среди населения.
Информация о работе Экологическое востание в процессе изучения раздела животные