Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в сложном положении аграрного сектора, которое объясняется спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно-обоснованной концепции правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также финансово-кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к переосмыслению всей существующей системы.

Содержание

Введение 2-3
Глава 1. Теоретические основы АПК
1.1. Агропромышленный комплекс РФ — понятие, структура 4-8
1.2. Основными показателями социально-экономической эффективности структуры агропромышленного комплекса РФ 8-8
Глава 2. Современное состояние АПК
2.1 Состояние сельскохозяйственного производства на 2011 год 9-14
2.2 Экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья 14-15
2.3 Социальная инфраструктура и инженерное обустройство сельских поселений 15-20
2.4 Целевые индикаторы и показатели 20-23
2.5 Финансовая устойчивость сельского хозяйства 23-24
2.6 Кредитование сельскохозяйственных предприятий 24-26
2.7 Малые формы хозяйствования на селе 26-27
2.8 Техническая и технологическая модернизация в сельском хозяйстве 27-30
Глава 3. Проблемы и перспективы развития АПК
3.1 Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса 31-33
3.2 Перспективы развития подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводств 33-36
3.3 Перспективы развития мясного скотоводства 36-38
3.4 Перспективы развития малых форм хозяйствования 38-40
3.5 Перспективы технической и технологической модернизации, инновационного развития 40-43
Заключение 44-45
Список литературы 46-47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Результаты развития отрасли обеспечили восстановление сельскохозяйственного производства после аномальной засухи 2010 г. и позволили выйти на перевыполнение целевого показателя производства продукции сельского хозяйства (приложение 2), предусмотренного Государственной программой.

Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2011 году составил 122,1% к уровню прошлого года, что на 18 процентных пунктов больше целевого показателя Государственной программы, в том числе по растениеводству – 147,2% (на 44,1 п.п.),по животноводству  – 101,5% (ниже на 3,5 п.п.). Динамика индекса производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств приведена в приложении 3.

Прирост продукции растениеводства получен за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур, уровень которой по большинству культур был самым высоким за предыдущие годы, а также за счет увеличения убранных площадей.

В результате получен рекордный урожай по сахарной свекле –47,6 млн. тонн, подсолнечнику – 9,7 млн. тонн, рапсу – более 1 млн. тонн.

Объем производства сои достиг исторического максимума – 1 млн. 756 тыс. тонн.

Это дало возможность России стать экспортером сахара. Объем его поставок на экспорт составил, по оценке Минсельхоза России, - 245 тыс. тонн, увеличился экспорт подсолнечного масла почти на 23%, составив 512,8 тыс. тонн.

Также получен прирост производства зерна и картофеля (в 1,5 раза), скота и птицы на убой в живом весе (на 3,7%), яиц (на 1,1%). По сравнению с предыдущим годом производство молока уменьшилось на 0,3 процента.

За 4 года реализации Государственный программы 2011 г. оказался наиболее благоприятным в плане увеличения производства всех основных видов сельскохозяйственной продукции, за исключением льноволокна и молока (приложение 4).

Наибольший прирост производства продукции сельского хозяйства, в том числе растениеводства и животноводства  наблюдался в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей (приложение 5.1).

Доля крестьянских (фермерских хозяйств) в общем объеме производства по сравнению с 2010 г. увеличилась по всем основным видам сельхозпродукции (приложение 5.2), сельскохозяйственных организаций – по картофелю, овощам, продукции животноводства. Доля хозяйств населения в общем объеме производства снизилась практически по всем видам сельхозпродукции, за исключением зерна и сахарной свеклы.

Исходя из группировки субъектов Российской Федерации по приросту и спаду производства сельского хозяйства (приложение 5.3) доля субъектов обеспечивших рост производства сельхозпродукции по сравнению с 2010 г. увеличилась, составив 99% (в 2010 г.  – 24,1%). Из 81 субъекта Российской Федерации 78 не допустили спада производства сельскохозяйственной продукции. При этом в 49 из них рост производства продукции превысил 10 процентов.

Доля субъектов, обеспечивших рост продукции растениеводства, составила около 98,2% (в 2010 г. – 24,9%). Наибольшее количество субъектов (75) увеличили производство растениеводческой продукции. Спад производства сельскохозяйственной продукции допустили3 субъекта, растениеводческой – 6, а животноводческой – 19.

В агропромышленном комплексе важнейшим результатом 2011 г., с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности, стало восстановление положительной динамики развития отрасли до значений, превосходящих уровень, достигнутый перед неурожайными 2009-2010 гг, (приложение 5.4).

