АНАЛИЗ СИСИТЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ ЗАО ТД «ПЕРЕКРЕСТОК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка по повышению конкурентоспособности организации на примере ЗАО ТД «Перекресток».
Задачи дипломной работы состоят в следующем:
1. рассмотреть конкурентоспособность как объект управления;
2. изучить элементы формирования стратегии конкурентоспособности организации;
3. определить методы анализа конкурентоспособности организации;

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 660.00 Кб (Скачать файл)

Конкурентная стратегия имеет  более узкие рамки, чем общая  стратегия предприятия. Последняя  не только рассматривает проблему конкуренции, но и охватывает стратегии функциональной работы, учитывает, как руководство  планирует отреагировать на изменения условий любого типа (а не только те, которые связаны с конкуренцией), как оно намерено справляться с полным диапазоном стратегических проблем, стоящих перед предприятием. Конкурентная стратегия относится исключительно к управленческому плану, направленному на обеспечение успешной конкуренции и предоставление потребителю высшей ценности.

Компании во всем мире стремятся  использовать все мыслимые способы, чтобы привлечь потребителей и вызвать  у них желание сделать следующую  покупку в целях опережения конкурентов и получения преимущества на рынке. И поскольку руководители разрабатывают краткосрочные тактические и долгосрочные стратегические меры, соответствующие специфической ситуации их компании и состоянию рынка, существует бесчисленное число вариантов стратегий и различных их нюансов. Таким образом, можно сказать, что имеется столько же вариантов стратегий, сколько конкурентов присутствует на рынке. Однако, можно установить, что при рассмотрении рыночных целей предприятия и типа конкурентоспособности, которого предприятие хочет достичь, все стратегии можно разделить на несколько групп, содержащих аналогичные подходы. Выделим пять категорий конкурентных стратегий8:

1. Стратегия лидерства на основе низких издержек. Стремление стать поставщиком самых дешевых товаров и услуг, привлекательных для широкого круга потребителей.

2. Стратегия дифференциации, или индивидуализации. Стремление индивидуализировать свою продукцию для того, чтобы она отличалась от продукции конкурентов и таким образом стала более привлекательной для широкого круга покупателей.

3. Стратегия наилучшей стоимости. Предложение потребителям большей реальной ценности денег с упором на сочетание низких издержек и дифференциации качества. Цель состоит в том, чтобы иметь наилучшие (наиболее низкие) издержки и цены, чем у продукции конкурентов, обладающей аналогичными свойствами и качеством.

4. Стратегия концентрации на узком сегменте или нише рынка на основе низких издержек. Концентрация на узком потребительском сегменте и опережение конкурентов за счет более низких издержек.

5. Стратегия концентрации на узком сегменте или нише рынка на основе дифференциации. Предложение узкому сегменту рынка товаров и услуг, индивидуализированных, под его вкусы и потребности.

Пять основных конкурентных стратегий показаны на рис. 1.2. Каждая из них занимает свою рыночную позицию и включает принципиально разные подходы к управлению бизнесом.

 

Рис. 1.2. Пять основных конкурентных стратегий9

 

В приложении 1 приведены отличительные  свойства конкурентных стратегий (для простоты два вида стратегий концентрации даны в одной колонке, поскольку они отличаются только одним признаком - основой, на которой строится конкурентное преимущество).

Следует отметить, что конкурентные преимущества предприятия в отрасли определяются также широтой целевого рынка. Поэтому перед выбором одной из общих стратегий предприятие должно определить ряд ограничивающих факторов: ассортиментный набор продуктов, который оно будет производить, а также тип потенциальных покупателей; планируемые каналы распределения продукции; регион, в котором оно будет продавать продукцию, а также ряд смежных отраслей, в которых собирается конкурировать.     

