Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:05, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение механизма управления государства и организации деятельности в сфере экологии и природопользования в РФ.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть цели и задачи управления экологией и природопользованием.
2. Исследовать структуру органов управления экологией и природопользованием на федеральном уровне.
3. Рассмотреть основные полномочия органов управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия.
Управление в сфере экологии и природопользования представляет собой важнейший элемент организационно-правового воздействия на рациональное природопользование и охрану окружающей среды.
Тенденции развития сферы управления природопользованием в России являются результатом действия сложной системы факторов, которую условно можно разделить на три группы.
Одна – связана с влиянием внутрироссийских политических, экономических, социальных, технологических процессов, весьма динамично меняющихся в конце XX – начале XXI веков.
Вторая – определяется взаимодействиями с другими странами, в первую очередь – с наиболее развитыми и влиятельными в мировом сообществе в целом. Сущность и формы этих взаимодействий динамичны, проявляются как сотрудничество, компромиссы, лидерство, подчинение, копирование стереотипов, заимствование опыта, противостояние, противоборство в экономической, политической, иных сферах.
Третья – общие закономерности и тенденции развития человечества, проявляющиеся во всех странах, но в разных формах, в зависимости от этнических, цивилизационных, общественно-формационных, социальных, хозяйственных, иных особенностей. Эта группа факторов определяет общие, объективно обусловленные направления изменений взаимодействий общества и природы, общую динамику развития природопользования и управления им.
Под воздействием названных факторов система управления природопользования в России изменялась по разным направлениям.
Основной целью курсовой работы является изучение механизма управления государства и организации деятельности в сфере экологии и природопользования в РФ.
В соответствии
с данной целью в курсовой
работе были поставлены
1. Раскрыть цели и задачи управления экологией и природопользованием.
2. Исследовать структуру органов управления экологией и природопользованием на федеральном уровне.
3. Рассмотреть основные полномочия органов управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия.
С конца 1980-х годов
нашу страну стало модно изображать
как абсолютного варвара по отношению
к природе. Довольно часто можно услышать мнение:
«...нынешняя Россия оказалась в числе
стран с наихудшей экологической ситуацией».
Подобные выводы, дискредитирующие Россию
в мировом общественном мнении, не базируются
на корректных международных сопоставлениях,
и поэтому не обоснованы, однако, распространение
таких взглядов негативно отражается
на имидже нашей страны, ее инвестиционной
и рекреационной привлекательности.
Отсюда возникает вопрос — какова реальная
роль российской территории в биосфере
и каков ее «вклад» в деградацию природной
среды планеты? Из ответа на этот вопрос
вытекает мера ответственности страны,
ее позиция в международных отношениях.
Степень устойчивости ландшафтов, представленных
на территории России, к антропогенным
воздействиям прежде всего определяется
климатическими факторами: преобладание
низких температур обусловливает невысокую
скорость естественной деструкции загрязнителей
в воздухе, воде и почвах; около половины
российской территории — это слабо устойчивые
к широкому спектру хозяйственных воздействий
горные геосистемы; 20% территории России
относится к сейсмоактивным районам (в
том числе 5% территории подвержено чрезвычайно
опасным 8–10-балльным землетрясениям),
а 18% — лавиноопасные территории. Стихийные
бедствия могут инициировать экологические
катастрофы и усиливать тяжесть их последствий.
Однако значительную часть территории
страны, особенно на Восточно-Европейской
равнине, занимают геосистемы, замкнутые
на внутренние водоемы, что затрудняет
«экспорт» экологических угроз за пределы
страны.
Рис. 1. Планетарно значимые
экологические характеристики России,
%
Экологически значимые
характеристики России отражены на рис.
1. Планетарно-экологическое
По величине выбросов загрязняющих веществ
в атмосферу (рис. 2) — абсолютных и на душу
населения — с большим отрывом лидируют
США. Российские «валовые» показатели
ниже американских: по SО2 — в 6,5 раз, по
NОx — в 8,6, по СО2 — в 8,7 раз. Параметры выбросов
европейских стран ниже российских, но
в расчете на душу населения они сопоставимы.
Важно упомянуть, что Россия расположена
в гораздо более суровых климатических
условиях, чем США и Западная Европа. Это
предопределяет и больший расход энергии
(на отопление, высококалорийное питание,
теплые производственные и жилые помещения
и т. п.), а, следовательно, и выбросов в
атмосферу, и объемов использования водных
ресурсов. Больше энергии требуется и
российскому транспорту, обеспечивающему
связь на огромной территории, отнюдь
не компактной конфигурации. Российские
же показатели воздействий на среду, отнесенные
к единице территории, несопоставимо малы
по сравнению с другими странами.
