Экология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 19:48, реферат

Краткое описание

В современном обществе всё больше и больше развивается эта тема, появляются всё новые источники загрязнения, а так же способы сохранения (защиты) окружающей среды. В своём реферате я рассмотрю историю развития экологии как науки, источники загрязнения окружающей среды, а так же способы сохранения её.

Содержание

Введение3
Основная часть4
Глава 14
Глава 27
Глава 312
Глава 415
Глава 517
Глава 619
Заключение22
Список литературы24

Вложенные файлы: 1 файл

Кондрашова Елена-реферат.docx

— 56.21 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 3.

Что является предметом, объектом, задачами, целью экологии, какие методы экология использует и какие разделы имеются в экологии?

П р е д м е т о м исследования экологии, по В. И. Коробкину, это взаимодействие, или структура, связей между средой и организмами, их организация и функционирование, а так же биологические макросистемы, их динамика в пространстве и времени.  
Главный о б ъ е к т её изучения  — экосистемы, а именно общие природные комплексы,  созданные живыми организмами и средой их обитания. Помимо этого, в рамки её изучения включают рассмотрение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, то есть взаимодействие особей одного вида (популяционно-видовой   уровень), и биосферы в целом (биосферный уровень).

Основной частью экологии является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды (включая человека как биологическое существо).  
Экология как наука решает такие з а д а ч и как: 
1.Изучение законов и закономерностей взаимодействия организмов со средой их обитания; 
2.Изучение формирования, структуры и функционирования надорганизменных биологических систем (популяция, биоценоз (сообщество), биогеоценоз (экосистема), биом, биосфера); 
3.Изучение законов и закономерностей взаимодействия надорганизменных биологических систем с окружающей средой; 
4. Создание принципов рационального использования природных ресурсов, взяв в основу сформулированные общие закономерности организации жизни. 
Ц е л и экологии: 
1.Изучение  работы экосферы ; 
2. Создание нормированных путей взаимодействия общества и природы, учитывая законы существования природы; 
3.Прогноз последствий воздействия общества на природу с целью предотвращения негативных результатов. 
Экология использует собственные   м е т о д ы, которые в свою очередь тоже можно разделить на несколько групп: 
1.Полевые методы - это методы, которые позволяют изучить влияние некоторых факторов естественной среды на природные биологические системы и зафиксировать общую картину существования и развития системы; 
2.Лабораторные методы - это методы, которые позволяют изучить влияние факторов моделированной в лабораторных условиях среды на естественные или моделированные биологические системы и требующие подтверждения в полевых условиях; 
3.Экспериментальные методы - это методы, которые позволяют изучить влияние групп факторов естественной среды на естественные биологические системы. Они используются в скупе, как с полевыми, так и с лабораторными методами. 
В экологии, в зависимости от типа изучаемой биологической системы, выделяют следующие   р а з д е л ы:

1.Факториальная экология (аутэкология) – она изучает индивидуальные связи конкретного организма (отряда, семейства, видов) с окружающей средой, в основном с абиотическими факторами;

2.Учение о популяциях (популяционная экология, демоэкология, экология населения) – её задачей является изучение структуры и изменения популяций конкретных видов, изучение взаимодействие особей одного вида, которых объединяет общая территория;

3.Учение о сообществах (синэкология, биоценология) – она изучает совокупность, взаимосвязь популяций, сообществ и экосистем разных видов, но обитающих совместно;

4.Учение об экосистемах (биогеоценология) – раздел общей экологии, он изучает биогеоценозы (экосистемы). В Росси и некоторых других европейских странах её иногда считают за самостоятельную науку, не входящую в учение экологии;

5.Учение о биосфере (глобальная  экология).

Во всех этих разделах основным считают изучение выживания живых существ в окружающей среде.

 

 

Глава 4.

Какова экология, когда мы связываем её с понятием естественных наук?

Современная экология — это фундаментальная наука о природе, которая является комплексной и объединяющей знания основ таких классических естественных наук как: биологии, геологии, географии, климатологии, ландшафтоведения и другие. Учитывая основные взгляды этой науки, человек это часть биосферы как участник одного из биологических видов и так же, как и другие организмы, не может существовать без биоты, т. е. без совокупности живущих на Земле биологических видов, которые составляют среду обитания человечества.

Экологические системы, как и все другие живые системы, являются весьма сложными, обозначаются нелинейной динамикой и их положение в математических моделях рассматриваются в таких современных науках, как динамическая теория систем и синергетика. В моделировании экосистем важную роль играют также представления кибернетики (науки об управлении) о теории регулирования, об устойчивости и неустойчивости, об обратных связях.

