Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 06:27, реферат
Автомобильный транспорт развивается ускоренными темпами, особенно в рыночных условиях, как наиболее массовый вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов любой стоимости, в том числе дорогостоящих, на короткие и средние расстояния, а также обеспечения розничной торговли, малого бизнеса, систем производственной логистики. Он может быть единственным видом транспорта в сельскохозяйственных регионах при перевозке пассажиров и грузов. Автомобильный транспорт имеет самую широкую сферу использования: в городе, пригороде, в межрегиональном, междугородном и международном сообщении как самостоятельный или для подвоза-вывоза к магистральным видам транспорта.
Введение
3
Автомобильный транспорт, его значение в жизни общества и экономике.
4
Заключение
18
Список литературы
19
Министерство образования РФ
ХТИ – филиал КГТУ
Кафедра экономики и
Реферат по экономике
машиностроения
Тема: Автомобильный транспорт
в Российской Федерации и в Республике Хакасия
Абакан – 2003
Содержание
Введение |
3 |
Автомобильный транспорт, его значение в жизни общества и экономике. |
4 |
Заключение |
18 |
Список литературы |
19 |
Введение
Под единой транспортной системой подразумевают совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, техническими и нормативно-правовыми взаимоотношениями. Каждый вид транспорта имеет свою сферу эффективного использования.
Разнообразие видов транспорта в нашей стране обусловлено ее большой территорией, множеством естественных водных путей, регионов с неблагоприятными климатическими зонами, разнообразием ландшафтов и т.п.
В состав транспортной системы входит железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, или речной, морской, воздушный, трубопроводный, промышленный, городской, космический транспорт, транспорт энергии и информации.
Такие виды транспорта, как промышленный и городской, в свою очередь, также являются совокупностью различных видов транспорта, объединенных территориальным признаком. Каждый вид транспорта эффективен в определенной сфере использования.
В данном реферате будет рассмотрен автомобильный транспорт, как в общем по России, так и по Хакасии.
Автомобильный
транспорт развивается
Автомобильный транспорт, его
значение в жизни общества и экономике.
Транспорт (от лат. tгапsроrtо — перемещаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.
Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему материально-технического снабжения.
Транспорт как отрасль производства представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения
В понятие «транспорт» входят также отдельные элементы (подсостав, дороги, терминалы и др.), взаимодействующие между собой для выполнения определенных работ, поэтому необходимо рассматривать транспорт как систему.
Система представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся) взаимной связи (элементов), подчиненных определенному принципу, рассматривают как элемент большой системы — экономики в целом — или как подсистему экономики, предназначенную обслуживать экономические связи в сфере обращения всеми видами транспорта, включая городской, промышленный (технологический) и специализированный.
Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.
В Хакасии транспорт представлен такими видами как: железнодорожный, автомобильный, воздушный и городской электрический транспорт, которые являются составной частью производственной и социальной инфраструктуры и призваны обеспечивать потребности региональной экономики и населения в транспортных услугах.
Существует транспорт общего, ведомственного и личного пользования. На всех этапах развития экономики транспорт обеспечивает потребности ее отраслей и населения в оперативном перемещении грузов и пассажиров. При развитии рыночных отношений особо остро ставится вопрос о соблюдении сроков перемещения, установленных заказчиком перевозок.
В таблице 1 и на рис. 1 представлены сводные данные по всем видам транспорта, характеризующие объемы перевозок грузов и пассажиров, грузооборот и пассажирооборот транспорта общего пользования, в Республике Хакасия.
А так же в табл. 2 и на рис 2 и 3 можно проследить динамику перевозки грузов пассажиров, как в Российской Федерации, так и в Хакасии.
Табл. 1
Сводные данные по видам
2001г. |
2001г. в % к 2000г. | |
Перевезено грузов предприятиями транспорта, тыс. тонн, в том числе: |
16945,6 |
119,1 |
Железнодорожным |
14091,0 |
110,8 |
Автомобильным |
2847,7 |
188,5 |
Воздушным |
6,9 |
73,6 |
Грузооборот предприятий транспорта, млн. т-км., в том числе: |
19900,9 |
113,0 |
Железнодорожным |
19769,0 |
113,1 |
Автомобильным |
105,8 |
124,3 |
Воздушным |
26,1 |
56,2 |
Перевезено пассажиров предприятиями транспорта, тыс. человек, в том числе: |
|
|
Железнодорожным |
952,6 |
75,9 |
Автомобильным |
42249,0 |
100,2 |
Воздушным |
5511,5 |
75,5 |
Троллейбусным |
25,2 |
101,5 |
Пассажирооборот предприятий транспорта, млн. пасс-км, в том числе: |
|
|
Железнодорожным |
362,8 |
83,0 |
Автомобильным |
379,8 |
85,9 |
Воздушным |
16,5 |
75,5 |
Троллейбусным |
85,9 |
105,7 |
По табл.1 построим диаграмму грузооборота различных видов транспорта.
