Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 06:27, реферат
Автомобильный транспорт развивается ускоренными темпами, особенно в рыночных условиях, как наиболее массовый вид транспорта для перевозки пассажиров и грузов любой стоимости, в том числе дорогостоящих, на короткие и средние расстояния, а также обеспечения розничной торговли, малого бизнеса, систем производственной логистики. Он может быть единственным видом транспорта в сельскохозяйственных регионах при перевозке пассажиров и грузов. Автомобильный транспорт имеет самую широкую сферу использования: в городе, пригороде, в межрегиональном, междугородном и международном сообщении как самостоятельный или для подвоза-вывоза к магистральным видам транспорта.
Введение
3
Автомобильный транспорт, его значение в жизни общества и экономике.
4
Заключение
18
Список литературы
19
Таблица 4
Пассажирооборот автомобильного транспорта
общего пользования по видам сообщения
(миллионов пассажиро - киллометров)
1997 |
1998 |
1999 |
2000 | |
Междугородное |
58,8 |
43,1 |
61,6 |
77,8 |
Пригородное |
107,5 |
128,4 |
153,6 |
133,7 |
Внутригородское |
199,9 |
130,7 |
115,7 |
99,4 |
Рис. 6 Пассажирооборот автомобильного транспорта общего пользования по видам сообщения
Транспорт одновременно выступает и в роли потребителя и в роли работодателя, так как использует транспортные средства, топливо и другую продукцию различных отраслей экономики, а также трудовые ресурсы.
Темпы развития транспорта должны несколько опережать потребности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются самыми целесообразными видами резервов, так как отсутствие возможностей перемещения грузов и пассажиров является серьезным тормозом в развитии экономики.
Недоучет роли транспорта в экономике приводит к отставанию отдельных отраслей промышленного производства и сельского хозяйства. Так, плохие дороги или отсутствие дорог не позволяют вывезти готовую продукцию, что особенно пагубно для сельского хозяйства, где каждый вид продукции имеет ограниченный срок реализации. Несвоевременная доставка людей к месту работы или проживания может отрицательно сказываться на их здоровье и работоспособности.
Транспорт участвует в производственном процессе любого предприятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, что является обязательным условием общественного производства. Продукт только тогда готов к использованию, когда закончилось его перемещение к месту потребления. При этом следует иметь в виду, что внутрипроизводственный транспорт включен в средства производства и процессы выработки товаров на тех предприятиях, которые он обслуживает, т. е. в определенных случаях транс порт является составной частью технологического процесса производства данного продукта.
Однако роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов или пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, на формирование и потребление запасов продукции на производстве и в сфере потребления, на стоимость складского хозяйства и т.д. Таким образом, транспорт способствует прогрессу общества, в связи, с чем считается одной из важнейших баз экономики. При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики. Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения, и как бы продолжает процесс производства, доставляя товар в сферу потребления для продажи. Только в этом случае образуется система «деньги — товар — деньги», на которой строится любая экономика.
Транспорт — очень трудоемкая отрасль, в которой занято более 10 % работающих граждан страны. Транспортная отрасль потребляет 60 % мирового производства жидких нефтепродуктов, 20 % стали, 80 % свинца, 70 % синтетических каучуков, 40 % лакокрасочных изделий и др.
На транспорте одновременно находится примерно 27—30 млн. т различных грузов.
Одним из показателей уровня развития страны является состояние транспорта.
Доля отдельных видов транспорта по перевозкам грузов для промышленного развития стран составляет: наземный транспорт – 27%, водный транспорт – 62%, другие виды транспорта – 11%; для развивающихся стран – соответственно 10; 84 и 6%.
По статистике на 1 км земного шара приходится 8,8 м железных дорог, 103 м автомобильных дорог и 1,4 м речных путей при очень неравномерном распределении по регионам, это можно увидеть на рис. 7
Рис. 7 Количество дорог на 1 км. земного шара.
Например, плотность автомобильных дорог в Азии в 10 раз ниже, чем в Европе, а плотность железных дорог в Африке в 15 раз меньше, чем в Северной Америке. Во внутренних перевозках некоторых стран Европы на автомобильный транспорт приходится основная часть (50—80 %) транспортной работы, как по грузовым, так и по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования, например в Дании — 72 и 89 %, Финляндии — 65 и 64 % соответственно. Но в пассажирских перевозках США автомобильный транспорт общего пользования занимает всего 10 %, так как высока доля частных автомобилей.
За период действия Федеральной программы «дороги России» с 1995 по 2000 г. протяженность автодорог возросла на 11 % при большой неравномерности в европейской и восточной частях страны.
Показатели протяженности сети автомобильных дорог (тыс., км) представлены на рис. 8.
Рис 8 Показатели протяженности сети автомобильных дорог в различных странах (тыс., км)
Из рис. 8 видно, что наибольшее количество автомобильных дорог расположены в США.
В России парк автотранспортных средств за пятилетний период вырос на 40 %, 14 % грузовых автомобилей имеют возраст до 5 лет, а свыше половины парка — более 10 лет. Технический уровень отечественных транспортных средств отстает от мирового на 10—15 лет по экономичности, надежности, эргономичности, экологии и безопасности, что приводит к повышению общественных издержек на внутреннем рынке и значительным потерям на рынке международных перевозок. Парк рассредоточен между мелкими предприятиями, а выработка транспортного средства очень низка.