Сейчас, на данный период времени, термином «экология» не редко обозначают совокупность взаимоотношений природы и общества. Изучая структуру современной экологической науки, приблизительно похожую на структуру естественнонаучных дисциплин в ВУЗах выделяют три основные направления экологии.

Первая ветвь.

Общая экология, или биоэкология, — это изучение взаимосвязей живых систем различных положений (организмов, популяций, экосистем) со средой и между собой. Эту часть экологии в свою очередь подразделяют на следующие разделы:

• аутэкологию, т. е. изучение закономерности взаимоотношений организмов отдельного вида со средой обитания;

• демэкологию или экологию популяций;

• синэкологию, т. е. экологию сообществ;

• экосистемную и биосферную экологию.

Вторая ветвь.

Геоэкология — это наука, изучающая геосферы, их динамику и взаимосвязь, геофизических условий жизни, факторов (т. е. ресурсов и условий) неживой природы, действующей на организмы.

Третья ветвь.

Прикладная экология — это аспекты инженерной, социальной, экономической охраны среды обитания человека, проблем взаимодействий природы и общества, экологических принципов охраны природы.

 

 

Глава 5.

Немного об экологическом кризисе.

Экологический кризис, который существует сейчас на нашей планете, это результат как роста населения, так и кризиса сознания. Так, если в XVIII—XIX вв. и ранее в сознании человечества преобладало понятие долга, нравственного, семейного, государственного, религиозного, то в XIX—XX вв. большое распространение получили идеалы потребления, комфортабельной, приятной жизни. Счастья, как такового, человечество так и не достигло на своём пути, однако потеряло возможность жить в согласии с природой и с самим собой. В итоге, к концу XX века, термин «экология» зашёл за приделы университетских аудиторий и перерос в политический лозунг и в обозначение определенного типа мировоззрения.

Для мастера, занимающегося экологией, неприятен термин «окружающая среда», потому что предметом экологии является непосредственно природа, а также взаимодействия и взаимоотношения организмов в ней, но ни в коем случае не среда, окружающая и обслуживающая человека. В отличие от большей части XX века, протекавшего в эйфории, теперь человек понял, что он часть природы, а не ее создатель и командир; сама возможность жизни человека на планете обеспечивается сложившейся в биосфере за тысячелетия скоординированной жизнедеятельностью всех биологических видов. Такое мировоззрение может быть названо биоцентрическим, в отличие от антропоцентрического, в котором в центре природы и мироздания стоит конкретно человек, и от социоцентрического, в котором центром и целью жизни самого человека является тоталитарная социальная или производственная система.

В работах известного гуманиста, немецко-французского мыслителя XX века, теолога и миссионера А. Швейцера (1875—1965) — биоцентрическая точка зрения выражена в словах «благоговение перед жизнью», которые, наверное, представляют собой единственно приемлемую этическую основу взаимоотношений человека и живой природы.

Научные концепции и математические модели, о которых говорилось чуть раньше, дали начало футурологии (комплексная дисциплина, основывающаяся на данных естественных наук) и разным социально-экономическим прогнозам.

 

 

Глава 6.

Значение экологии.

На сегодня развитие взаимодействие с природой опасно для жизни не только отдельных объектов, территорий, стран и тому подобное, но так же для всего человечества.

Объяснить это можно тем, что человек крепко связан с живой природой; происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в отличие от остальных организмов, эти связи имеют такие размеры и формы, что это может привести (что почти и случилось) почти к полному вовлечению живого покрытия Земли (биосферы) в жизнеобеспечение нынешнего   общества, доведя общество к границе экологической катастрофы.

Человек, с помощью его природного разуму, пытается создать себе «удобные» условия обитания, быть независимым от физических факторов среды, например, от погоды, от чистоты воздуха и тому подобное. По этой причине человек, в первую очередь, отличается от остальных видов тем, что взаимодействует с природой через культуру, которую он сам же и создал, другими словами человечество в общем, развиваясь, создает на планете культурную среду с помощью передачи из поколения в поколение своего накопленного опыта. Но, как писал К. Маркс, «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя  пустыню».

Избежать стихийное развитие событий можно лишь обладая знаниями о том, как их применять, и в примере с экологией, эти знания должны «овладеть массами», хотя бы большей частью общества, что реально, только если вовлечь всеобщее экологическое образование людей, начиная с образованием в школе и оканчивая высшим учебным заведением.