Рис. 1 грузооборота различных видов транспорта, млн. т-км
По рис 1 видно, что по грузообороту железнодорожный транспорт занимает первое место, автомобильный второе, а воздушный третье.
Табл. 2
Перевозки грузов автомобильным транспортом
отраслей экономики, млн. тонн
|
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
Российская Федерация |
5607,8 |
5307,8 |
5491,1 |
4878,4 |
6125,3 |
Сибирский федеральный округ |
1380,8 |
1437,5 |
1249,9 |
1247,1 |
1307,1 |
Республика Хакасия |
72,9 |
54,7 |
52,9 |
42,8 |
37,0 |
Рис. 2 Динамика перевозки грузов в Российской Федерации.
Рис. 3 Динамика перевозки грузов в Республике Хакасия.
Из рис. 2 и 3 видно, что объёмы перевозок автомобильным транспортом за 1995 – 2001 годы в Российской Федерации постоянно менялись, но в общем можно заметить тенденцию увеличения (на 517,5 млн. тонн).
В Республике
Хакасия наоборот перевозка
В 2002г. насчитывалось эксплуатационных грузовых автомобилей – 221 штука. По сравнению с соответствующим периодом 2001г. Парк грузоперевозящих автомобилей общего пользования сократился на 11.6% (на 29штук). Парк грузовых автомобилей, превысивший нормативный срок эксплуатации (10 лет), составил 93,7%, свыше 13 лет – 72,9%.
Основной особенностью транспорта является нематериальный характер производимой продукции. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения и, следовательно, является обслуживающей отраслью.
Отсюда и его специфическая роль в обеспечении (опосредованно) роста общественного продукта и национального дохода и улучшении работы отраслей, производящих материальную продукцию. Эта роль заключается в своевременной доставке требуемой продукции от производителя к потребителям, уменьшении потерь и порчи готовой продукции и сырья, сокращении времени омертвления материальных средств, находящихся на транспорте, улучшении транспортного обслуживания населения путем быстрой его доставки в комфортных условиях.
Здесь рассмотрим перевозки пассажиров автобусами общего пользования, табл. 3, рис 4 и 5..
Таблица 3
Перевозка пассажиров автобусами
общего пользования, млн. человек
|
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
Российская Федерация |
23664,7 |
23102,8 |
22882,5 |
22021,8 |
20883,1 |
Сибирский федеральный округ |
1290,9 |
2239,7 |
2188,6 |
1994,3 |
1977,5 |
Республика Хакасия |
51,3 |
35,2 |
31,5 |
14,1 |
14,9 |
Рис. 4 Динамика перевозки пассажиров в Российской Федерации.
Рис. 5 Динамика перевозки пассажиров в Республике Хакасия.
Из рис. 4 видно, что количество пассажиров перевозимых автобусами общего пользования в Российской Федерации практически не менялось за исследуемый период с 1995 по 2001гг., а из рис. 5 видно, что количество пассажиров перевозимых автобусами общего пользования в Республике Хакассия постепенно уменьшалось с 51,3 до 14,9млн. чел. в год. Сокращение объема перевозок пассажиров произошло, в основном, из-за уменьшения перевозок, в пригородном (на 68,4% в 2001г. по сравнению с 2000г.) и внутригородском (на 28,4%) видах сообщения.
В 2001 г.автобусами общего пользования было перевезено 14861,8 тыс. человек с пассажирооборотом 181,4 млн. пассажиро – километров, что соответственно на 38,2% и 41,6% меньше, чем в 2000г.
Кроме того, автобусами, находящимися в собственности физических лиц, привлеченными к работе на маршрутах общего пользования, а 2001г. было перевезено 27387,2 тыс. человек с пассажирооборотом 198,4млн. пассажиро-километров (в 2000г. соответственно 18123,1 тыс. человек и 131,6 млн. пассажиро-километров).
Число перевезенных пассажиров в сельской местности по сравнению с 2000г. уменьшилось на 3481,5 тыс. человек (на 57,5%) и составило в 2001г. 2568,6 тыс. человек; пассажирооборот уменьшился на 108,2 млн. пассажиро-километров (на 56,2%) и составил 84,4 млн. пассажиро-километров.
Далее, в таблице 4 и на рис 6. рассмотрим пассажирооборот автомобильного транспорта общего пользования по видам сообщения.
Информация о работе Автомобильный транспорт в Российской Федерации и в Республике Хакасия