Протяженность автомобильных дорог в Республике Хакасия постоянно увеличивается это можно увидеть из табл. 5 и рис.9
Таблица 5
Протяженность автомобильных дорог в Республике Хакасия
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 | |
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на конец года), км |
1888 |
2075 |
2094 |
2399 |
2471 |
2485 |
2498 |
Рис. 9 Протяженность автомобильных дорог в Республике Хакасия
Из таблицы 5 и рис. 9 видно, что на начало 2001г. протяженность автомобильных дорог общего пользования в республике составила 2498 км, из них с усовершенствованным покрытием – 1691,1 км. В общем, в период с 1995г. по 2001г. протяженность дорог увеличилась на 825 км.
Автомобильный
транспорт развивается
Далее рассмотрим
какое количество, в штуках, транспортных
средств находится в
Таблица 6
Наличие автотранспорта в собственности граждан (штук)
1997 |
1998 |
1999 |
2000 | |
Грузовые автомобили |
3005 |
3471 |
389 |
4292 |
Автобусы |
314 |
298 |
501 |
1252 |
Легковые автомобили |
71022 |
77361 |
79569 |
85612 |
Рис. 10 Наличие автотранспорта в собственности граждан
Из рис 10 видно, что наличие легковых автомобилей в собственности граждан больше чем других видов транспорта.
В Хакасии на начало 2002г., а 8 организациях автомобильного транспорта общего пользования насчитывалось эксплуатационных автобусов – 306 шт. из общего числа автобусов 30 – маршрутные таксомоторы.
По сравнению с началом 2001г. количество автобусов сократилось – на 3,8% (на 12 штук). Этот транспорт широко используется в качестве туристско-экскурсионного (как самостоятельный или при взаимодействии с другими видами транспорта).
Автомобильный
транспорт — это вид
Классификация подвижного состава автомобильного транспорта представлена на рис. 11.
Рис. 11. Классификация подвижного состава автомобильного транспорта
Автомобильный транспорт наиболее массовый вид для перевозки пассажиров на короткие и средние расстояния. Основная сфера его деятельности, как говорилось выше, перевозка грузов любой стоимости на небольшие и средние расстояния. Применение современных технологий типа контейнерной расширяет сферу применения автомобильного транспорта по перевозке грузов. Эффективна и перевозка на значительные расстояния в международном сообщении, которое приносит валютную прибыль и ускоряет доставку экспортно-импортных грузов.
Развитие современных технологий, например контейнерной, расширяет сферу применения (дальность) автомобильного транспорта. Эффективна и перевозка на значительные расстояния при международном сообщении, которая ускоряет доставку экспортно-импортных грузов, для сравнения.
На 01.01.99 г. на автомобильном транспорте России было более 450 тыс. перевозчиков, оформивших лицензии и 1,7 млн. грузовых автотранспортных средств, 100 тыс. из которых имели раз решение на международные перевозки. На пассажирских перевозках было занято более 450 тыс., транспортных средств, более 120 тыс., из которых имели лицензии, В международных перевозках пассажиров участвовали 16,7 тыс., автомобилей. Число транспортно-экспедиционных компаний — примерно 12 тыс. Нужно заметить, что производительность транспортных средств в мелких автотранспортных предприятиях в 18—20 раз ниже, чем в средних и крупных.
В России на 01.01.2000 г. полная протяженность сети автомобильных дорог (общего пользования, ведомственных и частных) составляла 922 тыс., км, из них 751,3 тыс., км (81,5 %) — с твердым покрытием, дорог общего пользования — 579 тыс., км, из них 525,3 тыс., км (90,7%) — с твердым покрытием. 40—50% грузов перевозятся по федеральным дорогам, протяженность которых — 46,4 тыс., км (менее 10 % от сети общего пользования).
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства автомобильного транспорта:
Относительные недостатки автомобильного транспорта:
Технология
работы автомобильного транспорта отличается
тем, что производственный процесс
осуществляется подвижным составом
предприятий общего пользования, ведомственным
(обслуживающим
Проблемы и тенденции развития автомобильного транспорта:
Максимальная грузоподъемность на сегодня — 600 т. Это автомобили Челябинского завода. Необходимо увеличение моторесурса автомобилей, т. е. пробега их до капитального ремонта. Сейчас автомобили ВАЗ проходят до 130 тыс., км, ГАЗ и КамАЗ — до 400 тыс., км, ЗИЛ — до 300 тыс. км, но иностранные автомобили имеют значительно больший ресурс. Остается проблема полнокомплектного (капитального) ремонта (трудоемкость строительства ЗИЛ- 130 составляет 140 нормо-часов, а его капитальный ремонт — 360 нормо-часов, но после ремонта достигается только 60 % производительности). За рубежом легковые автомобили не доводят до капитального ремонта, также как большинство марок грузовых (распродают отдельные элементы на запчасти или отправляют целиком под пресс для получения вторичного сырья, особенно после серьезных аварий). Целесообразным считается капитальный ремонт лишь для особо тяжелых дорогих грузовых автомобилей.
Информация о работе Автомобильный транспорт в Российской Федерации и в Республике Хакасия