Экологические знания нужны всем людям, чтобы исполнить мечту мыслителей всех поколений о создании достойной человека среды, для этого необходимо построить идеальные города, воспроизвести настолько совершенные производительные силы, которые смогут обеспечить гармонию человека с природой. Но, в любом случае, эта гармония невозможна, если люди негативно настроены друг к другу. Как точно сказал американский эколог Б. Коммонер в начале 70-х гг., «поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом... и что, наконец, миру между людьми и природой должен предшествовать мир между людьми».

Подводя итоги, экологические знания помогут оценить всё отрицательное воздействие войны и ссор между людьми, потому что за этим кроются не только жизни людей и смерть цивилизаций: всё это приведет к мировой экологической катастрофе, к исчезновению всего человечества. Из чего следует, важное из экологических условий сохранений жизни человека и всего живого — это гармоничное отношение друг к другу. Именно к этому должен стремиться экологически образованный человек.

Но было бы неправильно формировать всю экологию в скупе только с человеком. Да и сама экология появилась, чтобы решить все необходимые задачи изучения взаимодействия всего живого с неживой природой и организмов между собой. Человек — это тот же организм, и изоляция его от животных и растений дикой природы сильно повлияет на его самочувствие. Домашние питомцы и растения не способны в полной мере заменить дикую природу. Изменение или уничтожение природной среды влечет за собой пагубные последствия для жизни человека. Экологические знания помогают человеку убедиться в этом и принимать верное решение с целью охраны природы, в том числе и на бытовом уровне. Они помогают ему понять, что человек и природа — это одно целое и представления о господство человека над природой абсолютно не целесообразны.

Экологически обученный человек не позволит «стихийного» отношения к окружающей природе. Он будет избегать и уничтожать экологическое варварство, а если такими станут большая часть нашего населения, то они обеспечат нормальную жизнь своим детям, уверено защищая дикую природу от появления «дикой» цивилизации, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя наилучшие, «экологически чистые» пути взаимоотношения природы и общества.

Из этого прослеживается, что на сегодня предотвратить нарушение экологических законов возможно, только возведя на необходимую высоту экологическую культуру каждого члена общества, что реаьно сделать, в первую очередь, через образование и изучение основ экологии. Что особо стоит учитывать для специалистов в области наук технического направления, в первую очередь для инженеров-строителей, инженеров в области химии, нефтехимии, металлургии, машиностроения, пищевой и добывающей промышленности и т. д.

 

 

Заключение.

В своём реферате я вела речь об основах экологии, о её истории, о том, какова экология в скупе с естественными науками  и о непосредственном значении экологии. При изучении экологии необходимо её рассматривать со всех сторон, потому что она входит в большинство объёмных наук, например, таких как биология, география, экономика, физика, химия, социология, зоология, ботаника и так далее.

Как мы уже выяснили, экология – это наука, изучающая окружающую среду, человека, все живые и не живые организмы и взаимоотношения между ними.

Проблемы экологии рассматриваются очень серьёзно, потому что прежде всего они создаёт угрозу целостному развитию, и даже выживанию всего живого. Учитывая парадигму системного подхода в современном естествознании, экологию можно определить как науку о структуре и функционировании экологических систем различного ранга. Экология, сама по себе, изучает, наблюдает, исследует, прогнозирует, моделирует состояние живой и неживой природы, человеческого общества и помогает  сохранить богатства Земли. 
Влияние окружающей среду на человека, в последнее время, очень серьёзно (впрочем, как и было всегда), из-за него всё в большей мере разрушается генотип человека и существует всё большая угроза его национальному генофонду. В свою очередь человек тоже имеет непосредственно негативное воздействие на природу (антропогенные загрязнения), в результате выбросов заводами, фермами, портящими окружающую среду, он подрывает здоровую целостность почвенного состава, загрязняет воздух и даже ставит под удар озоновый слой нашей планеты.  
Каждый человек, бережно и разумно использующий богатства природы, помогает сохранить окружающую среду для себя и будущих поколений. 
Существует 4 среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Каждая из них учувствует в формировании экологии. Отдельные элементы среды, оказывающие воздействие на живые организмы называются экологическими факторами. 
Жизнь зародилась на Земле ещё 4 млр лет назад, человек на Земле живёт всего 200 тысяч лет и за это время мы успели почти полностью разрушить экологический баланс, а без него, как известно, существование не возможно. Человек должен изменить своё будущее. Конечно мы не знаем как залатать дыры в озоновом слое, как воскресить уже вымерших животных, не можем вернуть вырубленные леса, но мы можем перестать разрушать всё это.  В нашей стране производится очень много отходов, мы покупаем и выбрасываем. 

Информация о работе Экология как наука