При этом предприятие может выбрать  массовый рынок или узкую рыночную нишу. Комбинируя целевые рынки с основными стратегиями, предприятие расширяет область выбора стратегий. Когда стратегии минимизации затрат и дифференциации продукции нацелены на массовый рынок, они называются лидерством в издержках и дифференциацией продукции соответственно. Но когда эти же стратегии нацелены на рыночную нишу, они называются фокусированием. Выбор конкретной стратегии конкуренции существенно зависит от стратегического потенциала предприятия и возможностей расширения его ресурсов. Именно внутренняя среда предприятия во многом определяет выполнимость выбранной стратегии.

Далее рассмотрим основные методы исследования конкурентоспособности и системы  менеджмента организации.

1.3. Методы исследования конкурентоспособности и системы менеджмента организации

 

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления (приложение 2)10.

Организация исследования – это  система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т.е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ. Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследовательских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам.

В исследовании управления предметом  изучения может быть организация  управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы  мотивации, экономия времени, использование  компьютерных технологий и т.д. Могут быть комбинации различных проблем.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций  управления, как ценность и методологический подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений. Исследование является и средством совершенствования управления, определяя профессионализм, инновационность, мотивацию и пр.

Наука и практика выработали инструментарий изучения состояния действующей  системы управления коммерческой деятельностью  в организации, построения, обоснование и реализации новой системы – методы исследования системой управления (табл. 1.1).

Раскроем сущность этих методов. Системный  анализ служит методическим средством  системного подхода к решению  проблем совершенствования системы  управления. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие системы управления в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления, технологии управления, управленческих решений.

Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение в глубь явления  и определение его сущности. Например, систему управления коммерческой деятельностью  можно расчленить на подсистемы, подсистемы – на функции, функции – на процедуры, процедуры – на операции. После расчленения необходимо воссоздать систему управления как единое целое, т.е. синтезировать. При этом применяется метод декомпозиционного моделирования, где модели могут быть логическими, графическими и цифровыми11.

Таблица 1.1

Классификация методов анализа  и построения системы управления коммерческой деятельности12

 

Методы обследования

(сбор данных)

Методы анализа

Методы формирования

Самообследование

Интервьюирование, беседа

Активное наблюдение рабочего дня

Моментные наблюде-

ния

Анкетирование

Изучение документов

Фуекционально-стоимостного анализа

 

 

 

 

 

 

 

Системный анализ

Экономический анализ

Декомпозиция

Последовательной подстановки

Сравнений

Динамический

Структуризации целей

Нормативный

Параметрический

Моделирование

Функционально-стоимостного анализа

Главный компонент

Балансовый

Корреляционный и регрессионный  анализ

Опытный

 Матричный

Системный подход

Аналогий        

Экспертно-аналитический

Параметрический

Блочный

Моделирования

Функционально-стоимостного анализа

Структуризации целей

Опытный

Творческих совещаний

Коллективного блокнота

Контрольных вопросов     6-5-3

Морфологический анализ

 

Методы обоснования

Методы внедрения

Аналогий

Сравнений

Нормативный

Экспертно аналитический

Моделирование фактического и желаемого состояния исследуемого объекта

Расчет коллективных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов

Функционально-стоимостного анализа

Обучение, переподготовка и повышение квалификации работников аппарата управления

Материальное и моральное  стимулирование нововведений

Привлечение общественных организаций

Функционально-стоимостного анализа


 

Метод последовательной подстановки  позволяет изучить влияние на формирование системы управления коммерческой деятельности каждого фактора в отдельности, под действием которых сложилось ее состояние, исключая действие других факторов. Факторы ранжируются, и отбираются наиболее существенные.

Метод сравнений позволяет сравнивать существующую систему управления коммерческой деятельностью в организации с подобной системой передовой организации, с нормативным состоянием и состоянием в прошлом периоде. Следует учитывать, что сравнение дает положительный результат при условии сопоставимости систем, их однородности.

Расширить границы сопоставимости можно путем исключения факторов несопоставимости.