В РФ в хозяйстве используется лишь 2% имеющихся
ресурсов речного стока (в мире — 8%, США
— 19, Германии — 48, Бельгии — 108%) — рис.
3. Показательно сравнение качества вод
типичных среднегерманской и среднерусской
рек — Оки и Эльбы. Концентрации свинца,
меди, цинка, хрома у Оки на 40% выше геохимического
фона, а у Эльбы — в 3–16 раз выше фона [4,
с. 126].
Рис. 2. Выбросы вредных веществ в атмосферу по отдельным станам
В нашей стране более
экологичная, чем в мире в целом,
структура топливного баланса. В
мировом потреблении топлива
природный газ составляет 22,5%, а
в нашей стране — более 50%.
Поставками энергоресурсов на мировой
рынок Россия оказывает существенную
экологическую помощь зарубежным государствам.
В процессе экспорта нефти и газа, по сути,
«продаются» и российские ландшафты, сильно
нарушаемые и загрязняемые при добыче
этих ресурсов. Известно, что наиболее
токсичные выбросы поступают в атмосферу
при сжигании угля, наименее токсичные
— при сжигании газа, нефтяное топливо
(мазут) занимает промежуточное положение.
Замена в странах Европы (без стран СНГ
и Прибалтики) угля и нефтепродуктов российским
газом (более 120 млрд м3 в год) позволила
им сократить выбросы вредных веществ
в атмосферу более чем на 30 млн т в год,
в том числе твердых частиц — на 15 и соединений
серы — на 10 млн т [8, с. 63].
Поскольку в средних широтах Северного
полушария преобладает западный перенос
воздушных масс, загрязняющие вещества,
выброшенные в атмосферу в Европе при
сжигании получаемых из России энергоносителей,
частично поступают с воздушными потоками
на нашу территорию. К примеру, потоки
антропогенной серы, поступающие на Русскую
равнину из Западной Европы, в 10 раз превосходят
ее потоки из России на запад.
Рис. 3. Использование водных ресурсов по отдельным странам
Основными импортерами «экологического
ресурса» России (природных ресурсов
и продукции экологически опасных
производств) являются (в % от экспорта
РФ1): Германия — 11,5, Украина — 10,9,
Италия — 6,4, Великобритания — 5,7, Беларусь
— 4,4, Китай — 4,3, США — 3,6, Швейцария —
3,4.
Российское сельское хозяйство отличается
относительно невысокой интенсивностью,
что позитивно сказывается на состоянии
ландшафтов и качестве продуктов питания.
Так, внесение минеральных удобрений на
1 га пашни в 1997–1998 гг. в мире составляло
100 кг/га (в Китае — 290, Великобритании —
330, Нидерландах — 550), а в РФ — 16 кг/га (в
1999 г. — уже 15 кг/га, в 2001 г. тенденция сохранилась).
По количеству удобрений и ядохимикатов
на единицу пашни и доперестроечная Россия
уступала другим странам. У нас экологические
проблемы земледелия всегда были связаны
не с количеством применения химикатов,
а с технологией их использования.
На 1 га пашни в мире приходится 21 трактор
(в США — 26, Нидерландах — 198, Японии —
462), в России — 9. Высокий уровень механизации
сельскохозяйственных работ, как известно,
определяет высокую производительность
труда, но также и высокую степень трансформации
почвенного покрова. По масштабам автомобилизации,
определяющей транспортные воздействия
на среду, Россия, конечно, намного опережает
Эфиопию (соответственно, 122 и 1 личный
автомобиль на 1000 жителей), но пока еще
сильно отстает от уровня Германии, Италии,
США (более 500 автомобилей на 1000 жителей).
По причине промышленной и транспортной
«недоразвитости» России даже в европейской
ее части поступление свинца в почву близко
к глобальному и на порядок ниже, чем в
Западной Европе и Северной Америке. Россия
— единственная крупная лесопромышленная
держава, в которой площади под лесами
сегодня не уменьшаются, а растут. В мире
масштабы восстановления лесов и сведения
лесов соотносятся как 1:10, а в РФ это соотношение
составляет 1,36:1.
