Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:47, курсовая работа
В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острота задач охраны природы, рационального использования ее ресурсов и указано на необходимость решительных мер воспитательного характера. Особое внимание уделяется вопросам кардинального улучшения экологического образования, повышения экологической культуры и знаний в этой области у российских граждан и особенно у молодежи.
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы экологического образования детей….
1.1 Состояние проблемы экологического образования детей в теории и практике …………………………….
1.2 Содержание экологических представлений, отношений и навыков поведения детей старшего дошкольного возраста в природе ……………..
1.3.Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста ………………………………
Выводы по 1 главе ……………………………………………………….......
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры …
2.1. Диагностика уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе на этапе констатирующего эксперимента ………………………….
2.2. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через игру ……………………
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе на этапе контрольного эксперимента……………………………….…………………………………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..……
Заключение……………………………...………………………….……...…….
Список литературы ……………………………………………………..……..
Особую заботу дети стали проявлять за обитателями уголка природы. Все дети, испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за цветами и рыбками не только во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни.
На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Таким образом, количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы показал значительное улучшение показателей уровня сформированности экологических представлений, отношения и поведения у детей. Сравнительный анализ показал, что на этапе контрольного эксперимента низкий уровень не выявлен ни у кого из детей.
Полученные результаты говорят об эффективности проделанной нами работы по использованию игры в экологическом образовании детей.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
Выявив, в ходе изучения трудов основоположников дошкольного воспитания, а так же педагогов-практиков значение экологической игровой деятельности для развития ребенка как величайшей школы формирования системы социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе, нами была проведена диагностика экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты, полученные
при входной диагностике
Далее на основе полученных диагностических данных нами был предпринят ряд шагов по организации педагогических условий, направленных на оптимизацию сложившейся в нашем ДОУ системы экологического образования: была пополнена развивающая предметная среда, подобраны и систематизированы экологически ориентированные игры и игровые обучающие ситуации, разработан перспективный план экологического образования детей.
Проведение повторной диагностики сформированности экологических знаний и сравнение полученных результатов с первоначальными, позволило судить о положительной динамике экологического обучения детей.
При повторной диагностике
экологических знаний не было зарегистрировано
ни одного ребёнка, не справившегося
с заданиями, тогда как в первый
раз процент таких детей
Таким образом, на основании вышесказанного, мы полагаем, что педагогические условия, обеспечивают эффективность экологического образования, а использование игр соответствует его задачам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с дошкольниками
по их экологическому воспитанию должен
быть использован интегрированный
подход, предполагающий взаимосвязь
исследовательской деятельности
Работа с детьми предполагает
сотрудничество, сотворчество педагога
и ребенка и исключает
Внесение игровых обучающих ситуаций в процесс экологического воспитания детей должен носить не случайный, а специально организованный характер. Только тогда педагог может достигнуть хороших результатов.
Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня экологических знаний, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику детей. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников.
На основании полученных
в ходе констатирующего эксперимента
результатов, а также анализа
и обобщения психолого-
Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент.
У детей заметно улучшились результаты – высокий уровень возрос с 10% до 50%, поднялись показатели среднего уровня с 40% до 50%, а низкого уровня не стало вообще. В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, свое умение устанавливать причинно-следственные связи; улучшилось отношение к природным объектам, возрос интерес к явлениям природно-предметного мира, а так же суждения о нем; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного окружения. Анализ результатов диагностики у детей в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологических знаний значительно повысился.
Это позволило сделать вывод, что целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей будет проходить успешно, если в процессе данного воспитания будут использоваться разнообразные игры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе игры