За четыре года реализации Государственной программы целевые значения по производству скота и птицы (в живой массе) были перевыполнены, что способствовало выполнению планового показателя Государственной программы по доле российского  производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо). В 2011 году она соответствует плановому заданию 68,1 процент.

Вместе с тем не преодолена тенденция снижения производства молока, вследствие чего не удалось обеспечить достижение его объема, предусмотренного Государственной программой, а также выйти на ее целевой показатель по доле отечественного производства молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) в формировании ресурсов. В 2011 году она составила 76,4% при плане 80,4 процентов.

Индексы цен на сельскохозяйственную продукцию были ниже индексов цен на промышленную продукцию (в первую очередь дизельное топливо, газ природный, минеральные удобрения, электроэнергию) (приложение 5.5), что 20существенно усложнило выполнение некоторых целевых показателей Государственной программы на 2011 год.

В 2011 году финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций были наилучшими за все четыре года реализации Государственной программы, если судить по количеству убыточных организаций, объему полученной прибыли и уровню рентабельности (приложение 5.6).

Ведется системная работа с компаниями розничной торговли. В целом ряде крупных сетевых магазинов открыты фермерские столы – специальные прилавки, куда крестьяне могут напрямую, беспрепятственно поставлять свою продукцию.

В 2011 году рентабельным производство сельскохозяйственной продукции было в 77 субъектах Российской Федерации, производство продукции растениеводства – в 75, продукции животноводства – в 73 (приложение 5.7).

Наиболее высокий уровень рентабельности наблюдался в Республиках Калмыкия (42,0%), Бурятия (33,5%), Алтайском крае (30,3%), Забайкальском крае (33,9%).

Положительные результаты, связанные с ростом производства сельскохозяйственной продукции, обеспечением страны собственным продовольствием способствовали некоторому улучшению основных показателей работы отрасли и инвестиционному климату в сельском хозяйстве (приложение 5.8). В дальнейшем для улучшения показателей работы отрасли необходимо создание благоприятного инвестиционного климата в России, что позволит увеличить приток инвестиций в российский АПК.

В 2011 г. за счет улучшения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства было достигнуто перевыполнение целевого показателя по индексу физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на 9 процентных пункта. За четыре года реализации Государственной программы в 2011 г. он был наивысшим, составив 117,5% при плане 108,5%.

В 2011 г. обновление машинно – тракторного парка в сельском хозяйстве осуществлялось с привлечением 12 млрд. руб. средств федерального бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам.

Однако снижение темпов приобретения сельскохозяйственной техники компенсируется приобретением энергонасыщенной, высокопроизводительной техники и внедрением ресурсосберегающих технологий, использующих комбинированные почвообрабатывающие и посевные агрегаты.

В 2011 году было приобретено 21216 тракторов (51,7% к плану Государственной программы), 6878 зерноуборочных (55,0%) и 1795 кормоуборочных (51,3%) комбайнов.

По данным отраслевой отчетности, уровень энергообеспеченности в хозяйствах всех категорий (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин) составил 148,1 л.с. на 100 га посевных площадей при плане 161,0 л.с. на 100 га посевной площади.

Мероприятия, проводимые в рамках технической модернизации и автоматизации отраслей сельского хозяйства, а также применение современных ресурсосберегающих технологий способствовали  росту производительности труда. По оценке Минсельхоза России, индекс производительности труда составил 124,0% против 105,2%, предусмотренного Государственной программой.

В 2011 г., по предварительным данным Росстата, располагаемые ресурсы в среднем на одного члена сельского домохозяйства составили 11 753,3 руб. в месяц и на 5,7 % превысили целевой индикатор Государственной программы.

Сохранилась положительная тенденция опережения темпов роста среднедушевых располагаемых ресурсов сельских домохозяйств по сравнению с городскими. За последние 6 лет (2006 – 2011 гг.) они выросли в 3,3 раза при увеличении в городских домохозяйствах в 2,8 раза. Соотношение этих показателей в городе и на селе в 2011 г. достигло 64,2% против 62,3% в 2010 г. и 55,2% в 2005 г. (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение располагаемых ресурсов сельских и городских домашних хозяйств на одного члена домохозяйства в месяц, руб.

Годы

Сельские домохозяйства

Городские домохозяйства

Соотношение, %

Абсолютная разница, руб.

2005

3 604,7

6 529,5

55,2

2 924,8

2006

4 495,3

7 984,9

56,3

3 489,6

2007

5 871,1

10 354,6

56,7

4 483,5

2008

7 786,5

13 465,9

57,8

5 679,4

2009

8 416,9

13 869,4

60,7

5 452,5

2010

10 128,7

16 265,0

62,3

6 136,3

2011 (оценка)

11 753,3

18 305,1

64,2

6 551,8


Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства росла опережающим темпом по сравнению со среднероссийским показателем.