В то же время на единицу
выпускаемой продукции
Производственная нагрузка
на единицу территории с плотностью
населения свыше 10 человек на 1 км2 в
Западной Европе, Японии, Корее превышает
таковую в России в 30–40 раз. Естественно,
еще больше разница в удельной нагрузке
на всю территорию. Что касается крупных
городов, то насколько можно судить по
разрозненным данным, уровни загрязнения
среды в российских и зарубежных мегаполисах
в целом сопоставимы. Однако нельзя не
заметить, что города не могут существовать
без окружающих их ландшафтов. Состояние
среды в российских городах заметно улучшают
огромные разреженные пространства, полноводные
реки, гораздо менее, чем за рубежом, освоенные
территории, обширные леса.
Россия выделяется на мировом фоне наличием
источников потенциального риска: ядерное
и химическое оружие, предприятия ВПК,
трубопроводы, газохранилища, атомные
и гидроэлектростанции, химические производства,
авиация и т. п. Так, в РФ, по оценкам, сосредоточено
около половины накопленного в мире обогащенного
урана и, соответственно, примерно половина
отходов его обогащения. Россия несет
ответственность за 50% антропогенного
«космического мусора». В нашей стране
находятся очень крупные — в мировом масштабе
— зоны радиоактивного загрязнения. Но
в целом вклад российского хозяйства в
глобальную трансформацию природной среды
не превышает долю страны в территориальных
ресурсах Земли, в населении и в мировом
хозяйстве. Россия унаследовала ресурсоемкую
экономику с перекошенной в сторону тяжелой
индустрии структурой, определяющей высокий
антропогенный пресс на природу. В ряде
районов страны сформировались очень
острые и даже критические экологические
ситуации. За годы перестройки и реформ
худшие черты экологического облика России
лишь обострились. За эти годы снизился
уровень реальных экологических угроз,
но возросли угрозы потенциальные.
Однако, фиксируя остроту отечественных
экологических проблем, важно понимать,
что по широкому кругу параметров Россия
относится к числу экологически благополучных
стран планеты, является крупнейшей экологической
державой. В силу этого важные отрасли
российской специализации на мировом
рынке — производство экологически чистой
продукции, оказание рекреационных и экологических
услуг. Относительно скромная роль России
в деградации биосферы и ее огромный пространственно-экологический
потенциал являются важными геополитическими
факторами, которые можно и нужно использовать
для упрочения международных позиций
России.
Российская Федерация занимает первое в мире место по территории – свыше 17 млн. км2. По численности населения страна занимает 6 место в мире (146 миллионов человек). Средняя плотность населения – 8,5 человек на 1 км2.
Экологическая обстановка в каждом регионе определяется и природно-климатическими условиями, и воздействием промышленности, транспорта и т.д. на окружающую среду.
На данный момент учтена деятельность 20 800 предприятий, имеющих выбросы в атмосферу. Из них увеличили выбросы 8 200 предприятий.
Общее количество образующихся на стационарных объектах загрязняющих атмосферу веществ – в среднем 85,3 миллиона тонн в год. Из них 15,8 миллиона тонн было выброшено в воздух без очистки, а 69,5 миллионов тонн поступило в очистные сооружения, где обезврежено было 66,5 миллионов тонн загрязняющих веществ.
На Сибирский и Уральский федеральные округа приходится 54% общего объема выбросов по России.
В крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург) выбросы в атмосферу от автотранспорта и от промышленных предприятий соизмеримы. А в городах с менее развитой промышленностью автотранспорт загрязняет воздух на 90%.
Воды используется в год на все нужды в среднем 66,9 кубокилометров. А суммарный объем сброса загрязненных сточных вод – 20,3 кубокилометров в год. Один из основных источников загрязнения водных объектов – жилищно-коммунальное хозяйство (в Москве и Омске – больше 90%, в Ульяновске и Санкт-Петербурге – до 80%).
Среднегодовое количество образующихся токсичных отходов в России составляет 132,46 миллиона тонн. Используется и обезвреживается из них около 38,3% (50,67 миллиона тонн).
Больше всего токсичных отходов образовалось в Сибирском федеральном округе (31%).
Одним из самых экологически благополучных регионов является Камчатская область. Но и здесь происходит интенсивное использование природных ресурсов, накапливаются отходы, деградируют земли. В значительной мере это связано с природными условиями, но оказывают негативное воздействие и автотранспорт, рыбная отрасль, войсковые части, горнорудная промышленность.
Сложная экологическая обстановка во многих регионах – не столько результат кризисных явлений в экономике, сколько следствие накопленных за многие десятилетия проблем.
Управление
Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных ресурсов.
Управление природопользованием — это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.
Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов - гражданин, организация (предприниматель) и государство - государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства.
Механизм управления
природопользованием объединяет методы,
функции и организационные
Методы управления — это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе.
Основные из них: