Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острота задач охраны природы, рационального использования ее ресурсов и указано на необходимость решительных мер воспитательного характера. Особое внимание уделяется вопросам кардинального улучшения экологического образования, повышения экологической культуры и знаний в этой области у российских граждан и особенно у молодежи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы экологического образования детей….
1.1 Состояние проблемы экологического образования детей в теории и практике …………………………….
1.2 Содержание экологических представлений, отношений и навыков поведения детей старшего дошкольного возраста в природе ……………..
1.3.Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста ………………………………
Выводы по 1 главе ……………………………………………………….......
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры …
2.1. Диагностика уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе на этапе констатирующего эксперимента ………………………….
2.2. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через игру ……………………
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе на этапе контрольного эксперимента……………………………….…………………………………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..……
Заключение……………………………...………………………….……...…….
Список литературы ……………………………………………………..……..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Ушмодина.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

Например, игра-загадка  «Лес» (Приложение 3), главный герой которой Старичок-Лесовичок. Цель данной игры обогащение сознания детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес», готовит его к элементарному осмыслению таких основных понятий как «Растения», «Животные», «Птицы». 

Игра «Отгадай загадку  и объясни отгадку» требует большого понимания смысла загадки, умения сделать сопоставления, привести доказательства. Нужно создать интересную «прелюдию к игре» - зачин игры.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное  расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры- драматизации. Реализация достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок.

Игра – имитация отдельных  действий человека, животных и птиц (дети проснувшись – потянулись, воробушки машут крылышками), имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под  музыку («Весёлый дождик», «Листочки  летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»). Игра-импровизация по текстам сказок, рассказов, стихов (З. Александрова «Ёлочка», К. Ушинский «Петушок с семьей», Н. Павлова «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»). Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»). Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, Петух и Лиса»). Серия дидактических игр для приобщения старших дошкольников к посильной экологически-ориентированной деятельности отличается динамичностью (некоторые игры содержат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранной деятельности: вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на труд, активизировать их в процессе выполнения поручений. Это такие игры, как: «Поиск добрых дел», «Поможем Незнайке полить цветы», «Скорая помощь», «Айболит рассказывает о пользе комнатных растений» (Приложение 4).

В целях формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста разработана  система музыкальных игр, отражающих связь живого и неживого. Нужно  подобрать музыку и придумать пластический этюд: семечка (живая) упала на землю, её полил дождь, согрело солнышко (неживая природа), она стала прорастать и превратилась в настоящее дерево. Или предложить детям с помощью движений (под музыкальное сопровождение) показать признаки живой природы, о которых говорили ранее: как растёт комнатное растение (было маленьким, прошло время – стало большим) – постепенно поднимаемся и вытягиваем руки вверх; как у мамы-растения появились детки (один ребенок изображает «маму», другие – деток, которые сначала стоят возле неё, а затем по очереди отходят).

Кроме перечисленных  выше форм работы проводились и другие виды деятельности: труд, наблюдение, беседа, рассматривание и т.д., но и в них  были внесены элементы игры. Таким  образом, в процессе формирующего этапа экспериментальной работы был использован целый комплекс методов и приёмов воспитательно-образовательной работы, основным звеном, которого являлась игра, как ведущая деятельность дошкольника. Необходимо отметить важность взаимосвязи используемых методов и приёмов, их интеграцию в самостоятельную деятельность.

К концу дошкольного  детства у детей накапливается  достаточно большой опыт игры. Играя  самостоятельно, они могут обучать  друг друга незнакомым играм, вводить  новые правила, условия в известную игру. Для обучения новой игре воспитатель не всегда должен привлекать всю группу детей. При этом педагог следит, чтобы владеющие игрой дети смогли доходчиво объяснить игру остальным ребятам. Взаимообучение играет важную роль в формировании активности детей, развитии их интеллектуальной сферы.

При реализации системы  игр мы соблюдали следующие правила:

  • не заставляли детей играть, а создавали условия для возникновения интереса к игре. В этом плане, например, помогают игры, включающие секреты;
  • не сдерживали двигательную активность детей;
  • хвалили ребенка за успех;
  • не давали отрицательных оценок его действий.

В формирующем эксперименте проведенная целенаправленная работа по экологическому образованию детей включала в себя не только работу с детьми, но и активное взаимодействие с родителями. В рамках работы с родителями была оформлена папка-передвижка, содержащая рекомендации для родителей по организации игровой деятельности экологического характера; проведены индивидуальные консультации; был проведен День открытых дверей; организованы совместные игры-путешествия.

По окончании формирующего этапа работы можно было заметить, как дети всё чаще стали разворачивать  сюжеты игр с экологическим содержанием, без напоминаний ухаживать за растениями и "зимним огородом", читать книги и рассматривать иллюстрации. Всё это свидетельствует об эффективности проведённой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Результаты  опытно-экспериментальной работы  по формированию у детей старшего  дошкольного возраста экологических  представлений, отношений и навыков поведения в природе на этапе контрольного эксперимента

 

После проведения формирующего эксперимента нами было проведено контрольное  исследование с целью определения  эффективности проделанной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе. Диагностика уровня сформированности экологических представлений, отношения и поведения проводилась по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента. Вопросы были изменены, но остались аналогичными тем, что использовались на этапе констатирующего эксперимента. Завершение диагностических процедур контрольного этапа и анализ полученных результатов позволил представить их в таблице № 2.

Таблица 2

Результаты  диагностики уровня сформированности экологических представлений, поведения, отношения на этапе контрольного эксперимента

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Экологические представления

Поведение в природе

Отношение к природе

Средний показатель

1

 Карина А.

В

В

В

В

2

Саша А.

В

В

В

В

3

Игорь В.

С

С

С

С

4

Данила Г.

С

С

С

С

5

Наташа Л.

В

В

В

В

6

Юля М.

С

С

С

С

7

Рома П.

С

В

С

С

8

СашаП.

В

В

В

В

9

Тимур Н.

С

С

С

С

10

Оксана Ю.

В

В

В

В

Высокий уровень %

Средний уровень %

Низкий уровень %

50%

50%

0%

60%

40%

0%

50%

50%

0%

50%

50%

0%


Средний показатель: В – 50%, С – 50%, Н – 0%

Таблица 3

Сравнительный анализ  уровня сформированности экологических  представлений, отношений и навыков  поведения в природе

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Экологические представления 

Поведение в природе

Отношение к природе

Средний показатель

Конс 

Контр

Конс

Контр

Конс

Контр

Конс

Контр

1

 Карина А.

С

В

С

В

В

В

С

В

2

Саша А.

С

В

В

В

С

В

С

В

3

Игорь В.

Н

С

С

С

Н

С

Н

С

4

Данила Г.

Н

С

С

С

Н

С

Н

С

5

Наташа Л.

В

В

С

В

С

В

С

В

6

Юля М.

Н

С

С

С

Н

С

Н

С

7

Рома П.

Н

С

С

В

Н

С

Н

С

8

Саша П.

С

В

С

В

С

В

С

В

9

Тимур Н.

С

С

Н

С

Н

С

Н

С

10

Оксана Ю.

В

В

В

В

В

В

В

В

Высокий уровень %

Средний уровень %

Низкий уровень %

20%

40%

40%

50%

50%

0%

20%

70%

10%

60%

40%

0%

20%

30%

50%

50%

50%

0%

10%

40%

50%

50%

50%

0%


Средний показатель на этапе констатирующего эксперимента: В – 10%, С – 40%, Н – 50%.

Средний показатель на этапе контрольного эксперимента: В – 50%, С – 50%, Н – 0%.

Анализ результатов  диагностики сформированности экологических  знаний дошкольников в контрольном эксперименте показал, что их знания приобрели обобщенный, системный характер. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний у дошкольников, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. Так 50% детей показавших низкий уровень на этапе констатирующего эксперимента, в контрольном эксперименте показали средний уровень. Детей, показавших высокий уровень знаний, стало больше - показатель с 10% на констатирующем этапе, возрос до 50% на контрольном. Средний уровень так же улучшился – с 40%  до 50%.

Данные показывают, что  в результате проведенного нами формирующего педагогического эксперимента оценки результатов выполненных заданий  у дошкольников значительно улучшены. Все дети не только называют животных, но и дают характеристики существенных признаков животных, приспособившихся к обитанию в разных биоценозах; объясняют, что благополучие животных зависит от удовлетворения их потребностей; владеют информацией о способах избегания животными неблагоприятных условий, особенностях их взаимодействия с человеком. Эти дети уверенно отвечали на поставленные вопросы, рассматривали объекты (явления) целостно; обобщали, классифицировали.

На контрольном этапе 60% детей выделяют потребности в  общении с представителями животного  и растительного мира, сопереживают им, проявляют доброту, чуткость, милосердие к природе, бережное отношение к окружающему. Ими усвоены основные нормы и правила взаимоотношения с окружающим миром. Дети проявляли инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.

40% детей частично усвоили  нормы и правила взаимоотношения  с окружающим миром, поведения  в природе, которыми стараются  руководствоваться в своем поведении. 

Кроме того, заметно изменилось отношение детей к природным  объектам. В процессе работы с дошкольниками в их сознании заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.

Информация о работе Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе игры