Динамический метод предусматривает  расположение данных в динамическом ряду и исключение из него случайных  отклонений. Тогда ряд отражает устойчивые тенденции. Этот метод используется при исследовании количественных показателей, характеризующих систему управления в целом.

Метод структуризации целей предусматривает  количественное и качественное обоснование  целей организации и целей  системы управления коммерческой деятельностью с точки зрения ее соответствия целям организации. Анализ целей, развертывание их иерархическую систему, установление ответственности подразделений за конечные результаты работы, определение их места в системе производства и управления, устранение дублирования в их работе являются важной предпосылкой  построения рациональной системы управления коммерческой деятельностью. При структуризации должны быть обеспечены взаимоувязка, полнота, сопоставимость целей разных уровней управления коммерческой деятельностью в организации.

Экспертно-аналитический метод  позволяет выявить основные направления  совершенствования управления коммерческой деятельностью, оценки результатов  анализа и причины недостатков. Однако он не всегда обладает высокой точностью и объективностью в связи с тем. Что у экспертов отсутствуют единые критерии оценок. Этот метод наиболее эффективен при многошаговой экспертизе13.

Нормативный метод предусматривает  применение системы нормативов, которые  определяют состав и содержание функций по управлению коммерческой деятельностью, тип организационной структуры, критерии построения структуры аппарата управления организации в целом и системы управления коммерческой деятельностью.

Все шире применяется параметрический  метод. Задача этого метода – установление функциональных зависимостей между параметрами элементов производственной системы и системы управления коммерческой деятельностью для выявления степени их соответствия.

В последнее время при совершенствовании  системы управления коммерческой деятельностью начали применять метод функционально-стоимостного анализа. Этот метод позволяет выбрать такой вариант построения системы управления коммерческой деятельностью или выполнения той или иной функции  управления, который требует наименьших затрат и является наиболее эффективным с точки зрения конечных результатов. Он позволяет выявить лишние или дублирующие функции управления, функции, которые по тем или иным причинам не выполняются, определить степень централизации и децентрализации функций управления коммерческой деятельностью и т.п.

Метод главных компонент позволяет  отразить в одном показателе (компоненте) свойства десятков показателей. Это  дает возможность сравнивать не множество  показателей одной системы управления коммерческой деятельностью с множеством показателей другой подобной системы, а только один (1-ю, 2-ю и 3-ю компоненту).

Балансовый метод позволяет  провести балансовые сопоставления, увязки.

Корреляционный и регрессивный анализ – установление линейной зависимости  и тесноты связи с между  параметрами14.

Опытный метод базируется на опыте  предшествующего периода данной системы управления коммерческой деятельностью  и опыте другой аналогичной системы.

  Наибольшее развитие в деле  совершенствования управления коммерческой  деятельностью получил метод  аналогий. Он заключается в применении  организационных форм, которые оправдали  себя функционирующих системах  управления коммерческой деятельностью  со сходными экономико-организационными характеристиками по отношению к рассматриваемой системе. Сущность метода заключается в разработке типовых решений и определении границ и условий их применения.

Эффективным методом использования  типовых решений при совершенствовании управления коммерческой деятельностью является блочный метод типизации подсистем линейно-функциональных и программно-целевых структур. Типовые блочные решения увязываются вместе с оригинальными организационными решениями в единой организационной системе управления коммерческой деятельностью. Блочный метод ускоряет процесс формирования новой системы управления коммерческой деятельностью и повышает эффективность функционирования системы с наименьшими затратами.

Метод творческих совещаний предполагает коллективное обсуждение направлений развития системы управления коммерческой деятельностью. Эффективность метода состоит в том, что идея, высказанная одним человеком, вызывает у других участников совещания новые идеи, а те, в свою очередь, порождают следующие идеи, в результате чего возникает поток идей. Цель творческого совещания – выявить возможно больше вариантов путей совершенствования системы управления коммерческой деятельностью.

Информация о работе АНАЛИЗ СИСИТЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ ЗАО ТД «ПЕРЕКРЕСТОК»