Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острота задач охраны природы, рационального использования ее ресурсов и указано на необходимость решительных мер воспитательного характера. Особое внимание уделяется вопросам кардинального улучшения экологического образования, повышения экологической культуры и знаний в этой области у российских граждан и особенно у молодежи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы экологического образования детей….
1.1 Состояние проблемы экологического образования детей в теории и практике …………………………….
1.2 Содержание экологических представлений, отношений и навыков поведения детей старшего дошкольного возраста в природе ……………..
1.3.Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста ………………………………
Выводы по 1 главе ……………………………………………………….......
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры …
2.1. Диагностика уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе на этапе констатирующего эксперимента ………………………….
2.2. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через игру ……………………
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе на этапе контрольного эксперимента……………………………….…………………………………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..……
Заключение……………………………...………………………….……...…….
Список литературы ……………………………………………………..……..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Ушмодина.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

Особую заботу дети стали  проявлять за обитателями уголка природы. Все дети, испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за цветами и рыбками не только во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни.

На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять  большой интерес к жизни птиц и насекомых. Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Таким образом, количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы показал значительное улучшение показателей уровня сформированности экологических представлений, отношения и поведения у детей. Сравнительный анализ показал, что на этапе контрольного эксперимента низкий уровень не выявлен ни у кого из детей.

Полученные результаты говорят об эффективности проделанной  нами работы по использованию игры в экологическом образовании  детей.

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

 

Выявив, в ходе изучения трудов основоположников дошкольного  воспитания, а так же педагогов-практиков значение экологической игровой деятельности для развития ребенка как величайшей школы формирования системы социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе, нами была проведена диагностика экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты, полученные при входной диагностике уровней  сформированности экологических знаний показывают, что у детей имеется  определенный объем фактических  знаний о потребностях растений и животных. Дети без подсказки воспитателя выбрали картинку заданного времени года, но затруднились назвать характерные признаки выбранного сезона. Практические навыки и умения ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Многие не смогли назвать характерные признаки неживой природы. Таким образом, только 1 ребенок (10% детей) справились со всеми заданиями, а у 4 (40% детей) оказался средний уровень сформированности знаний. Особо следует отметить, что во время диагностики были выявлены дети, не справившиеся с выполнением заданий, таких оказалось от 20% до 50 %, наибольшим их количество было при выполнении задания на определение характерных особенностей неживой природы.

Далее на основе полученных диагностических данных нами был предпринят ряд шагов по организации педагогических условий, направленных на оптимизацию сложившейся в нашем ДОУ системы экологического образования: была пополнена развивающая предметная среда, подобраны и систематизированы экологически ориентированные игры и игровые обучающие ситуации, разработан перспективный план экологического образования детей.  

Проведение повторной  диагностики сформированности экологических  знаний и сравнение полученных результатов  с первоначальными, позволило судить о положительной динамике экологического обучения детей.

При повторной диагностике  экологических знаний не было зарегистрировано ни одного ребёнка, не справившегося  с заданиями, тогда как в первый раз процент таких детей равнялся 50%; количество детей, со средним уровнем немного увеличилось с 4 (40% от количества детей) до 5 (50% от количества детей). Итак, при подведении итогов исследования выявлены уровни сформированности экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе детей старшего дошкольного возраста посредством игр и игровых обучающих ситуаций: В – 50%, С – 50%, Н – 0%.

Таким образом, на основании  вышесказанного, мы полагаем, что педагогические условия, обеспечивают  эффективность экологического образования, а использование игр соответствует его задачам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На этапе дошкольного  детства складывается начальное  ощущение окружающего мира: ребенок  получает эмоциональное впечатления  о природе, накапливает представления  о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с дошкольниками  по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный  подход, предполагающий взаимосвязь  исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия должны строиться  с учетом наглядно-действенного и  наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и должны быть направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и отношений.

Внесение игровых обучающих  ситуаций в процесс экологического воспитания детей должен носить не случайный, а специально организованный характер. Только тогда педагог может достигнуть хороших результатов.

Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования, проходил в  три этапа: констатирующий, формирующий  и контрольный. В ходе констатирующего  эксперимента мы определили критерии уровня экологических знаний, подобрали  диагностический материал и оборудование и провели диагностику детей. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа  и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была запланирована целенаправленная работа по обогащению экологических знаний дошкольников в процессе использования игр и игровых обучающих ситуаций. Использование игр и игровых обучающих ситуаций предполагалось во всех видах деятельности детей: занятиях, труде в природе, наблюдениях, экскурсиях и т.д.

Для определения эффективности  проделанной работы в ходе формирующего эксперимента нами был проведен контрольный  эксперимент.

У детей заметно улучшились результаты – высокий уровень возрос с 10% до 50%, поднялись показатели среднего уровня с 40% до 50%, а низкого уровня не стало вообще. В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, свое умение устанавливать причинно-следственные связи; улучшилось отношение к природным объектам, возрос интерес к явлениям природно-предметного мира, а так же суждения о нем; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного окружения. Анализ результатов диагностики у детей в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологических знаний значительно повысился.

Это позволило сделать  вывод, что целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей будет проходить успешно, если в процессе данного воспитания будут использоваться разнообразные игры.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии.  – №1. – 2002. – С. 3-16.
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под ред. Л. В. Беловинского. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 576 с.
  3. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996, С. 140.
  4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
  5. Запорожец А. В. и современная наука о детях. - М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, Московский департамент образования, Филиал МИПКРО (Центр инноваций в педагогике), 1995.
  6. Запорожец, А. В. Психология действия. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. - 736 с.
  7. Зверев, И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. - М.: Перемена, 1996.
  8. Зебзеева, В. А. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» / В. А. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - №7. – 2006. – С. 75 – 78.
  9. Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  10. Зебзеева, В. А. Экологическая депривация и пути ее устранения:  / В. А. Зебзеева // Начальная школа Плюс До и После. - № 6. - 2007. - C.6-10.
  11. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии / Зебзеева В. А. // Детский сад от А.до Я. - № 6. -  2008. - С. 6-22.
  12. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с.
  13. Кон, И. С. Ребенок и общество, М., 1988, С.12.
  14. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. –  1989. - №5. – С.11.
  15. Кудрявцев В. Т., Алиева Т. А. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. - №4. – 1997. – С. 64–68.
  16. Куликовская, И. Э. Категориальное видение картины мира ребенком // Ребенок в мире культуры / Под ред. Р. М. Чумичевой, Ставрополь, 1998.
  17. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей, М.: 1997.
  18. Марфенин, Н. Н. Устойчивое развитие человечества: учебник. М.: Изд-во МГУ, 2006. – 624с.
  19. Мид, М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
  20. Моисеев, Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. –№3. - 1996. – С. 10-12.
  21. Николаева, С. Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993. – 64 с.
  22. Николаева, С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М.: Новая школа, 1993. – 16с.
  23. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  24. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Светлана Николаевна Николаева. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  25. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  26. Новоселова, С. О новой классификации детских игр / Новоселова С. // Дошкольное воспитание. – 1997. - №3. – С. 84-87.
  27. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999.
  28. Рыжова, Н. А. Материалы курса «Экологическое образование в детском саду»: лекции 1 – 4. – М.: <span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Ch

Информация о работе Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе игры