За 2011 г. по предварительным данным она составила в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве 12 320 руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 15,5%. Соотношение со средним значением по экономике выросло с 51 до 52 процентов.

 

2.2 Экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья

В 2011 г. объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства составил 42,5 млрд. долл. США против 35,2 млрд. долл. в 2008 г. и 36,4 млрд. долл. в 2010 г. (табл. 2). В товарной структуре импорта удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 1,8 процентных пунктов и составил 14,9%.

Таблица 2

Экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства в Российской Федерации, млрд. долл. США

 

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Экспорт

5,5

9,1

9,3

10

8,8

12

Импорт

21,6

27,6

35,2

30,1

36,4

42,5


Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства был также наибольшим за все годы рыночных преобразований и четыре года реализации Государственной программы, достигнув 12,0 млрд. долларов.

Сальдо экспорта и импорта на агропродовольственном рынке страны остается отрицательным.  В 2011 году оно  составило 30,5 млрд. долл., увеличение по сравнению с 2008 г. составило 4,6 млрд. долл., с 2010 г. - 2,9 млрд. долл.

 

2.3 Социальная инфраструктура и инженерное обустройство сельских поселений

В 2011 г. по направлению устойчивое развитие сельских территорий осуществлялись мероприятия по повышению уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры села.

Федеральным законом от  13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в 2011 г. было выделено 7 720 млн. руб. средств федерального бюджета, или 27,2% от объема, предусмотренного на реализацию мероприятий по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений раздела «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы.

Плановый объем финансирования программных мероприятий в 2011 г. за счет всех источников по Минсельхозу России составил 26,45 млрд. руб. (прилдожение 13).

Государственная поддержка мероприятий Программы, по которым государственным заказчиком выступал Минсельхоз России, за счет средств федерального бюджета  была направлена на  реализацию следующих мероприятий:

  • по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов –304 520,0 млн. руб. (58% от общего объема ассигнований из федерального бюджета);
  • по развитию газификации в сельской местности – 1 120,0 млн. руб. (15%);
  • по развитию водоснабжения в сельской местности – 1 260,0 млн. руб. (16%);
  • прочих мероприятий - 820,0 млн. руб.: развитие в сельской местности сети общеобразовательных учреждений, учреждений  культурно – досуговой деятельности, первичной медико–санитарной помощи, физической культуры и спорта, НИОКР (11%).

Фактический объем финансирования мероприятий Программы за счет всех источников составил 35,27 млрд. руб. Превышение планового объема на 8,82 млрд. руб., или 33,3% было достигнуто за счет предусмотренных  лимитов ассигнований из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (на 21,3%) и внебюджетных источников (на 85,8%). В отчетном году из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию программных мероприятий привлечено13,63 млрд.  руб., 13,92 млрд. руб. из внебюджетных источников.

Объем финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета составил 7 719,8 млн. руб., или 99,99% к плановым назначениям. Экономия бюджетных средств в объеме 200,0 тыс. рублей образовалась в соответствии с заключенным государственным контрактом на выполнение научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ.

В общем объеме финансирования Программы 21,9% составляет доля федерального бюджета, 38,6% и 39,5%  доля средств, привлеченных из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации ииз внебюджетных источников (приложение 13).

По сравнению с 2010 г.  привлечение средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации увеличилось на 6,5% при сохранении объема субсидий из федерального бюджета.

Доля расходов на улучшение жилищных условий сельского населения (направление «прочие нужды») в общем объеме средств, направленных за счет всех источников финансирования на реализацию мероприятий Программы, повысилась с 52,9% в 2010 г. до 58,2% в 2011 г.

В целом по направлению «прочие нужды» фактические расходы превысили плановый объем на 36,2%, что было обеспечено за счет дополнительного привлечения на жилищное строительство средств населения, региональных и местных бюджетов. Расходы из внебюджетных источников на эти цели больше предусмотренных Программой в 2 раза. Ассигнования из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов превысили запланированный объем на 1,5%. Привлечение средств из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности увеличилось по сравнению с 2010 г. на 0,92 млрд. руб.  (17,6%) при сохранении объема субсидий из федерального бюджета. Доля федерального бюджета в общем объеме финансирования строительства (приобретения) жилья на селе составила 22,0%.

Информация о работе Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития